Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Эшкинина, Д. С. Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д. С. Эшкинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79798/ (дата обращения: 19.04.2021).



В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелкой моторики рук. Сравнительный метод исследования показал различия между уровнем сформированности мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормой речевого развития. По итогам диагностического исследования были составлены рекомендации для родителей.

Ключевые слова: мелкая моторика, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, дидактические игры, су джок-терапия, биоэнергопластика.

Одним из значимых факторов развития речи является развитие мелкой моторики рук, что предопределено плотным взаимодействием между моторно-двигательным и речевым центрами коры головного мозга. Значительное торможение в развитии мелкой моторики рук вызывает у дошкольников затруднения в овладении определёнными жизненно-необходимыми навыками: самообслуживание, предметная и игровая деятельность, овладение письмом, умения в учебной и трудовой сферах.

Проблемой исследования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста занимались многие отечественные ученые (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, М. М. Кольцова, Л. Ф. Антакова-Фомина).

В настоящее время количество детей дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения растет, что затрудняет их дальнейшую подготовленность и обучение, всё это отражается на успеваемости и, в целом, доставляет значительный дискомфорт для ребёнка при взаимодействии с окружающей средой. Поэтому развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи просто крайне необходимо.

В специальной литературе под общим недоразвитием речи (ОНР) принято считать «нарушение речевого развития, при котором наблюдается недостаточный уровень сформированности всех компонентов языковой системы: словарного запаса (лексики), грамматического оформления (грамматики), звукопроизношения (фонетики), слуховых дифференцировок (фонематического слуха)» [1; с. 39].

Общее недоразвитие речи является «патологией речи первичного характера» [5; с. 80] и делится на четыре уровня, которые отличаются по степени тяжести овладения коммуникативной функцией. Важной особенностью детей с данной категорией является нормальный интеллект и полноценная сохранность слуха.

Цель исследования: изучить особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

– Теоретический метод исследования — содержит исследование и анализ специальной научной литературы, относящейся к теме исследования.

– Сравнительный метод исследования — помог сопоставить уровень сформированности мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи с их ровесниками с нормой речевого развития.

– Обрабатывающие методы исследования — состоят из проведения количественного и математико-статистического анализа полученных данных.

– Интерпретационные методы исследования — включает метод качественного анализа результатов проведённой диагностики, обсуждение результатов диагностического исследования, формулирование обобщающих выводов.

Диагностика была проведена с детьми с нормой речевого развития (10 детей) и с детьми с общим недоразвитием речи (10 детей).

На первом этапе эксперимента мы проанализировали методическую литературу и подобрали диагностический материал для проведения диагностического исследования уровня сформированности мелкой моторики рук.

На втором этапе эксперимента мы провели диагностику ручной моторики испытуемых. Для проведения эксперимента мы отобрали диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников из книги Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича «Психомоторика».

Проведя диагностику, по исследованию особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, мы получили следующие результаты.

Таблица 1

Сравнение результатов диагностики у детей с нормой речевого развития и у детей с общим недоразвитием речи.

Уровень сформированности мелкой моторики рук

Результаты детей с нормой речевого развития

Результаты детей с общим недоразвитием речи

Высокий уровень

30 %

10 %

Средний уровень

40 %

40 %

Низкий уровень

30 %

50 %

Таким образом, можно сделать следующий вывод, уровень сформированности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи существенно ниже уровня сформированности мелкой моторики детей с нормой речевого развития. Дети с общим недоразвитием речи имеют средний и низкий уровень сформированности мелкой моторики рук.

Исследование показало, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается скованность движений пальцев, кистей рук; неустойчивая координация движений кистей рук и пальцев, дети испытывают затруднения при работе с ножницами, рисовании линий по контуру и образцу.

Для развития мелкой моторики рук у дошкольников чаще используются дидактические игры так, как для детей данного возраста ведущей деятельностью является игра. Дидактические игры «активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость» [2; с. 48].

В настоящее время начинают набирать популярность нетрадиционные методы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Например: комплексы О. И. Крупенчук и Т. А. Воробьевой по развитию артикуляционной гимнастики в игровой и стихотворной форме, сказкотерапия, О. И. Лазаренкова и А. В. Ястребова предлагают использовать в работе с дошкольниками «артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики» [4; с. 52].

Всё чаще встречается в работах с детьми метод из восточной медицины Су-джок-терапия, который «не только развивает мелкую моторику пальцев рук…но и способствует повышению физической и умственной работоспособности» [3; с. 22].

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. 2017. № 19. С. 38–43.
  2. Жуйкова Т. П., Байкалова И. А. Использование дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Sciences of Europe. 2021. № 66. С. 44–47.
  3. Коновалова Г. А. Су Джок-терапия в коррекции нарушений речи // Современные образовательные технологии. 2016. № 14. С. 21–26.
  4. Лещенко С. Г., Крючкова А. В. Развитие артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су Джок и биоэнергопластики // Символ науки. 2016. № 11–2. С. 50–53
  5. Мурашова И. Ю. Дифференциация понятий «Общее недоразвитие речи» и «Системное недоразвитие речи» // Педагогический имидж. 2020. № 1(46). С. 78–91.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика рук, общее недоразвитие речи, ребенок, речевое развитие, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, особенность формирования, уровень, артикуляционная гимнастика, Сравнительный метод.


Задать вопрос