Теоретический анализ исследования психологических особенностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.10.2021

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Живодуева, А. А. Теоретический анализ исследования психологических особенностей младших школьников / А. А. Живодуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84329/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье представлено краткое описание психологических особенностей младших школьников.

Ключевые слова : младший школьный возраст, тревожность.

Глубокое понимание возрастных особенностей человека позволяет быстро найти источник проблем и трудностей, с которыми он может столкнуться в своей жизни. Знание основ возрастной психологии позволяет подобрать максимально адекватные способы коррекции.

В своей работе мы уделяем большое внимание анализу характеристик представителей младшего школьного возраста. Данный возраст является сензитивным для формирования у ребенка учебной мотивации.

Младший школьный возраст выпадает на период от 7 до 11 лет [1]. В этом возрасте ребенок попадает в новую ситуацию развития — поступает в школу. В рамках школьной среды он научается взаимодействовать в коллективе, принимает на себя новую роль — роль ученика. Освоение новой роли требует больших усилий, так как для этого необходимо мобилизовать все психические процессы и психические функции. Особенно активно в этом возрасте развивается интеллектуальная сфера ребенка.

Основным видом мышления в данном возрасте является образное мышление. Обучение детей в первом классе протекает с опорой на наглядный материал. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

Кроме мышления, активному развитию подлежат такие процессы, как внимание, память, воображение. К младшему школьнику предъявляют определенные требования к развитию данных психических функций. Он должен уметь запоминать определенный материал в установленные сроки, уметь воспроизводить его в своей деятельности. Можно говорить о том, что память, внимание приобретают более высокий уровень произвольности.

При этом, можно отметить, что в области развития произвольности внимания младшие школьники испытывают значительные трудности. Им трудно регулировать свое поведение. Примером этому может служить неусидчивость на уроках, постоянные отвлечения ребенка на разговоры с одноклассниками на уроке. Кроме этого, младшим школьникам бывает трудно сосредоточиться на выполнении неинтересной и монотонной деятельности.

Учитывая вышеописанные особенности младших школьников, учитель выстраивает как собственную модель поведения, так и процесс обучения детей тому или иному предмету.

Школа оказывает большое влияние на формирование и развитие у младших школьников социально-познавательных интересов.

Ведущей деятельностью является учебная, но следует отметить, что игровая деятельность не уходит на второй план. Младшие школьники по-прежнему любят играть в игрушки, проигрывать различные ситуации, примерять в игре различные роли. Именно поэтому в первых классах образовательный процесс включает в себя элементы игры на уроках.

Можно говорить о том, что школа оказывает большое влияние на формирование личности ребенка и неотъемлемую роль в этом процессе играет первый учитель. Личность учителя для младших школьников становится настолько значимой, что иногда она может затмевать роль родителей. Следовательно, учитель начальной школы должен обладать рядом конкретных характеристик, которые будут способствовать адекватному, гармоничному развитию младших школьников.

В школе ребенок впервые сталкивается с оценкой своих знаний, умений, выражающаяся в отметке, которую выставляет учитель. От оценки учителя зависит учебная мотивация ребенка, а также уровень его самооценки. В младшей школе оценка успеваемости по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. При этом, и отличники и неуспевающие ученики подвержены появлению тревожности.

Тревожность в младшем школьном возрасте может проявляться в рамках учебы, в ситуации общения со сверстниками или родителями и т. д. Высоко тревожные дети характеризуются повышенной чувствительностью, мнительностью, а также проявлением недоверия к окружающим людям.

В рамках изучения тревожности младших школьников особое внимание уделяется анализу школьной тревожности. Именно данный вид тревожности оказывает сильное влияние на дальнейшее развитие личности ребенка.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Таким образом, можно говорить о том, что в младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в личности ребенка, в особенностях его психического и психологического развития. В этом возрасте активно развивается самосознание младших школьников, развивается система ценностных ориентаций.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова.– Москва: Издательство Юрайт, 2014.– 814с.
  2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А. И. Баркан. — Москва: АСТ-ПРЕСС, 2004. — 345 с.
  3. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. –Москва: Педагогический поиск, 2014. — 256 с.
  4. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова.– Москва: Ореол, 2008. — 376 с.
  5. Прихожан, А. М. Психология тревожности дошкольного и школьного возраста / А. М. Прихожан. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. –192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, школьник, возраст, ребенок, том, школа.


Похожие статьи

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от...

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок...

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который...

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе с тем дифференцированного отношения ребенка к себе.

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний. Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального...

Как пишет Г. М. Барин, младший школьный возраст — это период жизни, где ребенок начинает заниматься учебной деятельностью, которая социально значима и общественно оценивается. В семь лет ребенка ждут серьезные новшества, так как переход в школу всегда...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который...

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который...

Это порождается тем, что в начале младшего школьного возраста ребенок исполняет школьные обязанности подобно тому, как раньше исполнял

Младший школьный возраст особенно благоприятен для развития мотивации достижения успехов в учебной, трудовой...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраст — это период значительных изменений всего психического облика ребёнка. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь. Он начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок в зависимости от результата.

Похожие статьи

Младший школьный возраст — это период жизни ребёнка от...

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок...

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который...

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как устойчивого, внеситуативного и вместе с тем дифференцированного отношения ребенка к себе.

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения, психическое развитие, произвольное внимание, игровая деятельность, приобретение знаний. Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального...

Как пишет Г. М. Барин, младший школьный возраст — это период жизни, где ребенок начинает заниматься учебной деятельностью, которая социально значима и общественно оценивается. В семь лет ребенка ждут серьезные новшества, так как переход в школу всегда...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который...

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который...

Это порождается тем, что в начале младшего школьного возраста ребенок исполняет школьные обязанности подобно тому, как раньше исполнял

Младший школьный возраст особенно благоприятен для развития мотивации достижения успехов в учебной, трудовой...

младший школьный возраст, младший школьник, учебная...

Младший школьный возраст — это период значительных изменений всего психического облика ребёнка. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь. Он начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок в зависимости от результата.

Задать вопрос