Тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации и в зарубежных странах с учетом оценки влияния коронавируса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 28.04.2021

Статья просмотрена: 4532 раза

Библиографическое описание:

Бушуева, Н. В. Тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации и в зарубежных странах с учетом оценки влияния коронавируса / Н. В. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80458/ (дата обращения: 21.11.2024).



Представлены результаты деятельности хлебопекарной промышленности, исследования по анализу влияния пандемии нового коронавируса COVID‑19 на отечественный и зарубежный рынок хлеба. Источником для проведения анализа послужили оперативные отечественные и зарубежные данные статистической и корпоративной отчетности, результаты маркетинговых исследований, мнений аналитиков рынка. Авторы пришли к заключению, что пандемия ускорила действие тенденций, уже характерных для развития рынка, и предложили основные направления стратегического развития хлебопекарных бизнесов.

Ключевые слова: хлебобулочные изделия, хлебопекарная отрасль, тенденции, анализ, коронавирус, мировые тенденции.

Пищевая отрасль промышленности России и зарубежных стран является одной из ведущих отраслей агропромышленного комплекса, целью которой является обеспечение потребности населения страны в высококачественных продуктах питания, поэтому пищевая отрасль является стратегической отраслью государств.

Тогда как COVID-19 создал серьезную угрозу для продовольственной безопасности в целом, с глобальной точки зрения мировой рынок хлебопеков оказался более устойчивыми к пандемии, чем многие другие сектора.

Анализируя статистические данные доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций о мировой хлебопекарной отрасли, выявлены положительные перспективы развития: ожидается, что объем мировых продаж будет расти в среднем на 6 % к 2025 году [2].

Результаты производства рынка хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в Российской Федерации представим в виде диаграммы на рисунке 1.

Динамика объема рынка хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в 2018–2020 годах, млн. тонн [4]

Рис.1. Динамика объема рынка хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в 2018–2020 годах, млн. тонн [4]

Суммарный объём производства хлебобулочной продукции производителями имеет тенденцию плавного снижения с 5,76 до 5,58 млн. тонн. Эксперты связывают эту тенденцию с тем, что россияне стали меньше потреблять хлебные продукты в связи с желанием питаться более умеренно и вести здоровый образ жизни. Также в 2020 году снижение объясняется и тем, что россияне на время самоизоляции были вынуждены выпекать хлеб и выпечку самостоятельно, однако домашнее производство не может быть учтено в общей статистике производства данного вида продуктов.

Тенденцию изменения цен на хлеб и хлебобулочные изделия оценим по статистическим данным, представленным на диаграмме рисунка 2.

Динамика цен на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1, 2 и высшего сортов, в 2018–2020 годах, руб./кг [4]

Рис. 2. Динамика цен на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1, 2 и высшего сортов, в 2018–2020 годах, руб./кг [4]

Стоимость этих продуктов за последние три года, наоборот, постепенно возрастает, оставаясь в рамках инфляции. Это касается как хлеба и булочных изделий из муки высшего сорта, они подорожали на 10 рублей, так и произведенной из муки более грубого помола, рост цены на 5 рублей.

По прогнозам BusinesStat, в 2021–2025 гг., по мере стабилизации экономической ситуации в стране продажи хлеба и хлебобулочных изделий на российском рынке продолжат снижаться на 0,3–1,4 % в год. В 2025 году объем реализации составит 5,4 млн. тонн, что меньше значения 2020 года на 3,9 % [1].

Российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий имеет значительный потенциал в отличие от рынков ведущих западных стран и развивается в направлении основных мировых трендов.

Несмотря на наличие высокого уровня неопределенности в развитии пандемии, сейчас уже можно выделить основные направления ее влияния на рынок хлебобулочных изделий и адаптацию применяемых игроками рынка бизнес-моделей к меняющимся условиям.

Анализ тенденций и практических аспектов тенденций развития отдельных компаний позволяет выделить следующие драйверы, тренды, перспективы развития российского и зарубежного рынка хлебобулочных изделий (рис. 3).

Драйверы, тренды и перспективы развития мирового рынка хлебобулочных изделий

Рис. 3. Драйверы, тренды и перспективы развития мирового рынка хлебобулочных изделий

Таким образом, сложившийся уровень конкуренции на рынке хлебобулочных изделий, наряду с потребностями общества в здоровой и разнообразной пище, повышает важность понимания поведения потребителей и процесса принятия ими решений о покупке.

Считаем, что главным трендом развития отрасли после пандемии является расширение ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий с полезными добавками, чистым составом, так как в последнее время потребитель ориентирован на здоровый образ жизни.

Особое значение приобретает активное присутствие на цифровых платформах, вопросы продвижения собственного бренда, для чего используются возможности социальных сетей.

Интересным также является опыт обращения компании к событийному маркетингу, например, в Facebook была организована рекламная кампанию под названием «Хэллоуин с Cinnabon». В ряде крупнейших пекарен США активно практикуется концепция поставки смесей для самостоятельного изготовления кондитерских изделий, подобный тренд проявляется и на европейских рынка [3].

Отрасль по производству хлеба в как в России, так и за рубежом по праву называется одной из самых стабильных, в последние годы потребление медленно снижается, в связи с чем уменьшается производство, а изменение цены происходит в пределах инфляции. Внутреннее производство практически полностью обеспечивает спрос населения, а рынок пополняется новыми игроками.

Литература:

  1. Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России в 2015–2019 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020–2024 гг. // BusinesStat: готовые обзоры рынка. URL: https://businesstat.ru (дата обращения 10.04.2021).
  2. Багданова О. В., Л. В. Алексеев, А. А. Петрова Современное состояние и тенденции развития российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий // Вестник Тверского государственного университета. 2020. № 2. С. 167–174.
  3. Махольд К. А. Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт // Молодой ученый. 2021. № 6. С. 392–394.
  4. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru. (дата обращения 10.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): изделие, COVID, высший сорт, здоровый образ жизни, недлительное хранение, перспектива развития.


Похожие статьи

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Тенденции развития мирового рынка алкоголя

В статье рассмотрена сегментация мирового рынка алкогольной продукции на основании теории «идеальной» структуры потребления продуктов данного вида Г. Эдвардса, П. Андерсона, Т. Бабора, дана характеристика современного состояния каждого из выделенных ...

Особенности оценки финансового потенциала фармацевтической компании

В ситуации геополитической нестабильности возникает необходимость импортозамещения, в частности в фармацевтической промышленности, чем объясняется актуальность предлагаемого исследования. Целью статьи является описание особенностей оценки финансового...

Тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации в условиях кризиса 2014–2016 гг.

В данной статье поставлена задача рассмотреть тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации в условиях кризиса 2014–2016 гг. Дается сравнение объемов рынка в денежном и натуральном выражении, соотношение импортных и отечественных то...

Современное состояние и тенденции развития рынка хлебопродуктов Пермского края

Проанализированы экономические показатели функционирования рынка хлебобулочной продукции: объем производства хлеба и хлебобулочных изделий, цена на хлеб и булочные изделия в зависимости от вида муки, рассмотрены доли предприятий хлебопечения в РФ. В...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Медийный фактор протестных акций в России 2019 года

В статье авторы при помощи сравнительного анализа рассматривают протесты в г. Москва 2019 года, их специфику относительно протестного движения 2011–2013 гг., а также оценивают роль медийной коммуникации между властью и протестующими. В ходе исследова...

Проблемы внедрения инновационных проектов в металлургической отрасли России

В настоящее время металлургическая отрасль является важнейшей составляющей не только российской, но и мировой промышленности. Обеспечение ее конкурентоспособности на основе инновационного развития даст положительный экономический эффект как для отрас...

Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2005–2013 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, лекарственных средств рецептурного и безр...

Похожие статьи

Методы и критерии оценки конкурентоспособности специализированного предприятия строительной отрасли

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных способов, методов и критериев оценки конкурентоспособности организации, используемых для строительных предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за кризиса па...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Тенденции развития мирового рынка алкоголя

В статье рассмотрена сегментация мирового рынка алкогольной продукции на основании теории «идеальной» структуры потребления продуктов данного вида Г. Эдвардса, П. Андерсона, Т. Бабора, дана характеристика современного состояния каждого из выделенных ...

Особенности оценки финансового потенциала фармацевтической компании

В ситуации геополитической нестабильности возникает необходимость импортозамещения, в частности в фармацевтической промышленности, чем объясняется актуальность предлагаемого исследования. Целью статьи является описание особенностей оценки финансового...

Тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации в условиях кризиса 2014–2016 гг.

В данной статье поставлена задача рассмотреть тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации в условиях кризиса 2014–2016 гг. Дается сравнение объемов рынка в денежном и натуральном выражении, соотношение импортных и отечественных то...

Современное состояние и тенденции развития рынка хлебопродуктов Пермского края

Проанализированы экономические показатели функционирования рынка хлебобулочной продукции: объем производства хлеба и хлебобулочных изделий, цена на хлеб и булочные изделия в зависимости от вида муки, рассмотрены доли предприятий хлебопечения в РФ. В...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Медийный фактор протестных акций в России 2019 года

В статье авторы при помощи сравнительного анализа рассматривают протесты в г. Москва 2019 года, их специфику относительно протестного движения 2011–2013 гг., а также оценивают роль медийной коммуникации между властью и протестующими. В ходе исследова...

Проблемы внедрения инновационных проектов в металлургической отрасли России

В настоящее время металлургическая отрасль является важнейшей составляющей не только российской, но и мировой промышленности. Обеспечение ее конкурентоспособности на основе инновационного развития даст положительный экономический эффект как для отрас...

Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2005–2013 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, лекарственных средств рецептурного и безр...

Задать вопрос