Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Павлова, М. Ф. Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша» / М. Ф. Павлова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7753/ (дата обращения: 26.04.2024).

Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью, находящиеся в условиях дома-интерната, нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Недостаточность интеллектуальной деятельности при умственной отсталости в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных.

У этих детей замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас беден, речь — с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами и дефектами произношения.

В наше время обучаемость умственно отсталых детей свидетельствует о признании и уже не ставится под сомнение.

При организации специального обучения такие дети усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, а некоторые из них могут быть в определенной степени интегрированы в общество.

Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Процесс обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию их познавательной деятельности, с учетом потенциала развития каждого ребенка.

Для успешной реализации коррекционно-развивающей работы в качестве эксперимента была апробирована методика «Логические блоки Дьенеша» — уникальный по своим возможностям дидактический материал, используемый в работе с детьми во многих странах мира. Золтан Дьенеш — венгерский психолог и математик разработал пособие — блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. К сожалению, данная система не так популярна, как методики Монтессори или же Глена Домана. В России в последнее время этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и используется в ДОУ.

Набор логических блоков Дьенеша состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); цвету (красный, синий, желтый); размеру (большие и маленькие); и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами, и в наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Блоки Дьенеша используются для ознакомления детей с геометрической формой и размером, для развития мыслительных умений: сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Для выявления потенциальных возможностей развития детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, и разработку для них специального образовательного маршрута, было проведено исследование познавательной деятельности детей с целью изучения особенностей их сенсорного, умственного и речевого развития (Приложение 1).

Результаты диагностики выявили у детей низкий уровень внимания: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание крайне слабое.

Значительные отклонения обнаружились и в области сенсорики. Для таких детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемое, не сравнивают с другим. Это проявляется в той разнице, которая обнаруживается между восприятием материала простого и несколько усложненного. Привычные окружающие предметы дети хорошо воспринимают и различают. При необходимости восприятия нового предмета, отличения его от других, и, тем более использования его новых свойств, умственно отсталые дети не прибегают к ориентировочным действиям, не производят обследование предмета, задания выполняют ошибочно. Деятельность носит хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

Мышление умственно отсталых детей характеризуется отставанием в темпе развития. Дети не могут самостоятельно обобщать свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. У них отсутствует перенос способа действия.

Память детей данной категории, как логическая, так и механическая, находится на низком уровне. Однако у некоторых детей наблюдается преобладающая механическая память на события, факты, имена.

Наряду с грубыми нарушениями интеллекта у детей имеется глубокое недоразвитие речи. У большинства речь ограничивается звукоподражанием и звукопроизношением. Отсутствие речи компенсируется жестами и своеобразными словами, в которые вкладывается определенный смысл. Некоторые дети имеют словарный запас, состоящий из отдельных слов, коротких фраз.

При внедрении в работу с умственно отсталыми детьми логических блоков Дьенеша, возникли некоторые вопросы:

-          как начать формирование мыслительных умений у детей с тяжелыми нарушениями познавательной деятельности?

-          какие методы и приемы будут приемлемы для усвоения заданного материала?

-          какие из предложенных Дьенешем игр будут доступны и эффективны данной категории детей?

-          как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед, и какими будут ожидаемые результаты.

Отвечая на поставленные вопросы, и опираясь на результаты диагностики, были разработаны индивидуальные программы по обучению детей игре с блоками Дьенеша в соответствии с особенностями и возможностями каждого ребенка. Данная методика позволяет упрощать или усложнять задания в играх, используя меньшее или большее количество признаков фигур, соответственно меньшее или большее количество элементов набора. Методика Золтана Дьенеша предлагает множество интересных игр для развития детей разного возраста и разного уровня познавательного развития.

Учитывая достаточно низкий уровень развития умственно отсталого ребенка, начинать работу по методике Дьенеша следует с элементарного ознакомления детей с материалом.

На первом этапе работу начинали с простого манипулирования ребенком предлагаемыми геометрическими фигурами, тем самым предоставляя ему возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками. Накладывая блоки друг на друга, складывая в ряд, и перекладывая их из коробки на стол и обратно, дети знакомились со свойствами фигур на уровне ощущения.

Следуя принципу постепенного наращивания трудностей, работу по формированию познавательных способностей начали со знакомства с формой, цветом, затем величиной и толщиной. На начальной ступени детям предлагались игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством — обобщать, классифицировать и сравнивать по одному признаку, например: «Найди фигуру такой же формы», «Найди фигуру такого же цвета» или «Найди фигуру такого же размера» и так далее. Затем, после усвоения данной ступени, предлагались игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, например: «Найди круги красного цвета» и так далее; а затем и тремя свойствами — «Найди круги красного цвета большого размера» и так далее.

Следующим этапом обучения по методике Дьенеша является введение специального кода, графически изображающего свойства фигур (карточки-символы), в качестве зрительного ориентира. Большинство детей экспериментальной группы испытывает трудности при соотнесении символа и фигуры. В итоге работы 35,7 % детей научились кодировать и декодировать информацию.

После того как ребенок постепенно научится пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» («Не круг», «Не красный», «Не большой») и так далее. Этот уровень сложности материала не для всех детей оказался доступным. В процессе обучения с заданиями данной сложности справляются 21,5 % детей. Для развития у детей таких мыслительных умений требуется более длительная и кропотливая работа.

Специальная работа по развитию сенсорных возможностей с использованием блоков Дьенеша позволила развить у детей с интеллектуальной недостаточностью определенные познавательные способности. Результаты динамического наблюдения психического развития детей отражены в таблицах № № 3, 4 (Приложение 2). Очевиден рост показателей по всем критериям оценки познавательного развития. Отмечается переход от беспорядочной деятельности к планомерному осмысленному выполнению детьми экспериментальной группы поставленных задач. Использование наглядного дидактического материала показало, что возможна количественная и качественная динамика развития умственно отсталых детей. Дети учатся правильно выполнять задания, им становится доступным элементарный перенос умений. Действия становятся более целенаправленными, осмысленными, организованными. Таким образом, используются потенциальные возможности умственного развития детей. Стоит отметить, что для достижения в работе с данной категорией детей положительных результатов, необходимо осуществлять психологическую коррекцию целенаправленно, поэтапно, длительно и систематически.

 

Литература:

 

1.         Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. С-Пб., 1996.

2.         Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.

3.         Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.

4.         Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж, 2006.

5.         Методики развития: Золтан Дьенеш. Режим доступа: http://www.corvet-igra.narod.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, блок, фигура, активное внимание, интеллектуальная недостаточность, красный цвет, познавательная деятельность, познавательное развитие, психологическая помощь, умственная отсталость.

Похожие статьи

Состояние социального и познавательного развития умственно...

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей... Мышление умственно отсталых детей характеризуется отставанием в темпе развития. ребенок, фигура, блок, умственная отсталость...

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

ребенок, уровень, умственная отсталость, познавательное развитие, навык самообслуживания, группа, Дошкольник, родитель, взрослый, познавательное развитие дошкольников.

Исследование познавательной сферы детей с нарушением...

В данном исследовании рассматривается познавательные функции детей с нарушением интеллекта. Актуальность данной темы связано с выявлением психологических особенностей детей с умственной отсталостью.

Особенности развития мышления у детей с умеренной...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, умственная отсталость, игра, задание, обучающая помощь, поставленная задача действия, наглядное мышление...

Формирование мыслительной деятельности детей...

Поэтому познавательное развитие заключается в формировании у ребенка разных способов мыслительной деятельности.

Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов у таких детей.

Развитие познавательной компетенции у учащихся...

ребенок, умственная отсталость, внимание, отсталый ребенок, произвольное внимание, познавательная сфера, произвольное запоминание, учебная деятельность, трудность привлечения, воспроизведение.

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной...

У детей с тяжелой умственной отсталостью искажены психические процессы, ослаблен познавательный интерес, поэтому снижен уровень представлений об окружающем

‒ слишком активный или слишком низкий уровень двигательной активности; ‒ двигательная неуклюжесть

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

...имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте

Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса, т. е. ему...

Похожие статьи

Состояние социального и познавательного развития умственно...

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей... Мышление умственно отсталых детей характеризуется отставанием в темпе развития. ребенок, фигура, блок, умственная отсталость...

Развитие познавательной сферы детей с особыми...

ребенок, уровень, умственная отсталость, познавательное развитие, навык самообслуживания, группа, Дошкольник, родитель, взрослый, познавательное развитие дошкольников.

Исследование познавательной сферы детей с нарушением...

В данном исследовании рассматривается познавательные функции детей с нарушением интеллекта. Актуальность данной темы связано с выявлением психологических особенностей детей с умственной отсталостью.

Особенности развития мышления у детей с умеренной...

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

ребенок, интеллектуальная недостаточность, наглядно-действенное мышление, умственная отсталость, игра, задание, обучающая помощь, поставленная задача действия, наглядное мышление...

Формирование мыслительной деятельности детей...

Поэтому познавательное развитие заключается в формировании у ребенка разных способов мыслительной деятельности.

Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов у таких детей.

Развитие познавательной компетенции у учащихся...

ребенок, умственная отсталость, внимание, отсталый ребенок, произвольное внимание, познавательная сфера, произвольное запоминание, учебная деятельность, трудность привлечения, воспроизведение.

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной...

У детей с тяжелой умственной отсталостью искажены психические процессы, ослаблен познавательный интерес, поэтому снижен уровень представлений об окружающем

‒ слишком активный или слишком низкий уровень двигательной активности; ‒ двигательная неуклюжесть

Примерная коррекционно-развивающая программа для...

...имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте

Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса, т. е. ему...