Целью настоящей статьи является рассмотрение жанра кинематографа, как психологическая драма и экспрессионизм.
Изображение основных форм проявления человеческой личности с точки зрения действия — это драма. Драма и экспрессионизм в кино получили свою популярность за счет показа эмоций, экспрессий, тревоги, возмущения, тревоги и всего того, что внутри испытывает человек.
Ключевые слова: кино, драма, экспрессионизм, человек, эмоции, психология, человеческие проблемы, жанр.
Основной критерий драмы в кино — она раскрывает больше не действия, а внутреннее состояние человека, что именно и сколько переживаний внутри героев фильма, из-за которых происходит внутреннее преодоления себя. Основная цель для драмы является показать истину страстей.
В драме выделяют два основных направления — социально психологический и лирико-психологический. Один из жанров драматического произведения — психологическая драма, где всё действие завязано на жизненных перепутьях главного героя, его внутренних противоречиях и поисках внутренних ответов.
Психологическая драма как жанр словесно-художественного произведения берёт своё начало с творчества мадам де Лафайет в конце XVII века и переживает первый расцвет в XIX веке. В этот период психологическая драма становится признанным искусством, которая пытается, что человеческие чувства и эмоции могут быть эстетически самостоятельными [1].
Важно отметить, что психологическая драма достаточно буржуазна. Буржуа не тревожат религиозно-моральные сомнения в мироздании, уверен, что его внутренний мир достаточно интересен и содержит материал, достойный стать произведением.
Писатель, режиссер — всегда самостоятельный творец произведения, в основе драмы он описывает не действия, а мысли героев, именно со своей позиции, которым ведомо все, что происходит в жизни. Психологический жанр возможен, так как мы не задумываемся о религии, на главное место в кинематографе выходят главное внутренние проблемы и душевные сомнения героев, где человек пытается разобраться в себе, найти внутри себя существование чего-то светлого от бога.
В России жанр психологической драмы расцветает в конце 50-х XX века. Можно смело сказать, что по сегодняшний день, этот жанр носит эффектный социальный характер. В век беспрецедентной душевной жадности, всеобщей мировой потребности, когда вышли на всеобщую сцену и предоставили главную роль хамству, жестокости и нормы двойственной морали, артисты, разного жанра, стали обращаться в глубинами человеческой души, пытаясь понять: «Когда все эти негативные качества успели выйти на первый план человеческой души?», «Куда делись такие качества как — доброта, сострадание и любовь к ближнему своему?» [4].
Драматические жанры в мировой киноиндустрии, являются самими популярными в киноискусстве. Если окунуться в историю кино, то можно смело заявлять, что драма появилась раньше всех. Как утверждает В. Соколов: «мелодрамы и комедии положили основу художественному кино и были основой для создания более сложных жанровых форм» [6].
В жанре психологической драмы работали такие режиссеры как К. Занусси, И. Бергман. Психологическая драма специфичный жанр, где главная проблема героя или героини заключается в исследовании взаимоотношения с окружающим миром, анализ времени в котором оказался герой. Данные два направления, которые выделяются в драме, тесно связаны с психологической составляющей главного героя.
В центре любого драматического произведения должен быть персонаж, отличающий уникальной индивидуальностью, обладающий собственным характером, ярко демонстрируемым в мелодрамах и драмах.
Вначале 1920-х наиболее востребованы в кинозалах были истории безумия, предательства, криминальных заговоров. Но пока действовал военный запрет на прокат зарубежной кинопродукции, берлинские студии в это время ставили много фильмов ежегодно, пусть даже на очень маленькие средства [3].
Шок проигрыша в Первой Мировой войне в условиях относительной изолированности немецкой кинематографической индустрии послужило тем, что эмоции тревожности, печали и разочарования стали выражаться на экраны кинематографа.
Направления экспрессионизма начало развиваться в кино несколько позже, нежели в других видах искусства. Его прообраз видят в отдельных фильмах середины 1910-х гг., а расцвет и угасание пришелся на период с 1920 года до начала Третьего рейха. Основные представители того времени— Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг, Р. Вине, П. Вегенер, П. Лени [5].
Отправной точкой немецкого киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари». Измененное психическое состояние главного героя, которое охватывает чувства страха, затаенную опасность, передается в фильме с деформированными, геометрическими, крайне стилизованными декорациями.
Для фильмов, последовавших за «Калигари», так же характерны гротескные искажения пространства и предельно контрастное освещение, которое иногда подчёркивают нарисованные на стенах тени. В «Носферату» (1922) к арсеналу приёмов добавились использование негативов и ускоренное воспроизведение кадров. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло, и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса [5].
Экспрессионизм стал первым полноценным жанром авторского кинематографа, он превратил кинематограф в художественное произведение. Основными признаками экспрессивного кинематографа являются принципиально новый подход к использованию камеры и таких визуальных методов, которые до этого никогда не были еще использованы при создании кино. Это павильонные съемки — принципиальное закупоривание действия в небольшую комнату, которая декорирована таким образом, чтобы вызвать болезненные, искаженные, сдвинутые представления о происходящем.
Подводя итоги, можно сказать, что жанры кино, рассмотренные в статье, являются массовыми и популярными во всем мире, и пользуется огромным спросом среди известных кинорежиссеров. Драма имеет огромный выбор тематик и проблем, затрагивающих сценаристов. Жанр драмы и экспрессионизм положил основу многим современным жанрам киноискусства и подарил много шедевров мирового кинематографа.
Литература:
- Агафонова, Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н. А. Агафонова. — Минск: Тесей, 2008. — 392 с.
- Агеев, В. Семиотика театра, кино и телевидения. // Семиотика / В. Агеев. — М.: Весь мир, 2012. — С. 123–137.
- Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// ramafond.ru/uchebniki-kinodramaturgii.htm. (Дата обращения: 22.11.2022)
- Зингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ века. / Б. И. Зингерман. — М,1999. — с. 127
- Русский авангард 1910–1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Наука, 2003.– c. 234
- Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. — М.: Клуб «Альма Анима», 2016. — 208 с.