Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина Н. А. Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 152-154. — URL https://moluch.ru/archive/242/55907/ (дата обращения: 25.06.2019).



В данной статье представлена программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательных процессов, таких как, память, воображение, мышление, речь, внимание, у младших школьников.

Ключевые слова: познавательная сфера, познавательные процессы, память, внимание, мышление, речь, воображение.

Когда ребенок поступает в школу, его жизнь претерпевает существенные перемены: главным образом меняется его социальная ситуация развития; формируется новая ведущая деятельность — учебная.

Стоит отметить, что центральные психологические новообразования младшего школьного возраста развиваются на основе учебной деятельности. Одним из основных направлений психологической работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что без развитой познавательной сферы невозможна успешная учебная деятельность.

Название разработанной программы звучит следующим образом, коррекционно-развивающая работа по проблемам развития познавательной сферы младших школьников.

Цель данной программы: развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, мышление, речь и воображение у младших школьников с целью повышения продуктивности учебной деятельности.

Основная концепция программы:

Главная задача программы — выявление и коррекция проблем в развитии познавательной сферы младших школьников.

Программа включает упражнения на: развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речь); умение подчиняться словесным указаниям взрослого (педагога); развитие тонкой моторики; улучшение межличностного общения в группе. При помощи упражнений закрепляются и уточняются знания детей, формируются навыки групповой работы.

Перечислим принципы психологической коррекции, соответствующие программе:

– Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося.

– Принцип комплексности методов психологического воздействия.

– Принцип возрастания сложности.

– Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

– Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

– Принцип привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе [2, с. 22].

Перечислим задачи программы:

– проведение различных методик, направленных на выявление проблем в развитии познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение);

– создание безопасных психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие познавательной сферы младших школьников;

– улучшение межличностного общения в группе (за счет понимания и принятия точки зрения другого; аргументированного высказывания своей точки зрения; сотрудничества друг с другом)

Организация занятий:

– форма работы: групповая

– количество участников: группа учащихся 7–10 человек. Дополнительные участники: родители и учитель (классный руководитель)

– возраст участников: 7–8 лет

– примерное количество занятий: 11 встреч; 6 недель

– регулярность занятий: 2 раза в неделю

– продолжительность занятий: 40 минут

– требования к помещению и оборудованию: помещение, соответствующее нормам СанПиНа; помещение должно гарантировать защиту от посторонних глаз; в помещении должны присутствовать светлые тона. Предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В коррекционно-развивающей работе имеют место быть направления (блоки) коррекционного воздействия:

– диагностический блок;

– блок установления продуктивного контакта с учащимися;

– коррекционный блок;

– блок оценки эффективности коррекционных воздействий [1, с. 20].

Разберем подробнее блоки коррекционного воздействия данной программы:

  1. Установление продуктивного контакта с учащимися. Задачи блока: побуждение детей к взаимодействию; снятие тревожности; повышение уверенности учащихся в себе; формирование желания сотрудничать с психологом.
  2. Диагностический блок. Задачи блока: проведение методик на определение уровня развития познавательных процессов; выявление проблем в развитии познавательных процессов; формирование плана психологической коррекции, обнаруженных проблем в развитии познавательных процессов.
  3. Коррекционный. Задачи блока: проведение различных методик и упражнений, направленных на решение проблем в развитии познавательной сферы (выявленных в диагностическом этапе); проведение игр и упражнений, направленных на улучшение межличностного общения в группе.
  4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Задачи блока: повторное проведение методик с целью выявления эффективности проведенных коррекционных мероприятий; проведение анализа изменений в развитии познавательной сферы учащихся после проведения коррекционных мероприятий (на основе проведенных методик); оценка эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

Перейдем к понятию методы коррекции, «методы коррекции — способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др». [1, с. 22]. в данной программе были задействованы следующие методы коррекции, как: игротерапия (ролевая игра), арттерапия, психогимнастика, психодрама, игры и психотехнические упражнения, психотехники, метод беседы, групповая дискуссия, анкетирование для родителей/педагогов.

Далее рассмотрим каждый этап коррекционно-развивающей работы, приведем примеры занятий и упражнений, которые можно использовать при проведении данного мероприятия.

Каждое занятие должно быть проведено по следующей структуре: ритуал приветствия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия занятия (прошлого занятия и прошедшего занятия), ритуал прощания [1, с. 21].

Организационный этап, представленной программы, включает в себя одно занятие. Цель и задачи занятия: создание общей положительной атмосферы; знакомство учащихся с психологом. Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: упражнение «Здравствуй!»; «неожиданные картинки»; «небоскреб»; упражнение «Спасибо за прекрасный день» и т. д. [4].

Диагностический этап, представленной программы, включает в себя два занятия. Цель и задачи занятий: исследование и оценка развития познавательной сферы. Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: методика Пьерона-Рузера; исследование опосредованного запоминания (пиктограмма); методика «Исследование объема внимания»; методика «Скульптура»; методика «Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов» (Методика Головиной) и т. д. [3].

Коррекционно-развивающий этап, представленной программы, включает в себя пять занятий. Цель и задачи: развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение). Приведем примеры упражнений или игр, которые можно провести на данном этапе: «повтори за мной»; «слушай и исполняй!»; упражнение «Графическая сказка»; «исключение лишнего»; упражнение «придумай историю по картинке» и т. д. [4].

Рефлексивно-оценочный этап, представленной программы, включает в себя три занятия. Цель и задачи: выявление изменений развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение). На данном этапе целесообразно использовать те методики, которые были проведены на диагностическом этапе.

Следует отметить, что оценкой эффективности данной коррекционно-развивающей работы будет являться повторное проведение психодиагностических методик.

Литература:

  1. Булатова О. В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1(32) С. 18–23.
  2. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002 г. 510 с.
  3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2 — М: Генезис 1998–160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная сфера, коррекционно-развивающая работа, представленная программа, задача блока, процесс, развитие, упражнение, диагностический этап, межличностное общение, метод коррекции.


Похожие статьи

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна , имеющими интеллектуальную

Задачи программы : развитие психических функций детей в процессе совместной деятельности; развитие мыслительных...

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Коррекционно-развивающая работа занимает центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе и находится на перекрёстке составных частей образования.

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей...

Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с проблемами в развитии

Процесс обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию их...

Индивидуально ориентированная программа работы...

Цели программы: развитие коммуникативных навыков, коррекция эмоциональной сферы

Работа с ребенком: Создание условий для формирования элементов произвольности

Формы, режим работы: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с...

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной...

Задачи коррекционно-развивающей работы: - проводить коррекцию речевых и

Начальный этап состоит из упражнений, требующих согласованности действий всей группы детей.

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, М...

Примерная индивидуально ориентированная программа работы...

V. Цели программы: формирование, коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, произвольной регуляции деятельности, познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков...

Коррекционно-развивающий этап представляет собой специально организованный, целенаправленный, психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется комплексное взаимодействие педагогов, психологов, родителей и подростков, где реализуются...

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям...

В психокоррекционной работе с детьми с проблемами выделяются следующие основные

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной

Созданные ребенком в процессе арттерапии творческие работы и их признание взрослыми...

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

Когнитивные упражнения способствуют развитию познавательной сферы.

Коррекционная работа по данной программе осуществляется в ходе непосредственно образовательной

Причем, с детьми старшей группы воспитатель осуществляет коррекцию по разработанной...

Похожие статьи

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна , имеющими интеллектуальную

Задачи программы : развитие психических функций детей в процессе совместной деятельности; развитие мыслительных...

Коррекционно-развивающая работа в учебно-воспитательном...

Коррекционно-развивающая работа занимает центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе и находится на перекрёстке составных частей образования.

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей...

Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с проблемами в развитии

Процесс обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию их...

Индивидуально ориентированная программа работы...

Цели программы: развитие коммуникативных навыков, коррекция эмоциональной сферы

Работа с ребенком: Создание условий для формирования элементов произвольности

Формы, режим работы: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с...

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной...

Задачи коррекционно-развивающей работы: - проводить коррекцию речевых и

Начальный этап состоит из упражнений, требующих согласованности действий всей группы детей.

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, М...

Примерная индивидуально ориентированная программа работы...

V. Цели программы: формирование, коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, произвольной регуляции деятельности, познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков...

Коррекционно-развивающий этап представляет собой специально организованный, целенаправленный, психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется комплексное взаимодействие педагогов, психологов, родителей и подростков, где реализуются...

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям...

В психокоррекционной работе с детьми с проблемами выделяются следующие основные

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной

Созданные ребенком в процессе арттерапии творческие работы и их признание взрослыми...

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс...

Когнитивные упражнения способствуют развитию познавательной сферы.

Коррекционная работа по данной программе осуществляется в ходе непосредственно образовательной

Причем, с детьми старшей группы воспитатель осуществляет коррекцию по разработанной...

Задать вопрос