Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.11.2018

Статья просмотрена: 338 раз

Библиографическое описание:

Никульникова В. И., Резниченко М. А. Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 373-375. — URL https://moluch.ru/archive/233/54051/ (дата обращения: 10.12.2019).



В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована актуальность исследования. Доказано, что принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития лингвистики, психолингвистики и социолингвистики. Анализируется отечественная и зарубежная литература по проблеме. Обоснована научная новизнаисследования, которая состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Определено, что когнитивный подход позволяет обеспечить эффективное понимание обучающимися реального мира, интеллектуальное развитие, успешную адаптацию к учебным условиям школы.

Ключевые слова: когнитивный подход, начальная школа, обучение.

Введение. Актуальность исследования в том, что модернизация начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) обусловила активизацию научного поиска эффективных путей обучения школьников с использованием инновационных образовательных технологий. Проблема, связанная с поиском путей повышения качества образования, не является новой. Известны многие диссертационные исследования, монографии, статьи, посвященные этой проблеме. Некоторые из них: М. А. Акопова, 2003, С. Б. Велединская, 2008; Г. А. Краснощекова, 2010; Г. А. Петрова, 2008; Л. В. Яроцкая, 2013 и др.

Психическая деятельность ребенка осуществляется во взаимосвязи и взаимовлиянии всех когнитивных функций. На наш взгляд, комплексный анализ уровня когнитивных функций младших школьников даст более полную картину психического развития учащегося и поможет определить такие методы обучения, которые дадут высокие результаты.

Принципы когнитивного подхода связаны с уровнем развития психических познавательных процессов, влияющих на успешность в школьном обучении. Проблемам школьной успеваемости посвящены исследования известных педагогов и психологов: Ю. К. Бабанского, Н. А. Менчинской, Н. И. Мурачковского, JI. C. Славиной, и др., указывающих на необходимость формировать когнитивные процессы: речи, памяти, мышления, восприятия, внимания. Зависимость школьной успеваемости от когнитивного развития выявлена в работах отечественных и зарубежных психологов. Согласно выводам JI. C. Выготского, В. В. Давыдова, А. Р. Лурия, Н. В. Бордовской, А. А. Реана и др., деятельность учителя должна быть ориентирована на развитие высших психических функций школьников.

В реальной практике образовательных организаций выбор инновационных, действенных методов обучения детей осложняется тем, что учитель не может диагностировать или отследить, на каком этапе протекания психического процесса встречаются наибольшие трудности у каждого ребенка. Как следствие, он не может найти внутреннюю причину, а значит и методы коррекции.

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что когнитивный подход эффективен в обучении школьников.

В связи с чем, целью исследования стало поиск и обоснование принципов реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Решались задачи:

‒ обосновать в качестве методологической основы принципы когнитивного подхода;

‒ провести анализ научной и учебной литературы по проблеме исследования;

‒ аргументировать теоретические и практические основания реализации принципа когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе;

‒ сформулировать принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Научная новизна исследования состоит в следующем: впервые определены индикаторы рациональности реализации принципов когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

А. А. Шакирова выделяет следующие когнитивные принципы: принцип использования внутренней мотивации; принцип автоматизации речевых единиц; принцип использования личного вклада школьника [5].

Характерной особенностью реализации когнитивных принципов является адекватная система контролей: первичного, текущего, итогового. В данном случае имеется в виду контроль знаний по всем предметам.

Реализация принципов когнитивного подхода при обучении обучающихся в начальной школе базируется на методах обучения.

Рассмотрим примеры реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе. Концепция когнитивного подхода в обучении основана на использовании эмоций, движения и специальных инструментов нейрообразования, способствующих развитию когнитивных способностей каждого ребенка. Нейропсихология и социолингвистика — часть когнитивного развития человека.

Когнитивное обучение — это приобретение знаний посредством изучения или опыта. Под концепцией когнитивного обучения подразумевают происходящие в организме при получении новой информации процессы, начинающиеся в органах чувств, идущие через когнитивную систему и завершающиеся ответной реакцией на производимый информацией эффект [6].

Методы реализации когнитивного подхода и участники эксперимента

В эксперименте приняли участие обучающиеся начальных классов МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области.

Методы когнитивного подхода: матричный метод, в результате использования которого мозг ребенка структурируется для поиска нужной информации.

Коммуникативный метод, в результате использования которого, навыки развиваются в процессе живого общения во время урока.

Метод с использованием электронных образовательных ресурсов: прослушивание и повторение, решение проблемных вопросов, проблемных задач и проблемных ситуаций, а компьютерная программа правильность выполнения заданий.

Метод погружения в изучаемую среду или практические занятия вне класса. Чаще это предмет «Окружающий мир», «Физическая культура», уроки «Технология».

Натуральный метод, относящийся к когнитивному подходу, нацелен на развитие устной и письменной речи. Эффективность этого метода может быть в том случае, если на уроках отводится время для самостоятельного поиска решений и проговаривание конечного результата. Вывод ребенок делает самостоятельно, в обсуждение может вступать весь класс.

Педагогический коучинг — это развитие навыков взаимодействия друг с другом. Упражнения такого уровня используются во внеурочное время, при проведении классных часов, при подготовке к олимпиадам, в проектной и исследовательской деятельности.

Обсуждение результатов

Исследование началось в сентябре 2017 года в первом классе, продолжается в этом классе в 2018 году. С сентября 2018 года к эксперименту был подключен первый класс, набранный для обучения с сентября месяца 2018 года. То есть сейчас проходит одновременно в первом и втором классе.

Чем привлекает обучающихся когнитивный подход, было выявлено при опросе родителей и их детей, при проведении игры «Что для меня наивысшая ценность?», в процессе включенного, научного и невключенного наблюдения. Некоторую помощь в исследовании педагоги получали от педагога-психолога, когда требовалось индивидуальное изучение конкретного ученика.

За полтора года эксперимента реализации когнитивного подхода к обучению в начальной школе было выявлено:

‒ мотивационно-потребностная сфера обучающихся отличается осознанным изучением предметов, желанием узнавать, учить, исследовать;

‒ формирование картины мира и развитие познавательной активности целенаправленно;

‒ связь между стимулом и учебным поведением связана с мотивом достижения успеха;

‒ эффективно обучение методом открытия, при котором ребенок изучает, интересуется, запоминает, соотносит различные понятия и адаптирует их к своей когнитивной схеме;

‒ имитация, как инструмент когнитивного подхода дает мощный потенциал обучающимся, так как при когнитивном процессе задействованы зеркальные нейроны;

‒ учебная деятельность младших школьников отличается стеническими эмоциями, стимулирующими и активизирующими познавательную активность;

‒ метакогнитивные стратегии при когнитивном подходе дают возможность обучающемуся познать самого себя, свои способности и навыки, чтобы понять, как лучше учиться в зависимости от ситуации.

Выводы. Реализация когнитивного подхода к обучению в начальной школе позволяет создавать условия для понимания каждым обучающимся информации по предметам.

Когнитивный подход направлен на формирование критического мышления, предметного мышления, образного мышления, знакового и символического мышления. На уроках отрабатываются группы умений, необходимых для восприятия и переработки учебной информации.

Когнитивный подход в обучении предполагает развитие мыслительной деятельности обучающихся.

Заключение.

Предпринятое исследование направлено на решение проблемы рационализации процесса обучения реализуя принципы когнитивного подхода.

Новое время выдвигает новые требования к подготовке школьников всех ступеней школьного обучения, обеспечивая их академической мобильностью и практическими навыками.

В статье обоснованы принципы реализации когнитивного подхода при обучении школьников в начальной школе.

Когнитивность обеспечивает реализацию когнитивно-познавательных механизмов и позволяет актуализировать сознательные формы и методы организации образовательной деятельности.

Литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ Под ред. Цветковой Л. С. М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2001.-272с.- ISBN 589502–217–0 (МПСИ).
  2. Аржакаева, Т.А., Вачков, И.В., Попова, А. Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./ Под ред. И. В. Вачкова М.: Издательство «Ось-89», 2004.-168с. — ISBN 5–86894–853-Х.
  3. Лурия, А. Р. Современная нейропсихология. М.: Изд-во МГУ., — 1982–465 с.
  4. Осипова, В. В. Программа когнитивного развития младших школьников «Умка». Учебно-методическое пособие. Брянск: Ладомир, 2008. — 112 с. — ISBN 978–5-91516–004–9.
  5. Шакирова А. А. Принципы обучения иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18324 (дата обращения: 17.11.2018).
  6. Typical Day of A UCLA Medical Student // Prospective doctor. [Electronic resource]. — Mode of access: http://prospectivedoctor.com/articles/item/290-typical-day-of-a-uclamedical-student. — Date of access: 17.11.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): когнитивный подход, начальная школа, обучение школьников, принцип использования, метод обучения, школьное обучение, школьная успеваемость, познавательная активность, когнитивное обучение, принцип реализации.


Похожие статьи

Когнитивные технологии обучения подростков математике

Государством и обществом сделан запрос на социально активную творческую личность. В связи с переходом на профильное обучение, новые федеральные государственные образовательные стандарты педагоги должны быть подготовлены для работы с учащимися...

Познавательная активность учащихся как инструмент обучения...

Перед российской школой стоят задачи, целью которых является обеспечение высокого качества общего образования для экономического развития страны, выход на лидирующие позиции по уровню образования среди стран...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как...

Ключевые слова: визуальная среда обучения, когнитивно-визуальный подход к обучению

На современном этапе развития российского школьного образования большое значение

Организация деятельности визуального мышления школьников в процессе обучения...

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения...

- психологические особенности школьников в процессе обучения (познавательная деятельность — ведущая форма деятельности

- педагогические особенности школьников в процессе обучения (учебная деятельность в контексте познания окружающего мира — есть...

Инновационные методы преподавания в начальной школе

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний

Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в

Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе...

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность. Автор: Мишин Александр Николаевич.

опора на когнитивную и творческую активность группы, опора на психолого-педагогические возможности коллектива, актуализация и активизация возможностей личности и...

Использование дидактических методов активизации...

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познавательной деятельности

Процесс обучения школьников представляет собой целостную систему

Так, формулируя основное требование к реализации активного обучения, следует подчеркнуть...

Использованию инновационных и когнитивных технологий...

Использованию инновационных и когнитивных технологий в обучении грамматике на

Барышников В. Н. Когнитивный взгляд на технологию обучения иностранным языкам

Основные методы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста в условиях...

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Проблема процесса обучения — это взгляд на обучение не только как приобретение знаний о мире, но и овладение способами познания

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в...

Похожие статьи

Когнитивные технологии обучения подростков математике

Государством и обществом сделан запрос на социально активную творческую личность. В связи с переходом на профильное обучение, новые федеральные государственные образовательные стандарты педагоги должны быть подготовлены для работы с учащимися...

Познавательная активность учащихся как инструмент обучения...

Перед российской школой стоят задачи, целью которых является обеспечение высокого качества общего образования для экономического развития страны, выход на лидирующие позиции по уровню образования среди стран...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как...

Ключевые слова: визуальная среда обучения, когнитивно-визуальный подход к обучению

На современном этапе развития российского школьного образования большое значение

Организация деятельности визуального мышления школьников в процессе обучения...

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения...

- психологические особенности школьников в процессе обучения (познавательная деятельность — ведущая форма деятельности

- педагогические особенности школьников в процессе обучения (учебная деятельность в контексте познания окружающего мира — есть...

Инновационные методы преподавания в начальной школе

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний

Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в

Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе...

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность. Автор: Мишин Александр Николаевич.

опора на когнитивную и творческую активность группы, опора на психолого-педагогические возможности коллектива, актуализация и активизация возможностей личности и...

Использование дидактических методов активизации...

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познавательной деятельности

Процесс обучения школьников представляет собой целостную систему

Так, формулируя основное требование к реализации активного обучения, следует подчеркнуть...

Использованию инновационных и когнитивных технологий...

Использованию инновационных и когнитивных технологий в обучении грамматике на

Барышников В. Н. Когнитивный взгляд на технологию обучения иностранным языкам

Основные методы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста в условиях...

Технология интерактивного обучения младших школьников...

Проблема процесса обучения — это взгляд на обучение не только как приобретение знаний о мире, но и овладение способами познания

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в...

Задать вопрос