Сравнительный анализ понятия «эго» в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 04.06.2024

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Туркина, А. Д. Сравнительный анализ понятия «эго» в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга / А. Д. Туркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 372-374. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115208/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены основные различия в понимании «эго» З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, особенности его функционирования как ключевого элемента психоаналитической структуры личности. Проанализированы сходные положения в теориях авторов, а также их взгляд на роль Эго в социальной адаптации индивида.

Ключевые слова: психоанализ, Эго, самость, бессознательное, сознание, архетипы, личность, идентичность.

В XX в. зарождается новый подход в психологии — психоанализ. Идеи влияния бессознательной части психики на сознательные компоненты делают данное направление одним из ведущих для своего времени. В наши дни психоаналитическая теория не теряет своей популярности, продолжает использоваться и в теоретической, и в практической форме. Рассматривая психоанализ, стоит выделить две значимые фигуры — Зигмунда Фрейда (создателя психоаналитической теории) и Карла Густава Юнга (автора аналитической психологии). Данные теории представляют направление классического психоанализа. Их исследование актуально как в рамках рассмотрения истории психологии, так для понимания структуры личности. Понятие «эго» выделяли оба автора, в целом определяя его как связующее звено подсознания с реальностью. Анализируя подходы к определению данной структуры личности, можно выявить особенности взаимодействия индивида с действительностью.

Цель исследования состоит в поиске тождеств и различий в определении понятия «Эго» З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, а также в формировании комплексного понимания Эго как одной из структур личности в психоанализе.

При проведении исследования применялись теоретические методы анализа, синтеза, сравнения.

Стоит начать с раскрытия понятия Эго согласно авторам. Фрейд определял Я (оно же Эго) следующим образом: «Я (Ich) — подструктура душевной жизни, выступающая посредником между сверх-Я и Оно, индивидом и реальностью... Подчиняется принципу реальности» [1, с. 447]. Я выступает как структурный компонент личности, связующее звено между моральными установками, заключенными в сверх-Я и влечениями, бессознательными содержаниями, представленными в Оно. Подчинение принципу реальности заключается в работе Эго через систему восприятия, т. е. непосредственного отражения объектов и явлений реального мира и поиске разумных путей удовлетворения влечений Оно. Эго формируется в процессе эволюции человека [6, с. 64].

К. Г. Юнг в своих ранних работах не давал единого определения Эго. В целом, оно является центром сознания личности, представленным сознательным и подсознательным Эго [2, с. 311]. Сознательные личные содержания составляют сознательное Эго, а бессознательные личные содержания — бессознательное Эго соответственно. Благодаря Эго у человека возникает целостный образ самого себя, совокупность некоторых знаний и представлений о себе. Ошибочно можно предположить, что Эго определяет индивидуальность личности, т. к. оно представлено личными содержаниями. Однако в теории Юнга истинная индивидуальность заключена в самости, в то время как Эго является лишь «компромиссом» с реальностью.

Функции Эго позволяют личности взаимодействовать с окружающим миром, социумом, адаптироваться к изменениям. Согласно З. Фрейду Я (Эго) выступает в роли «слуги трёх господ», т. е. является связующим звеном между реальностью, сверх-Я и Оно. «Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. разрядке возбуждений во внешний мир. Эта та душевная инстанция, которая контролирует все частные душевные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого же Я исходит так же вытеснение …» [1, с. 427]. Я контролирует то, какая часть влечений будет перенесена в сферу сознания, как они будут реализоваться, иными словами осуществляет контроль в направлении от бессознательного к реальности. С другой стороны, Я обладает вытесняющей функцией, т. е. переводит сознательные содержания в бессознательное (контроль в направлении от осознаваемой действительности к бессознательному). Помимо вышесказанного, Эго способствует адаптации личности, с учетом восприятия внешнего мира, уравновешивает, согласовывает все сознательные и бессознательные процессы. Под влиянием родительских стандартов и общественных норм из Я рождается новая инстанция — Сверх-Я [4, с. 11].

В аналитической психологии Эго имеет социальную «маску», внешнюю сторону — персону: «С помощью персоны человек пытается выглядеть так или иначе, прячется за маской или даже может использовать определённую персону как баррикаду» [2, с. 98]. В связи с этим можно выделить следующие функции Эго: симуляция индивидуальности (некоторая совокупность представлений о себе, которая связана с взаимодействием с социумом), компенсация личных недостатков (при отождествлении с персоной), ограничение от сферы коллективной бессознательной психики. Система таких представлений необходима для сохранения целостности личности и контакта с социальным окружением. Также Эго — это основа идентичности и самосознания [5, c. 51]. Эго является хранилищем личных содержаний, т. е. соотносится с памятью. Как совокупность личных содержаний оно включает и сознательную, и бессознательную часть, следовательно, связывает их. Несмотря на то, что Эго представляет собой сознательное ядро личности, достижение личностной зрелости связано с совершенно другой структурой. Процесс индивидуации (самостановления и самоосуществления) у К. Г. Юнга контролирует самость («… самость есть величина, супраординатная по отношению к сознательному эго. Она охватывает не только сознательную, но и бессознательную психику и, следовательно, является так сказать, личностью, которой являемся мы сами» [2, с. 103]).

Эго является полярным образованием в отношении к Оно, поэтому для полного понимания этой структуры необходимо рассмотреть её взаимодействие с бессознательными содержаниями.

Фрейд определял бессознательное как часть психической жизни индивида, неосознаваемую им [1, c. 440]. В структуре личности бессознательному соответствует Оно. Эго формируется непосредственно из Ид (Оно) под воздействием системы восприятий. Я представляет «поверхность» Оно, как бы покрывая его, при этом обе эти структуры четко не разграничены, т. к. некоторая часть Я все же может быть бессознательной [1, c. 428]. Эго и Ид находятся в конфликтных отношениях. Эго стремится взять контроль над Ид, ограничить принцип удовольствия, которому следует бессознательная психика, подчинить её разуму.

Юнг бессознательное разделял на личное и коллективное [3, с. 6]. Личное бессознательное образовано забытыми и вытесненными личными содержаниями, комплексами, а коллективное — архетипами. Коллективное бессознательное характеризуется врожденностью, независимостью от индивидуального опыта и наличием единых форм для всех людей [3, с. 85]. Оно наполнено древними символами, присущими культурам всех народов. Сознание и бессознательное, в отличие от теории З. Фрейда, связаны скорее не конфликтными, а компенсаторными отношениями, они в большей степени дополняют друг друга. К. Г. Юнг выделял несколько способов взаимодействия Эго с бессознательным: идентификация с персоной, идентификация с анимой/анимусом, гармоничные отношения (точка баланса между Эго и бессознательным). В первом случае, чем больше индивид будет сопротивляться коллективному бессознательному, направляя свой фокус внимания на мнимую индивидуальность, тем с большей силой оно будет овладевать индивидом, растворяя личность в коллективном. Второй вариант взаимодействия характеризуется избеганием реальности, Эго приобретает бессознательный характер и полностью направлено на взаимодействие с бессознательным. Гармоничные отношения достигаются путем индивидуации, личность осознает, что её индивидуальность заключена не в персоне, а в самости, т. е. единстве сознания и бессознательного.

Таким образом, можно выделить следующие сходные положения в теориях Фрейда и Юнга:

  1. Эго выступает как связующий компонент сознательных и бессознательных содержаний.
  2. Оба автора выделяли в Эго бессознательную часть.
  3. Эго выполняет функцию адаптации и подчиняется принципу реальности.
  4. Эго участвует в сознательном принятии решений, выборе из некоторого множества альтернатив и регуляции поведения.
  5. Эго отвечает за сохранность личности.
  6. Оба автора выделяли точку баланса сознательных и бессознательных структур. Эта точка способствует гармоничному функционированию личности.

Однако существуют и различия:

  1. Согласно Фрейду Я и Оно находятся в конфликтных отношениях, согласно Юнгу Эго с бессознательным в большей степени направлены на компенсацию друг друга.
  2. Юнг рассматривал Эго как социальную роль, Фрейд — как компонент, связывающий личность с реальностью.
  3. С позиции Юнга Эго может играть компенсаторную роль, Фрейд данной функции не выделял.
  4. По Фрейду Эго — компонент баланса между Супер-эго и Оно, Юнг точку баланса между бессознательной психикой и сознанием перенес на самость, Эго в его понимании — структура, которая может склоняться к одному из полюсов.
  5. У Фрейда формирование Эго соотносится с работой системы восприятия, у Юнга — с социализацией.
  6. Под влиянием общественных норм в теории Фрейда из Эго формируется Супер — Эго, в концепции Юнга — персона.
  7. Эго как посредник с реальностью рассматривается Фрейдом, Эго как сознательный образ «Я» — Юнгом.
  8. У Фрейда конгруэнтность заключена в равноценной работе Эго в обе стороны — Сверх-Я и Оно, Юнг же делал акцент на балансе между противоположными архетипами (персоной и анимой / анимусом). При «перевесе» в одну сторону гармоничность личности нарушается.

Во многом понятие «Эго» в теориях Фрейда и Юнга схожи, особенно в степени её подчинения принципам реальности, связи с сознательными содержаниями. Есть и различия, которые наиболее выражены в отношениях с бессознательным и социальных функциях.

Литература:

  1. Ярошевский М. Г. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  2. Юнг К. Г. Отношения между эго и бессознательным. — М.: АСТ, 2021. — 320 с.
  3. Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. — М.: АСТ, 2022. — 244 с.
  4. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В., Мартынова А. И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа // Ped.Rev.. 2016. № 1 (11).
  5. Шнайдер В. Ф., Талалуева Т. А. Современные аспекты теории личности К. Г. Юнга // Символ науки. 2021. № 10–2.
  6. Игебаева Ф. А., Ишимгужина А. С. Психическая структура личности по З. Фрейду // Экономика и социум. 2015. № 6–3 (19).
Основные термины (генерируются автоматически): Эго, бессознательное, содержание, Юнга, бессознательная психика, отношение, принцип реальности, структура личности, бессознательная часть, внешний мир.


Похожие статьи

Философские и юридические подходы к пониманию категории «вины»

В статье изложены основные подходы к определению вины как основания юридической ответственности. Уделяется особое внимание изучению мнений ученых философов, цивилистов в определении категории «вины». Целью работы является исследование проблемы опред...

Воображение как условие развития внутренней речи у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные теоретические и практические понятия «воображение» и «эгоцентрическая речь», а также их взаимосвязь в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. При помощи экспериментального исследования, в котором уча...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности

В статье освещено понимания Э. Фроммом и Ф. Ницше проблемы проявления человеческой сущности, отчуждения человека в обществе и определены пути ее преодоления. Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы.

Понятие формального единства в философии И. Гизеля

Цель статьи — рассмотреть аспекты метафизического учения И. Гизеля, а именно понятие «формального единства» и его значение для концепции философа, поскольку философский курс И. Гизеля остается интересным объектом для изучения, который отображает осно...

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды выдающихся философов и деятелей искусства

В данной статье рассматриваются подходы М. А. Лифшица к исследованиям этической составляющей трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына. М. А. Лифшиц рассматривает эмансипацию художественной деятельности, п...

Опыт исследования ценностей и значимости жизненных сфер в зависимости от статуса религиозной идентичности

В статье рассмотрены понятия религия, идентичность, религиозная идентичность, личность. Дано представление о различных статусах эго-идентичности на основе теорий Э. Эриксона, Дж. Марсиа. Проведено эмпирическое исследование, направленное на определени...

Похожие статьи

Философские и юридические подходы к пониманию категории «вины»

В статье изложены основные подходы к определению вины как основания юридической ответственности. Уделяется особое внимание изучению мнений ученых философов, цивилистов в определении категории «вины». Целью работы является исследование проблемы опред...

Воображение как условие развития внутренней речи у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные теоретические и практические понятия «воображение» и «эгоцентрическая речь», а также их взаимосвязь в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. При помощи экспериментального исследования, в котором уча...

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности

В статье освещено понимания Э. Фроммом и Ф. Ницше проблемы проявления человеческой сущности, отчуждения человека в обществе и определены пути ее преодоления. Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы.

Понятие формального единства в философии И. Гизеля

Цель статьи — рассмотреть аспекты метафизического учения И. Гизеля, а именно понятие «формального единства» и его значение для концепции философа, поскольку философский курс И. Гизеля остается интересным объектом для изучения, который отображает осно...

Применение модели информационного метаболизма для успешной реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся

Статья посвящена выделенным на основе базиса Юнга аспектам информационного метаболизма и важности применения знаний об оных для реализации индивидуального подхода к школьникам. В ней тезисно описана имеющаяся информация о нюансах аспектоники каждого ...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды выдающихся философов и деятелей искусства

В данной статье рассматриваются подходы М. А. Лифшица к исследованиям этической составляющей трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына. М. А. Лифшиц рассматривает эмансипацию художественной деятельности, п...

Опыт исследования ценностей и значимости жизненных сфер в зависимости от статуса религиозной идентичности

В статье рассмотрены понятия религия, идентичность, религиозная идентичность, личность. Дано представление о различных статусах эго-идентичности на основе теорий Э. Эриксона, Дж. Марсиа. Проведено эмпирическое исследование, направленное на определени...

Задать вопрос