Тенденции развития мирового рынка алкоголя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.11.2022

Статья просмотрена: 711 раз

Библиографическое описание:

Белова, А. С. Тенденции развития мирового рынка алкоголя / А. С. Белова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 273-276. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96099/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье рассмотрена сегментация мирового рынка алкогольной продукции на основании теории «идеальной» структуры потребления продуктов данного вида Г. Эдвардса, П. Андерсона, Т. Бабора, дана характеристика современного состояния каждого из выделенных сегментов (винная продукция, пиво и крепкие виды алкоголя), а также проанализированы тенденции, существующие на рынке алкогольной продукции на текущий момент и являющиеся основополагающими на перспективу. К числу указанных тенденций относятся: рост спроса на продукцию класса люкс, склонность к ответственному и разнообразному потреблению, развитие онлайн-торговли, трансформация потребления в сторону домохозяйств, премиумизация продукции, экологичность. Выявлено, что действие указанных трендов распространяется как на каждый из выделенных сегментов, так и на мировой рынок алкоголя в комплексе.

Ключевые слова: мировой рынок алкогольной продукции, алкоголь, онлайн-торговля алкогольными напитками.

В соответствии с преобладающей структурой потребления алкогольных напитков и, опираясь на теорию «идеальной» структуры потребления алкогольной продукции, разработанную Г. Эдвардсом, П. Андерсоном, Т. Бабором и иными, в соответствии с которой не оказывает негативного последствия на здоровье населения соотношение, при котором пиву отводится 50 %, вину — 35 % и крепким напиткам — 15 %, все страны были распределены на так называемые «пояса», изображенные на рисунке 1.

Распределение стран в соответствии с концепцией «идеальной» структуры потребления [1]

Рис. 1. Распределение стран в соответствии с концепцией «идеальной» структуры потребления [1]

Рассмотрим тенденции, существующие на каждом из выделенных сегментов.

Один из составляющих алкогольного рынка — рынок винных изделий — представляется достаточно разнообразным как по ценовым категориям, так и по производителям, на ежегодной основе наблюдается увеличение его объемов, что позволяет странам-экспортерам получать значительный объем прибыли, увеличивая тем самым валовой внутренний продукт. По оценкам специалистов по состоянию на 2020 г. в стоимостном выражении мировой рынок винных изделий оценивается на уровне 348,3 млрд. долл. США [8], к 2023 году планируется его увеличение до 402 млрд. долл. США [2] (рисунок 2).

Объем мирового рынка вина в период с 2015 по 2023 г.г.

Рис. 2. Объем мирового рынка вина в период с 2015 по 2023 г.г.

Рынок вина огромен, значительная роль в его формировании отводится странам Европы и Северной Америки. США, Франция, Италия и Испания относятся к числу крупнейших производителей и потребителей винных изделий. В структуре международной торговли европейскому региону отводится доля рынка, превышающая 50 %.

Состояние мирового рынка винных изделий определяется существующими пристрастиями потребления вина, быстро протекающими процессами урбанизации, изменением образа жизни и ростом реальных располагаемых доходов населения, популяризацией винодельческой продукции во время массовых праздников. К числу иных факторов, обусловливающих рост масштабов рынка, относятся расширенное воспроизводство винных изделий в развивающихся странах и на новых рынках. Потребление вина в мировом масштабе возрастает в основном в связи с ростом потребления вина у молодого поколения.

Вместе с тем, такие факторы, как налоговая нагрузка, принятие правительством специализированных правовых норм, наличие товаров-заменителей, создают барьеры для расширения рынка. Возрастающая популярность ремесленного пива и иных спиртных напитков также относятся к числу сдерживающих факторов.

К числу основных возможностей, существующих на рынке винных изделий, относится расширение производства инновационной винной продукции, обладающей различными вкусами и пользующейся повышенным спросом.

По оценке специалистов, ResearchAndMarkets.com, мировой рынок пива в 2020 г. достиг стоимостной отметки в 623,2 млрд. долл. США, в 2021 г. произошло его восстановление после сокращения на фоне карантинных ограничений, а к 2026 г. планируется увеличение на 3 % [6]. По мнению экспертов IWSR в странах Центральной и Южной Америки показатели потребления пивных напитков уже составили величину большую, нежели в 2019 г., на что оказал воздействие такие факторы, как рост конкурентной борьбы в среде производителей и увеличение демографических показателей. К 2026 г. планируется увеличение имеющегося показателя на 15 %. В Африканском регионе фактором, способствующим поддержанию показателей пивного рынка, является наличие молодых потребителей данного вида продукции, в Азиатском регионе подобным фактором является ситуация стагнации на рынках Китая и Японии. Благодаря улучшению показателей пивного рынка в таких странах, как Филиппины, Камбоджа, Лаос, Индонезия и Индия, эксперты прогнозируют расширение объемов производства пива в Азии на 22 % в течение последующих пяти лет.

К числу основных тенденций, действующих на рынке пивных напитков, относятся:

во-первых, увеличивающийся переход потребителей на категорию напитков премиум — качества;

во-вторых, рост продаж безалкогольного пива на 14 % в 2021 г. с прогнозируемым увеличением на 50 % к 2026 г.;

в-третьих, незначительное прогнозируемое сокращение доли пивных напитков на алкогольном рынке к 2026 г., подтверждающееся диверсификацией ассортимента продукции, выпускаемого пивоваренными компаниями, и увеличением популярности направления Beyond Beer, включающего в себя такие направления, как хард-зельцеры (например, Bon Viv, Brutal Fruit, Flying Fish), вино в алюминиевых банках (например, Babe) и готовые к употреблению коктейли (например, Cutwater, водочный хольцер Nutrl, коктейльные напитки Kombrewcha и Ritas). Направление Beyond Beer набирает популярность в Соединенных Штатах Америки, в Латинской Америке, Великобритании, Южной Африке. По оценке специалистов Anheiser Bush InBev, в 2021 г. направление Beyond Beer в 2021 г. возросло более чем на 20 %, доход компании при этом составил 1,6 млрд. долл. США [3].

Преимуществами стратегии Beyond Beer, по мнению генерального директора AB InBev Мишеля Дукериса, является возможность для насыщения рынка разнообразными по потребительским свойствам напитками, а также наличие открытых возможностей для перехода в категорию напитков премиум качества.

Что касается сегмента крепких алкогольных напитков, то, по оценкам аналитиков IWSR, в 2021 г. возросли продажи таких напитков, как текила, водка, ликер в среднем на 35 % [7]. Определяющими рынками, по-прежнему, являются Китай и Соединенные Штаты Америки — в 2021 г. им отведена доля в размере 65 %. Также рост популярности крепкого алкоголя наблюдался в Японии, на Тайване, в Великобритании, России и Франции. Так, компания Diageo отметила в 2020 г. увеличение продаж текилы марок Don Julio и Casamigos на 80 %, а компания Pernod Ricard — наличие стабильного спроса на виски марок Jameson и The Glenlivet.

Основными трендами на мировом алкогольном рынке, заложенными в 2022 году и действующими на перспективу, являются [5]:

1. Расширение спроса на нетрадиционные люксовые категории.

Согласно прогнозу аналитиков IWSR, ожидается рост реализации престижных сортов крепкого алкоголя, стоимость которых составляет от 100 долларов за бутылку, к 2024 году более чем на 40 % — их рост будет четыре раза быстрее, нежели рост массовых (менее 22,5 доллара за бутылку) и премиальных (менее 100 долларов) сортов [4]. Реализация напитков класса люкс, основой которых является агава, а также ирландских, американских и японских сортов виски в 2020 году существенно возросла. Привлечение новых потребителей влечет за собой расширение сегмента.

2. Склонность к ответственному потреблению.

Тенденцией современности является увеличение доступности безалкогольных и слабоалкогольных напитков, расширение каналов их реализации (онлайн-магазин и иные каналы продаж). Все большее количество человек, особенно относящихся к молодому поколению, трансформируют свой выбор в сторону напитков, содержащих низкий процент алкоголя, либо чередуют употребление алкогольных напитков с безалкогольными. Потребители могут переформатировать свое производство на выпуск продукции, содержащей каннабидиол, ноотропы и адаптогены, улучшающие настроение либо оказывающие иной эффект на потребителя и выступающие альтернативой существующим алкогольным напиткам.

3. Развитие направления онлайн-торговли.

По мнению аналитиков компании IWSR, к 2025 году доля онлайн-рынка превысит 6 % от совокупного объема алкогольных напитков. Развитие продаж алкоголя в цифровом пространстве приведет к увеличению количества продавцов и расширению, и усложнению спектра применяемых ими бизнес-моделей, что приведет к размыванию границ между каналами цифровых продаж.

4. Трансформация потребления с формата баров и ресторанов в сторону домохозяйств.

Переход на удаленный формат работы и введение ограничений в связи с пандемией коронавирусной инфекции привели к тому, что потребители проводят большую часть времени в домашнем пространстве либо в близлежащих заведениях. Такая тенденция, по мнению аналитиков IWSR, приведет к тому, в сознании большинства людей сформируется привычка домашнего потребления алкоголя и отказ от посещения заведений общественного питания. Несмотря на то, что после отмены коронавирусных ограничений рестораны и бары вернуться к нормальному режиму работы, у потребителей могла сформироваться привычка домашнего употребления дорогих напитков, домашнего приготовления коктейлей, соответственно, низкокачественная продукция, представленная в заведениях, может явиться отталкивающим фактором. Данная ситуация побуждает производителей алкогольной продукции и владельцев брендов к повышению качества продукции, тщательной проработке ассортиментной политики, выбору точек для реализации своей продукции.

5. Премиумизация алкогольных напитков.

Тенденцией последних лет явилась трансформация рынка алкогольной продукции в сторону премиального сегмента, что расширяет возможности для владельцев брендов крепких спиртных напитков и вин в связи с ростом спроса. Потребители высказывают мнение о высоком качестве продукции, приготовленной на основании крепких спиртных напитков. Данная категория имеет повышенный спрос на основных рынках, за исключением Соединенных Штатов Америки и Мексики, где преобладают готовые к употреблению напитки на основании солода. Наравне с этим наличие низкого спроса на напитки, основой которых выступает спирт, способствует формированию премиального сегмента.

6. Стремление к разнообразному потреблению.

Со стороны потребителей повысился интерес к напиткам нового типа, например, к крафтовому пиву, хард-зельцерам, вину и японскому виски. Реагируя на данные трансформации, компании-производители производят расширение ассортимента, что позволяет удовлетворять предпочтения потребителей и размывать границы между категориями. Широкий ассортимент позволяет им проявлять гибкость и сохранять востребованность на рынке.

7. Экологичность.

Преобладающим трендом современности выступает экологичное производство. Все больше потребителей останавливают свой выбор на компаниях-производителях, сосредоточенных на экологически чистом производстве. В ряде случаев со стороны потребителей сообщалось о желании внести свой вклад в местную экономику. Поддержка местного производства и сотрудничество с брендами локального характера оказывает положительное влияние на выбор покупателей. Все вышеизложенное может привести к тому, что со стороны местных брендов произойдет укрепление их положения на долгосрочную перспективу с упором на устойчивость, качество и общественные ценности.

Подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что несмотря на сегментирование рынка в соответствии с концепцией «идеальной» структуры потребления алкогольной продукции Г. Эдвардса, П. Андерсона, Т. Бабора и иных, тенденции для развития мирового рынка алкоголя являются едиными. Движущим фактором, способствующим развитию мирового рынка алкогольной продукции, выступает увеличивающийся спрос на продукцию высокого качества, трансформация образа жизни, вкусовых пристрастий потребителей, рост реальных располагаемых доходов.

Литература:

1. Вечтомова Е. А., Богер В. Ю. Анализ рынка алкогольной продукции / Е. А. Вечтомова, В. Ю. Богер // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания. — 2021. — № 1.

2. Куликов С. Истина в вине: анализ тренда мирового винного рынка / С. Куликов // URL: https://clck.ru/32adz7 (режим доступа: 03.11.2022)

3. AB InBev будет развивать продажи хард-зельцеров, коктейлей и других непивных напитков за пределами США. // URL: https://clck.ru/32aeBB (режим доступа: 03.11.2022)

4. Во время пандемии в мире вырос спрос на дорогие крепкие напитки. // URL: https://clck.ru/32aeC6 (режим доступа: 03.11.2022)

5. Интересы потребителей, премиумизация и борьба за экологию: IWSR обозначила основные тренды 2022 года // URL: https://clck.ru/32aeDU (режим доступа: 03.11.2022)

6. IWSR: к 2026 году пивной рынок превзойдет допандемический уровень на 3 %. // URL: https://clck.ru/32aeEe (режим доступа: 03.11.2022)

7. IWSR: мировой рынок крепких напитков премиум-класса в 2021 году вырос на 35 %. // URL: https://clck.ru/32aeFu (режим доступа: 03.11.2022)

8. Источники: OIV, Росстат, NBS, Eurostat, USDA, доклад Агроэкспорт (2021 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): IWSR, алкогольная продукция, напиток, США, мировой рынок, оценка специалистов, Соединенный Штат Америки, алкогольный рынок, крепкий алкоголь, молодое поколение.


Ключевые слова

алкоголь, мировой рынок алкогольной продукции, онлайн-торговля алкогольными напитками

Похожие статьи

Повышение роли корпоративных ценных бумаг в инвестиционном обороте капитала

Процесс развития рыночных отношений в обществе вызвал формирование целого спектра новых экономических объектов, связанных с учетом и анализом. Рынок корпоративных ценных бумаг выступает в качестве сложной экономической и организационной системы, явля...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации и в зарубежных странах с учетом оценки влияния коронавируса

Представлены результаты деятельности хлебопекарной промышленности, исследования по анализу влияния пандемии нового коронавируса COVID 19 на отечественный и зарубежный рынок хлеба. Источником для проведения анализа послужили оперативные отечественные ...

Инициатива легализации параллельного импорта в России

В статье объясняется понятие параллельного импорта, дистрибьютера; рассматриваются такие виды принципов исчерпания исключительных прав правообладателей, как международный, национальный и региональный с их отличительными особенностями. В отдельном пар...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Современные тенденции организации товароснабжения розничных торговых предприятий

В представленной статье рассмотрены основные тенденции развития процесса товародвижения в розничных торговых предприятиях. Развитие розничных торговых предприятий выходит на новый этап, применение современных тенденций в работе будет являться неотъем...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Управление репутацией организации в сети Интернет

В статье раскрывается содержание понятия «репутация» и ключевые аспекты управления репутацией организации в сети Интернет. Актуальность данной темы обусловлена глобальной открытостью информации о деятельности организаций в сети Интернет, которая, с о...

Анализ кредитоспособности ссудозаемщика — физического лица: зарубежный и российский опыт

Исследование посвящено изучению методов и подходов к анализу кредитоспособности физических лиц, применяемые как в зарубежных, так и в российских финансовых организациях. Рассмотрены критерии оценки кредитоспособности, такие как кредитная история, дох...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Похожие статьи

Повышение роли корпоративных ценных бумаг в инвестиционном обороте капитала

Процесс развития рыночных отношений в обществе вызвал формирование целого спектра новых экономических объектов, связанных с учетом и анализом. Рынок корпоративных ценных бумаг выступает в качестве сложной экономической и организационной системы, явля...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации и в зарубежных странах с учетом оценки влияния коронавируса

Представлены результаты деятельности хлебопекарной промышленности, исследования по анализу влияния пандемии нового коронавируса COVID 19 на отечественный и зарубежный рынок хлеба. Источником для проведения анализа послужили оперативные отечественные ...

Инициатива легализации параллельного импорта в России

В статье объясняется понятие параллельного импорта, дистрибьютера; рассматриваются такие виды принципов исчерпания исключительных прав правообладателей, как международный, национальный и региональный с их отличительными особенностями. В отдельном пар...

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Современные тенденции организации товароснабжения розничных торговых предприятий

В представленной статье рассмотрены основные тенденции развития процесса товародвижения в розничных торговых предприятиях. Развитие розничных торговых предприятий выходит на новый этап, применение современных тенденций в работе будет являться неотъем...

Правовое регулирование корпоративных форм предпринимательской деятельности

В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования сос...

Управление репутацией организации в сети Интернет

В статье раскрывается содержание понятия «репутация» и ключевые аспекты управления репутацией организации в сети Интернет. Актуальность данной темы обусловлена глобальной открытостью информации о деятельности организаций в сети Интернет, которая, с о...

Анализ кредитоспособности ссудозаемщика — физического лица: зарубежный и российский опыт

Исследование посвящено изучению методов и подходов к анализу кредитоспособности физических лиц, применяемые как в зарубежных, так и в российских финансовых организациях. Рассмотрены критерии оценки кредитоспособности, такие как кредитная история, дох...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Задать вопрос