Когнитивные технологии обучения подростков математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 06.04.2016

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Алешина, Т. Н. Когнитивные технологии обучения подростков математике / Т. Н. Алешина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27767/ (дата обращения: 18.04.2024).



Государством и обществом сделан запрос на социально активную творческую личность. В связи с переходом на профильное обучение, новые федеральные государственные образовательные стандарты педагоги должны быть подготовлены для работы с учащимися, имеющими различные способы приема и переработки информации (право — и левополушарный). В этом случае осуществляется эффективный учет индивидуально-типологических особенностей, что, безусловно, ведет к развитию личности учащегося.

Одной из актуальных задач, стоящих перед учителем в современной школе, является развитие творческого мышления учащихся в процессе изучения ими математики. Важным принципом развития творческого мышления является специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приёмов умственной деятельности.

Мы рассматриваем проблему творчества не только на основе особенностей функциональной деятельности отдельных полушарий, но с учетом комплиментарного взаимодействия их при обучении математике.

Несмотря на то, что восприятие и мышление — это самостоятельные психические функции, они находятся во взаимосвязи и взаимовлиянии по причине целостности нашей психики. Следовательно, необходимо изучение проблемы взаимосвязи перцептивной и мыслительной деятельности, её роли в обучении математике.

Проведенное в 2001–2006 годах исследование было посвящено изучению особенностей творческого мышления подростков на уроках математики с учетом функциональной межполушарной асимметрии мозга.

По функциональной организации полушарий мозга людей, условно, можно разделить на три типа: «левополушарные» — доминирование левого полушария над правым (выражается в склонности к словесно-логическому стилю познания, абстрагированию и обобщению); «правополушарные» — доминирование правого полушария над левым (проявляется в форме конкретно-образного мышления, наличие развитого воображения); «равнополушарные» или смешанный тип — отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий.

В процессе обучения «левополушарные» люди стремятся строго упорядочить информацию, а «правополушарная» стратегия познания состоит в способности улавливать множество связей и создавать целостное видение учебного материала (гештальта). В настоящее время обучение ориентировано на «левополушарных» учеников: текст дают последовательно, небольшими фрагментами, идет детализация учебного материала, используется абстрактно-линейный стиль изложения, что ведет к излишней вербализации.

В ходе проведенного исследования, мы установили, каким способом приема и переработки информации пользуется каждый испытуемый, также выяснили уровень развития творческого мышления и обученности учащихся, рассмотрели взаимосвязь всех этих показателей. Далее в течение трех лет на уроках математики мы развивали творческое мышление подростков экспериментальной группы, используя приемы для развития правополушарного способа приема и переработки информации, то есть для развития угадывающего восприятия.

Развитие творческого мышления проходило с использованием традиционных и новых методик: решение нестандартных задач на уроках математики, использование нестандартных способов объяснения, закрепления и обобщения программного и дополнительного материала. В контрольной группе изучение математики проходило по традиционной программе. По окончании развивающего эксперимента мы провели повторное констатирующее исследование уровня творческого мышления и обученности подростков контрольной и экспериментальной групп, для того, чтобы проследить изменения уровня творческого мышления и обученности учащихся экспериментальной группы до и после развивающего эксперимента, а также сравнили уровень творческого мышления и обученности подростков экспериментальной и контрольной групп.

В результате использования методики Степанова В. Г. (постепенного уточнения расфокусированного изображения объекта) у испытуемых обеих групп были обнаружены детализирующий, угадывающий, смешанный типы.

При анализе рассказов испытуемых мы отмечали особенности приёма и обработки информации, характерные для обоих полушарий.

Правое (угадывание)

Левое (детализирование)

1. Быстрое завершение синтетических операций

1. Вычленение аналитических операций

2. Конкретность наблюдения

2. Абстрактность наблюдения

3. Симультанность

3. Сукцессивность

4. Малая вербализованность

4. Большая вербализованность

5. Интуитивность

5. Рационализм

6. Направленность на отражение естественных форм (люди, животные и т. д.)

6. Направленность на отражение искусственных форм (геометрические фигуры, символы, знаки и т. д.)

Развитие творческого мышления подразумевает обязательное развитие правополушарного способа приема и переработки информации, поэтому мы старались больше активизировать наглядно-образное мышление, образную память, творческое воображение. Для развития угадывания нами использовались упражнения, которые развивали целостность восприятия; для повышения точности и быстроты перцепции — упражнения, которые обучают школьников воспринимать объекты по интегральным признакам. Однако, научить подростков решению нестандартных задач, то есть развить, таким образом, их творческое мышление необходимо по-разному, опираясь на их способ приема и переработки информации: лево или правополушарный, или смешанный.

Было доказано, эффективное развитие творческого мышления возможно при использовании приемов, направленных на усовершенствование правополушарного способа переработки информации, которые не исключают, а предполагают развитие комплиментарно с ним взаимодействующего левополушарного способа. Ведь преподавание школьного курса математики в большей степени опирается на развитие левого полушария. Для успешного обучения необходимо обеспечить эффективную взаимосвязь приемов, направленных на развитие обоих способов, то есть развитие и правополушарного, и левополушарного способов приема и переработки информации, но учитывать, прежде всего, особенности ведущего стиля и обеспечивать его преимущественное развитие.

На основании теоретического анализа и результатов экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

– для развития творческого мышления и степени обученности необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности подростков, связанные с межполушарной асимметрией мозга;

– у подростков отмечаются в наличии все три способа зрительного восприятия (детализирующий, угадывающий, смешанный);

– исследование уровня творческого мышления подростков показало, что испытуемые с угадывающим типом восприятия показали значимо более высокий уровень творческого мышления, затем идут испытуемые с детализирующим и смешанным типом зрительного восприятия;

– после использования приемов, направленных на развитие правополушарного способа переработки информации, испытуемые с угадывающим и смешанным типом восприятия достигли более высокого уровня творческого мышления, затем идут испытуемые с детализирующим типом зрительного восприятия;

– исследование уровня обученности по математике подростков показало, что испытуемые с детализирующим типом восприятия показали значимо более высокий уровень обученности, затем идут испытуемые с угадывающим и смешанным типом зрительного восприятия;

– после использования приемов, направленных на развитие правополушарного способа переработки информации, испытуемые со смешанным типом зрительного восприятия достигли более высокого уровня обученности по математике, затем идут испытуемые с детализирующим и угадывающим типом восприятия;

– учащиеся с высоким уровнем творческого мышления показывают уровень обученности по математике выше;

– применение приемов, связанных с развитием правополушарного способа приема и переработки информации, способствует развитию творческого мышления учащихся, имеющих различные индивидуально-типологические особенности, но более эффективно для учащихся-подростков со смешанным типом восприятия.

– для эффективного обучения математике необходимо развитие не только левополушарного, но и правополушарного способа приема и переработки информации;

– необходимым условием эффективности процесса обучения наряду с индивидуально-типологическими особенностями подростков является учет индивидуального стиля деятельности и возможностей педагога в процессе обучения.

Результаты исследования, выраженные в сформулированных выше выводах, а также в частном выводе о том, что учет индивидуально-типологических особенностей зрительного восприятия делает возможным достижение более высоких результатов в обучении математике, позволили предложить психолого-педагогические рекомендации учителям, способствующие более эффективному обучению и развитию творческого мышления учащихся.

Успешнее усваивают учебный материал те школьники, у которых достаточно хорошо развиты оба способа приема и переработки информации, то есть, которые относятся смешанному типу. Это следует из того, что некоторые задачи проще решаются с помощью алгебраической символики, анализирования, а другие — с помощью графиков, чертежей, рисунков, схем.

Последовательность изложения учебного материала не должна быть одинаковой для учащихся с разной функциональной асимметрией. «Правополушарным» учащимся лучше давать вначале схемы, а затем текст, «левополушарным» наоборот, так как первым нужно иметь целостное представление, а вторым — дискретное.

Немаловажно использование красочных запоминающихся схем, рисунков, структурирование материала, использование математических дидактических сказок, а также эмоциональное прочтение и объяснение новой темы, характерные жесты, язык телодвижений. Целесообразно не только использовать свои сказки, но и предлагать школьникам сочинять самим. Сказки займут немного времени от урока, но помогут творчески отнестись к сложным математическим понятиям, правилам.

Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций можно обратиться к пословицам.

Учащимся с правополушарным способом переработки информации будет проще понять и усвоить материал, если учитель умело использует образное сравнение. Например, или в решении линейных уравнений смену знака при переносе через равно сравнить со сменой паспорта при переходе границы.

Для учеников с доминирующим левым полушарием лучше использовать тёмный фон доски и светлый мел, рабочая часть доски — правая. Для учеников с доминирующим правым полушарием — наоборот (светлый фон доски и тёмный мел, рабочая часть доски — левая).

Учителю рекомендуется знакомить школьников с характеристиками обоих способов зрительного восприятия и видами их взаимодействия, в связи с направленностью на гармоничное развитие личности.

Для развития детализирования, то есть усовершенствования левополушарного способа приема и переработки информации необходимо развивать ощущения, словесно-логическую память, словесно-логическое мышление.

Для развития угадывающего восприятия, то есть для усовершенствования правополушарного способа приема и переработки информации необходимо развивать образную память, наглядно-образное мышление, воображение.

Для учащихся с ориентацией на правополушарный способ переработки информации рекомендуется организовать углубленное преподавание гуманитарных предметов, а ученикам со склонностью к левополушарному (детализирующему) способу — рекомендовать углубленное изучение предметов естественно-научного цикла.

При обучении школьников по программе, построенной, в первую очередь, на развитии детализирования, необходимо уделять особое внимание развитию угадывающего способа восприятия, так как недостаточное использование образной сферы препятствует раскрытию творческих способностей учащихся. Полученные результаты подтвердили, что данные технологии позволили улучшить эффективное развитие когнитивных способностей подростков и их креативность.

Однако не стоит ориентироваться только на доминирующее полушарие, необходимо «подтягивать» и развивать функции субдоминантного полушария, улучшая функциональное взаимодействие полушарий. Например, «правополушарных» учащихся нужно учить наблюдать, фиксировать внимание на отдельных деталях, а «левополушарным» учащимся помогать развивать целостность восприятия.

Отметим, важен не только доминирующий способ приема и переработки информации, а важно их взаимодействие и усовершенствование.

Основные термины (генерируются автоматически): творческого мышления, переработки информации, правополушарного способа, способа приема, правополушарного способа приема, зрительного восприятия, уровня творческого мышления, типом зрительного восприятия, развития творческого мышления, типом восприятия, творческого мышления учащихся, правополушарного способа переработки, способа переработки информации, развитие творческого мышления, творческого мышления подростков, развитие правополушарного способа, смешанным типом, уровень творческого мышления, Развитие творческого мышления, смешанным типом зрительного.


Похожие статьи

Задать вопрос