Современное состояние и тенденции развития рынка хлебопродуктов Пермского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.12.2022

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Бояршинова, А. А. Современное состояние и тенденции развития рынка хлебопродуктов Пермского края / А. А. Бояршинова, В. Ф. Еремеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97026/ (дата обращения: 21.12.2024).



Проанализированы экономические показатели функционирования рынка хлебобулочной продукции: объем производства хлеба и хлебобулочных изделий, цена на хлеб и булочные изделия в зависимости от вида муки, рассмотрены доли предприятий хлебопечения в РФ.

В статье проведен анализ проблем в хлебопекарной отросли и выявлены перспективы ее развития.

Ключевые слова: рынок хлебобулочной продукции, производство, потребление, цена, национальный проект.

Хлеб и хлебобулочные изделия являются неотъемлемой частью потребительской корзины. В зависимости от влияния ряда факторов могут происходить структурные изменения, а также колебания в объемах потребления, однако спрос на хлеб и хлебобулочные изделия в целом будет сохраняться. В настоящее время основной тенденцией является растущий интерес потребителей к правильному питанию и здоровому образу жизни.

Производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в Пермском крае, тыс. тонн

Рис. 1. Производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в Пермском крае, тыс. тонн

Абсолютные объемы производства в регионе колеблются незначительно. Максимум с 2012 года был зафиксирован в 2015 году, и с тех пор началось снижение объемов (по итогам 2020 г. На 7,8 % за 5 лет). В 2020 году объем снизился на 2,3 % по сравнению с 2019, зато по итогам 2021 года зафиксирован рост (+5,7 %) (рисунок 1). Доля потребительских расходов на хлеб и хлебные продукты (к хлебным продуктам органы статистики относят макаронные изделия в пересчете на муку, саму муку, крупу и бобовые) в кризисные периоды возрастает: прирост происходил в 2015–2016 гг. и в 2020 г. (рисунок 2).

Такая динамика связана с относительно низкой ценой данных продуктов, что делает их доступными для населения, доходы которых упали. Рассматриваемый показатель в Пермском крае несколько отличается от аналогичного показателя по России (включает более широкую категорию продуктов), поэтому его значения выше. Средние потребительские цены на хлеб и ХБИ из муки высшего сорта ежегодно растут. Это происходит из-за общей инфляции в стране, которая отражается и на производителях, и на розничных продавцах.

Доля потребительских расходов на хлеб и хлебные продукты, %

Рис. 2. Доля потребительских расходов на хлеб и хлебные продукты, %

Для сохранения рентабельности бизнеса они вынуждены повышать цены (рисунок 3).

В 2020 г. Стоимость 1 кг хлебобулочных изделий составила 77,06 руб., прирост с 2012 года — 58,1 %. Стоит отметить, что это цена на продукцию из одного вида муки, однако есть также изделия из ржано-обдирной муки и смешанной валки (используется несколько видов муки). Там цена также возрастет, однако абсолютные значения будут другими. Кроме того, хлеб в Пермском крае стоит дешевле, чем в России в целом.

Средние потребительские цены на хлеб и хлебобулочные изделия из муки в/с, руб. за кг

Рис. 3. Средние потребительские цены на хлеб и хлебобулочные изделия из муки в/с, руб. за кг

Если же говорить о среднедушевом потреблении хлеба, то здесь жители Пермского края превышают медицинскую норму (96 кг). В 2020 году потребление составило 110 кг, что ниже значения 2015 года на 13,4 %. Очевидна тенденция к снижению потребления (рисунок 4).

По данным Федеральной налоговой службы, по итогам 2019 года в Пермском крае зафиксировано 185 предприятий с видом деятельности «Производство хлебобулочных и мучных изделий», из них 2 крупных, 7 средних, 45 мелких и 131 микропредприятий. На 10 тыс. человек приходилось 0,7 субъектов хлебопечения — этот показатель может говорить о недостаточной конкуренции. Прикамье находится на 66 месте среди 85 регионов по уровню конкуренции [5, с. 176]. Рынок в регионе склоняется к олигополии. Рынок хлебопечения Пермского края развивается в том же направлении, что и общероссийский.

Потребление хлебных продуктов, кг на душу населения

Рис. 4. Потребление хлебных продуктов, кг на душу населения

К основным тенденциям можно отнести централизацию производства на индустриальных предприятиях (расположенных в краевой столице) с одновременным распространением небольших пекарен. Структура спроса меняется: происходит переход от крупных хлебов к мелкоштучным, в пекарнях популярны сдобная и слоеная выпечка. Потребитель в регионе может выбирать хлеб из обширного ассортимента: от простого «Дарницкого» без добавок до сложных многозерновых продуктов.

Таким образом, в Пермском крае существование хлебопекарной отрасли в целом повторяет общемировые и национальные тренды. На следующем этапе остановимся на развитии хлебопечения в столице Пермского края, г. Пермь. Здесь проживает около 40 % населения региона [2, с. 94]. Начиная с 30-ых годов двадцатого века на территории г. Перми действовало несколько предприятий (объединения, хлебокомбинаты, хлебозаводы, пекарни) хлебопекарной промышленности. Структура пермских хлебозаводов постоянно менялась.

На сегодняшний день потребители могут приобрести хлеб и хлебобулочные изделия в нескольких местах:

— пекарни (сетевые и частные);

— федеральные сетевые магазины;

— розничные магазины и фирменные объекты торговли.

Таким образом, хлебопекарная отрасль в Перми характеризуется конкуренцией между индустриальными производителями и пекарнями у дома. Здесь сосредоточены основные объемы производства из-за нахождения крупнейших предприятий.

На основании проведенного исследования нами были выделены тенденции хлебопекарной отрасли. Спрос на хлеб останется стабильным; рост мирового населения и постепенный рост доходов домохозяйств в развивающихся странах являются двумя ключевыми факторами, определяющими спрос. В то же время, в развитых странах основное внимание уделяется хлебу без глютена и с низким содержанием сахара, а также хлебобулочным изделиям с минимальным содержанием вредных углеводов. Показатели рынка сохранят текущую тенденцию с ожидаемым среднегодовым темпом роста +0,5 % в период с 2017 по 2025 год, что, как ожидается, приведет к увеличению объема рынка до 135 миллионов тонн к 2025 году 3, с. 181.

В исследовании BritishBaker выделены следующие тренды в кондитерской и хлебопекарной отрасли:

— современные хлебобулочные изделия, с точки зрения потребителей, теперь должны быть не только для здоровья и хорошего самочувствия, но и благоприятно влиять на окружающую среду;

— пекари всех масштабов бизнеса сталкиваются с борьбой с отходами, поскольку они стремятся сбалансировать доступность и избыток;

— органическая продукция (например, с добавлением семян или специй) завоевывает популярность на рынке хлебобулочных изделий;

— потребители получают удовольствие от угощений, которые напоминают о счастливом детстве;

— растет интерес к веганской выпечке;

— растет интерес к национальным продуктам;

— потребители будут оценивать торговые точки по гигиеническим мерам и склоняться к индивидуально упакованным изделиям;

— покупатели любят продукты с историей — значит, она должна быть у любой пекарни, у любого изделия;

— растет рынок хлебобулочных изделий с «чистой» этикеткой;

— в 2020 году люди стремились сократить свои поездки из дома. Вырос спрос на продукты с более длительным сроком хранения;

— снижение потребления сахара (одного из важных ингредиентов в хлебопекарной отрасли) 4, с. 489.

Хлебопекарная отрасль достигла своей зрелости и сейчас вступает в переходный период: новый образ жизни, урбанизация, смена поколений приводят к изменению структуры спроса, мелкие игроки рынка начинают все более активно конкурировать с крупными.

Рентабельность данного бизнеса составляет около 10 %, положение отрасли усугубляется давлением со стороны государства: повышение цен на продукцию вызывает негативную реакцию, направленную в основном на большие предприятия. Основной тенденцией на рынке является снижение спроса на традиционные изделия, которые исторически занимали основные объемы производства.

Действия потребителей можно охарактеризовать в трех направлениях:

— предпочтение изделий меньшего развеса и в нарезку;

— внимание к продуктам, полезным для здоровья;

— повышение спроса на снековые изделия.

Большая часть рынка (около 70 %) в стране пока принадлежит индустриальным игрокам, однако доля постепенно снижается. Заводы проводят сделки слияния и поглощения, пекарни активно развивают франшизы. Это связано с тем, что небольшим организациям в одиночку все сложнее привлечь и удержать потребителя. Общемировые тенденции с небольшим отставанием переходят на Россию и далее в регионы. Предприятиям необходимо регулярно отслеживать современные тренды (в ассортименте, составе, упаковке) и реагировать на них.

Литература:

  1. Борисевич А. В. Новая разновидность плоского хлеба и перспективы ее развития // Товаровед продовольственных товаров. 2022. № 4. С. 260–263.
  2. Бурова В. П. Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий РФ // Научные исследования XXI века. 2020. № 5 (7). С. 94–100.
  3. Ерофеева А. В. Тенденции развития хлебопекарного производства в России // Молодой ученый. 2020. № 27 (317). С. 181–182.
  4. Гартованная Е. А., Гончарук О. В., Ермолаева А. В. Тенденции формирования экономической ситуации и пути решения в региональной хлебопекарной отрасли // Экономика и предпринимательство. 2021. № 8 (133). С. 489–492.
  5. Лазарева О. С., Советов И. Н. Оценка внутренних факторов конкурентоспособности хлебопекарного предприятия // Век качества. 2021. № 3. С. 176–188.
Основные термины (генерируются автоматически): Пермский край, изделие, хлебопекарная отрасль, хлеб, вид муки, Пермь, продукт, Россия, основная тенденция, хлебобулочная продукция.


Ключевые слова

цена, потребление, производство, национальный проект, рынок хлебобулочной продукции

Похожие статьи

Тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации и в зарубежных странах с учетом оценки влияния коронавируса

Представлены результаты деятельности хлебопекарной промышленности, исследования по анализу влияния пандемии нового коронавируса COVID 19 на отечественный и зарубежный рынок хлеба. Источником для проведения анализа послужили оперативные отечественные ...

Пути повышения рентабельности продукции животноводства ООО «Перспектива»

В данной статье дано определение понятия «рентабельность», выявлено его значение и приведена методика расчета. Также проведен анализ показателей рентабельности продукции животноводства сельскохозяйственного предприятия ООО «Перспектива». На основе ан...

Анализ эффективности производства молока в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Россия» (г. Кудымкар, Пермский край)

В данной статье проведен анализ показателей, характеризующих эффективность производства молока в СХПК «Россия», определены тенденции развития молочного скотоводства как одной из ключевых отраслей агропромышленного комплекса. Проанализированы данные ч...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Конъюнктурный анализ развития фармацевтического рынка Российской Федерации в 2010–2015 годах

Изучение конъюнктуры рынка является важным процессом, который позволяет определять текущую ситуацию на рынке, а также оценить соотношение спроса и предложения на рынке и уровень товарных запасов. В данной статье проведен конъюнктурный анализ развития...

Анализ производства и потребления мясопродуктов в РФ

Проведен анализ производства и потребления мясопродуктов в РФ — птицы, свинины, мяса КРС за период 1990–2013 гг. Проанализированы структурные изменения производства и потребления мясопродуктов в мире и в РФ.

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России. Проанализирован оборот рынка общественного питания, индекс физического объема, а также структура данного сегмента. Рассмотрены наиболее популярные типы и фо...

Теория и практика формирования портфеля заказов на предприятиях металлургического комплекса

В статье рассмотрены существующие подходы к формированию портфеля заказов на современных российских предприятиях черной металлургии. Особое внимание уделено специфике данных предприятий с точки зрения работы отдела сбыта в рамках формирования портфел...

Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2005–2013 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, лекарственных средств рецептурного и безр...

Анализ состояния и динамики потребительского кредитования в России и тенденции его развития на современном этапе

В статье рассмотрены теоретические аспекты рынка потребительского кредитования, этапы его формирования. Произведен анализ динамики объемов кредитования физических лиц и общей суммы выданных кредитов всего в России. Выполнен анализ зависимости объемов...

Похожие статьи

Тенденции развития рынка хлеба и хлебобулочных изделий в Российской Федерации и в зарубежных странах с учетом оценки влияния коронавируса

Представлены результаты деятельности хлебопекарной промышленности, исследования по анализу влияния пандемии нового коронавируса COVID 19 на отечественный и зарубежный рынок хлеба. Источником для проведения анализа послужили оперативные отечественные ...

Пути повышения рентабельности продукции животноводства ООО «Перспектива»

В данной статье дано определение понятия «рентабельность», выявлено его значение и приведена методика расчета. Также проведен анализ показателей рентабельности продукции животноводства сельскохозяйственного предприятия ООО «Перспектива». На основе ан...

Анализ эффективности производства молока в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Россия» (г. Кудымкар, Пермский край)

В данной статье проведен анализ показателей, характеризующих эффективность производства молока в СХПК «Россия», определены тенденции развития молочного скотоводства как одной из ключевых отраслей агропромышленного комплекса. Проанализированы данные ч...

Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт

В статье систематизированы условия, особенности формирования и ключевые тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий. Анализ кейсов зарубежных компаний позволяет сделать вывод об усилении конкуренции в сегменте и влиянии...

Конъюнктурный анализ развития фармацевтического рынка Российской Федерации в 2010–2015 годах

Изучение конъюнктуры рынка является важным процессом, который позволяет определять текущую ситуацию на рынке, а также оценить соотношение спроса и предложения на рынке и уровень товарных запасов. В данной статье проведен конъюнктурный анализ развития...

Анализ производства и потребления мясопродуктов в РФ

Проведен анализ производства и потребления мясопродуктов в РФ — птицы, свинины, мяса КРС за период 1990–2013 гг. Проанализированы структурные изменения производства и потребления мясопродуктов в мире и в РФ.

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России. Проанализирован оборот рынка общественного питания, индекс физического объема, а также структура данного сегмента. Рассмотрены наиболее популярные типы и фо...

Теория и практика формирования портфеля заказов на предприятиях металлургического комплекса

В статье рассмотрены существующие подходы к формированию портфеля заказов на современных российских предприятиях черной металлургии. Особое внимание уделено специфике данных предприятий с точки зрения работы отдела сбыта в рамках формирования портфел...

Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы

В статье исследован фармацевтический рынок Российской Федерации в период 2005–2013 гг. Проведен анализ основных структурных параметров, в том числе соотношения импортных и отечественных лекарственных средств, лекарственных средств рецептурного и безр...

Анализ состояния и динамики потребительского кредитования в России и тенденции его развития на современном этапе

В статье рассмотрены теоретические аспекты рынка потребительского кредитования, этапы его формирования. Произведен анализ динамики объемов кредитования физических лиц и общей суммы выданных кредитов всего в России. Выполнен анализ зависимости объемов...

Задать вопрос