Особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 27.11.2022

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Есманская, Н. Е. Особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями / Н. Е. Есманская, А. А. Мелехина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 490-492. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96824/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье авторы пытаются определить особенности когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: когнитивная сфера, младший школьный возраст, речевые нарушения.

С началом школьной жизни у детей младшего школьного возраста под влиянием образовательного процесса, классного коллектива и учителя осуществляется развитие их когнитивной сферы, приобретение таких свойств и качеств личности, характерных для взрослых людей. Это обусловлено тем, что младшие школьники выполняют новые и необычные для них виды деятельности, а также находятся в системе таких межличностных отношений, диктующих от них обладание новыми личностными качествами. Едиными характеристиками всех составляющих когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста должны стать их стабильность, произвольность и результативность. Учащиеся начальной школы, которые имеют подобные качества, выделяются среди сверстников большей заинтересованностью к обучению, наблюдательностью, возможностью качественнее выполнять упражнения и задания, а также воспринимать окружающую их действительность [1, c. 140–168].

Важную роль в совершенствовании когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста выполняет личностная характеристика учителя, его качества, а также глубокая заинтересованность тем, что он преподает, чему желает научить своих учеников. Личный авторитет педагога — крепкий фундамент воспитания у учеников заинтересованности на занятиях, без наличия которой становится маловероятным усвоение изучаемого учебного материала [3, c. 103–120].

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при речевых нарушениях не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с речевыми нарушениями в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер [4, c. 174–182].

В ряде случаев у детей с речевыми нарушениями развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность, у них отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам. Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения. Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику [2, c. 168–175].

Младшим школьникам с речевыми нарушениями предстоит очень важный момент в их жизни — переход после окончания начальной школы в среднее звено образовательного учреждения. Этот процесс заслуживает самого серьёзного внимания. Связано это с тем, что условия обучения преобразовываются коренным образом. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к другим составляющим когнитивную сферу, а также к личностному совершенствованию учащихся [5].

Однако по результатам проведенного нами исследования мы выяснили, что уровень развития когнитивной сферы у значительного числа учащихся начальной школы с речевыми нарушениями едва достигает нормы, а у многочисленной группы младших школьников с речевыми нарушениями уровень развития явно недостаточен для данного периода онтогенеза, чего нельзя сказать про детей младшего школьного возраста без речевых нарушений.

Это свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть развиты у учащихся с нарушениями речи к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или получили развитие в недостаточной степени.

Поэтому выявление особенностей когнитивной сферы младших школьников с речевыми нарушениями имеет важное значение, и чем точнее будет проведена диагностика ребенка, чем быстрее и правильнее разработана программа работы и проведена с каждым учеником, тем меньше будет особенностей когнитивной сферы у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / Г. С. Абрамова — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 0 672 с.
  2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников, практикум по психодиагностике. М. Издательство «Речь» 2005г.
  3. Елецкая О. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи/ О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. — 2012.
  4. Кибрик, А. А. Когнитивные исследования: сборник научных трудов. — 5 вып. [Текст] / ред. А. А. Кибрик, Т. В. Черниговская, А. В. Дубасова. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — 294 с.
  5. Лебедева, Т. В. Когнитивные корреляты грамотности у детей с речевыми и языковыми трудностями по сравнению с детьми с другими специальными потребностями / Е. Л. Григоренко, Т. В. Лебедева, Н. А. Прихода, Н. В. Рахлина // Материалы VI Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии «Ребенок с дислексией в реалиях XXI века». — М.: Российская ассоциация дислексии, 2013. — С. 28–34 (0,4 п.л.).
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивная сфера, младший школьный возраст, нарушение, ребенок, начальная школа, уровень развития, школьник.


Похожие статьи

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения...

Лексико-семантические нарушения у младших школьников с нарушениями развития

6. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста / И. Ю. Кулагина.

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе.

Выявить уровень развития импрессивной речи младших школьников с интеллектуальной.

Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам...

...работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников / Н. А. Мишечкина.

возраст участников: 7–8 лет. – примерное количество занятий: 11 встреч; 6 недель.

Цель и задачи занятий: исследование и оценка развития познавательной сферы.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка.

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

У остальных учащихся уровень развития либо низкий, либо очень низкий, на них необходимо

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников

Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления.

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе

Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть.

Теоретический анализ исследования психологических...

Младший школьный возраст выпадает на период от 7 до 11 лет [1]. В этом возрасте ребенок попадает в новую ситуацию развития — поступает в школу. В рамках школьной среды он научается взаимодействовать в коллективе, принимает на себя новую роль — роль ученика.

Возрастные возможности формирования познавательных...

В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие, внимание...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данном исследовании будем придерживаться следующей классификации: высокий, средний и низкий уровень познавательной активности. Целью данного исследования является выявление уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном...

Ключевые слова: когнитивный подход, начальная школа, обучение.

На наш взгляд, комплексный анализ уровня когнитивных функций младших школьников даст

Рассмотрим примеры реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Осипова, В. В. Программа когнитивного развития младших школьников «Умка».

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое

Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник...

Похожие статьи

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения...

Лексико-семантические нарушения у младших школьников с нарушениями развития

6. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста / И. Ю. Кулагина.

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе.

Выявить уровень развития импрессивной речи младших школьников с интеллектуальной.

Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам...

...работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников / Н. А. Мишечкина.

возраст участников: 7–8 лет. – примерное количество занятий: 11 встреч; 6 недель.

Цель и задачи занятий: исследование и оценка развития познавательной сферы.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка.

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

У остальных учащихся уровень развития либо низкий, либо очень низкий, на них необходимо

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников

Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления.

Младший школьный возраст — период накопления знаний. Именно в начальной школе

Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть.

Теоретический анализ исследования психологических...

Младший школьный возраст выпадает на период от 7 до 11 лет [1]. В этом возрасте ребенок попадает в новую ситуацию развития — поступает в школу. В рамках школьной среды он научается взаимодействовать в коллективе, принимает на себя новую роль — роль ученика.

Возрастные возможности формирования познавательных...

В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие, внимание...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данном исследовании будем придерживаться следующей классификации: высокий, средний и низкий уровень познавательной активности. Целью данного исследования является выявление уровня развитости познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном...

Ключевые слова: когнитивный подход, начальная школа, обучение.

На наш взгляд, комплексный анализ уровня когнитивных функций младших школьников даст

Рассмотрим примеры реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Осипова, В. В. Программа когнитивного развития младших школьников «Умка».

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое

Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник...

Задать вопрос