Примерная индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.

Дата публикации: 13.02.2018

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Примерная индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2018. — №2. — С. 8-10. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/88/3047/ (дата обращения: 27.05.2018).



I. Краткая психологическая характеристика ребенка:

Описывается характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками (легко ли идет на контакт, носит ли контакт стабильный или поверхностный характер, проявляет ли инициативу в общении и играх). Нуждается ли в контроле и пояснениях при выполнении заданий или может работать самостоятельно. Способен ли работать содержательно продолжительное /непродолжительное время, частота отвлекаемости, утрата или следование инструкции. Проявляет ли интерес или безразличие к результату своей деятельности (носит ли интерес стабильный или неравномерный характер).

Развитие психических функций (соответствует или ниже) возрастной нормы. Отмечены ли трудности произвольной организации познавательной деятельности, внимания, памяти. Особенности развития мышления, пространственно-временных представлений; развития вербального, невербального воображения.

Проявляет ли признаки психоэмоционального напряжения, насколько быстро истощается и т. д.

III. Характеристика семьи: психологический климат в семье благоприятный. Ребенок воспитывается в (полной/неполной/многодетной) семье, есть сиблинги (брат/сестра).

IV. Ресурсы ребенка: уребенка отмечена познавательная активность, деятельность целенаправленная. При индивидуальной работе задания выполняет лучше.

V. Цели программы: формирование, коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, произвольной регуляции деятельности, познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах деятельности. Формирование пространственно-временных представлений.

VI. Формы, режим работы: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с ребенком 1–2 раза в неделю, подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность 1–2 раза в неделю.

VII. Этапы исроки реализации программы:

1). Диагностический блок.

Первичная диагностика.

Цели изадачи: Исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей.

Методики: «Экспресс-диагностика в детском саду» (Павлова Н. Н., Руденко Л. Т.), психологическое наблюдение; проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности, психолого-педагогическая диагностика развития детей (Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова), опрос родителей и педагогов.

Промежуточная диагностика.

Цели изадачи: Исследование динамики развития.

Методики: Психологическое наблюдение, проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности.

Итоговая диагностика.

Цели изадачи: Исследование динамики развития.

Методики: «Экспресс-диагностика в детском саду» (Павлова Н. Н., Руденко Л. Т.), психологическое наблюдение; проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности.

2). Коррекционно-развивающий блок.

Развитие познавательной сферы.

Цели изадачи: Развитие психических функций (объема, концентрации, устойчивости, переключения). Формирование навыков произвольности.

Методики:

  1. Развитие восприятия (в том числе оттенки эмоционального состояния).
  2. Развитие памяти (зрительная образная, слуховая образная, слуховая вербальная, тактильная), запоминание с опорой на схемы, ассоциации. Упражнения на запоминание 5–8 предметов с учетом местоположения.
  3. Развитие внимания (объем от 5–8 единиц, концентрация, устойчивость, распределение, переключение), упражнения «лабиринты», задания с опорой на план, составление узоров из карточек по образцу, поиск заданного изображения, имеющего несколько мелких деталей при слабой или средней плотности штриховки, поиск контуров предметов, наложенных друг на друга частично или полностью.
  4. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок, техники арт-терапии и песочной терапии).

Развитие интеллектуальной сферы.

Цели изадачи: Развитие аналитико-синтетической сферы, способности анализировать простые закономерности, устанавливать взаимосвязи; развитие обобщения и конкретизации, сериации и классификации, умения выделять разные особенности, вычленять в предмете разные признаки, свойства и качества

Методики:

  1. Анализ: объекта из 3 элементов по 1–2 признакам, обучение анализу эмоционального состояния, развитие операции рассуждения, анализ черт характеров героев сказок, поиск ошибок в логической цепочке, исключение на основе имеющихся обобщений.
  2. Синтез: работа с «пиктограммами», разрезными картинками и объемными предметами (5–8 частей), работа с образцами и без образцов, поиск «своих» частей в общем наборе материала.
  3. Сравнение: по эмоциональному состоянию, по чертам характера, поиск различий на 2 сюжетных картинках, поиск различий и сходств, выделение существенных признаков, задачи «по аналогии»
  4. Задачи на группировку, сериации и классификации: исключи лишнее, сходство и различие, продолжи закономерность, подбор «по аналогии», подбор по противопоставлению. Обучение выбору признака для классификации (цвет, форма, величина и др. свойства), умению обобщать. Работа с серией последовательных картинок. Выкладывание последовательности. Составление рассказа по картинкам

Развитие пространственного восприятия и воображения.

Цели изадачи: Развитие пространственной ориентировки. Формирование элементарных конструктивных навыков и воображения.

Методики:

  1. Упражнения: дорисовывание фигур, «зашумлённые» рисунки.
  2. Развитие элементов творческого воображения: придумывания различных способов выражения эмоционального состояния, работа с опорой на сказку (изменение сказки через введение в нее дополнительных персонажей, придуманных самими детьми), театрализованная игра — постановка измененной сказки. 3. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок, техники арт-терапии и песочной терапии).

3). Эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера.

Цели изадачи: Выявление условий психического развития, изучение представлений ребенка о себе, коммуникабельности, тревожности, агрессивности, межличностных отношений, образа тела, полоролевой идентичности, особенностей семейных и детско-родительских отношений.

Методики: Графическая методика «Кактус» (Панфилова); Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» А. И. Захаров. Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное». Тест на определение уровня самооценки детей 4–10 лет (В. Щур «Лесенка»). Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Тест «Я в детском саду». 6. Проективный тест тревожности (тест М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммл). 7. Методика «Кинетический рисунок семьи». (Р. Бернс, С. Кауфман). «Картина мира», «Волшебник». «Домики» Ореховой идр. методики.Знакомство со способами выражения и изменения эмоциональных состояний (радость, восторг, грусть, удивление, спокойствие, гнев, ярость, страх, тревога).Формирование позитивного эмоционального отношения к членам своей семьи, к самому себе, к своим друзьям.Формировании позитивной мотивации общения. Формирование навыков уверенного поведения, моральных представлений, регулирование поведения и характера. Отработка навыков невербального общения. Знакомство со способами разрешения конфликтных ситуаций.

4). Развитие личностно-мотивационной сферы.

Цели изадачи: Снятие тревожности и других невротических комплексов. Формирование представлений о личном пространстве. Формирование произвольного поведения и умения действовать по правилам.

Методики: 1. Нейропсихологические игры и упражнения (напряжение и расслабление), активизация и релаксация. 2. Снятие страхов и неосознанной тревоги, саморегуляции. 3. Знакомство с чертами характера (добрый, злой, жадный, щедрый, капризный, уравновешенный, ленивый, трудолюбивый, хитрый, грубый, обидчивый). 4. Упражнения-этюды на перевоплощение, работа с «ролью». 5. Формирование адекватной самооценки, помощь в осознании своей роли в семье и своих личностных переживаний в трудных ситуациях. 6. Проективные методики.

5). Психофизиологическая сфера.

Цели изадачи: Развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и мелкой моторики. Диагностика готовности руки к письму.

Методики:

1. Нейропсихологические игры и упражнения (напряжение и расслабление), активизация и релаксация. 2. Развитие мимической выразительности. 3. Снятие психомоторного напряжения, развитие умения управлять своим дыханием. 4. Тест «Диктант», «Обведи по пунктирным точкам», «Рисунок по точкам», «Рисование простых узоров» и «Езда по дорожке» (Л. А. Венгер).

VIII. Планируемые результаты психолого-педагогической работы (в виде, допускающем их экспертную проверку): Развитие процессов мышления, умений классифицировать, обобщать, проводить аналогии. Развитие свойств внимания. Увеличение объёма кратковременной зрительной и слухоречевой памяти, повышение эффективности процессов запоминания. Развитие речи, графомоторных навыков, навыков конструирования. Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.

Основные термины (генерируются автоматически): Цели изадачи, элементов творческого воображения, проективные рисуночные методики, анализ продуктов деятельности, Развитие психических функций, Развитие воображения, детском саду», эмоционального состояния, Исследование динамики развития, Развитие познавательной сферы, Формирование навыков, эпизодами сказок, Развитие интеллектуальной сферы, Развитие аналитико-синтетической сферы, пространственно-временных представлений, Развитие навыков самоорганизации, Развитие элементов творческого, Развитие пространственного восприятия, Развитие мимической выразительности, Развитие свойств внимания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос