О правовом режиме агрегаторов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 04.11.2022

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Балякина, Е. Б. О правовом режиме агрегаторов / Е. Б. Балякина, Р. А. Карташов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96030/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются достаточно новое явление — агрегаторы — онлайн-платформы, содержащие предложения различных продавцов о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и даже предоставлении недвижимости в аренду.

Ключевые слова: агрегатор, интернет-магазин, потребитель, владелец агрегатора, торговля, электронная торговля.

Значительно недавно в виду развития пандемии коронавирусной инфекции потребители стали чаще обращаться к интернет-магазинам. Приспособившись, потребитель понимает, что даже поиск нужного ему товара в разных интернет-магазинах бывает затруднительным. Гораздо привлекательнее единая площадка, которая содержит предложения различных продавцов.

Справедливости ради отметим, что агрегаторы появились намного ранее периода развития пандемии. В качестве примера следует привести услуги такси, предлагаемые несколькими компаниями на едином агрегаторе. Безусловно, плюсы функционирования агрегаторов на лицо: продолжая рассматривать функционирование агрегаторов на примере такси, мы видим, что исполнителю не нужно самостоятельно приобретать или разрабатывать сайт или приложения для мобильного телефона, через которые осуществляется заключение договора: достаточно присоединиться к существующей платформе и использовать уже наработанную клиентскую базу. Кроме того, владелец агрегатора выступает определенным гарантом того, что оплата за оказанную услугу поступит на счет исполнителя. Для продавцов товаров выгода заключается в том, что имеет место экономия средств, которые не нужно затрачивать на аренду торговых точек и оплату труда персонала [1, С.58]. Именно владелец агрегатора осуществляет идентификацию лица, с которым заключается договор. Для потребителя удобство заключается в том, что парк автомобилей, отображаемых на агрераторе, гораздо шире, нежели при обращении к какому-то одному перевозчику.

Неизбежно возникает вопрос о том, как отличается интернет-магазин от агрегатора.

Традиционно, интернет-магазин представляет собой альтернативу обычного розничного магазина, но одного продавца. Несмотря на то, что данный продавец выступает посредником, закупая товары, на которые имеется наибольший потребительский спрос, продажу таких товаров владелец интернет-магазина осуществляет от своего имени, отвечая также по гарантийным обязательствам. Что же касается агрегаторов, то на данном ресурсе объединены предложения различных продавцов аналогичных товаров. Главным отличием агрегатора от интернет-магазина, на наш взгляд, является то, что владелец агрегатора занимает позицию организатора торговли, не участвуя самостоятельно в договорных отношениях с потребителем. При этом не исключена возможность размещать предложения о продаже товаров, принадлежащих самому владельцу агрегатора.

В науке понятие и режим агрегаторов остаются неисследованными. Их изучению посвящено небольшое количество исследований, в которых агрегаторы рассматриваются фрагментарно. Некоторые исследователи приходят к выводу о том, что агрегаторы являются субъектами, а не объектами [6, С.11] [4, С.14]. Так, по мнению С. В. Потапенко и С. С. Сметанниковой агрегаторы представляют собой информационных посредников, которые помогают при заключении договоров купли-продажи в Интернете [5, С.127]. Данная точка зрения, на наш взгляд, является не обоснованной по той причине, что в законодательстве в качестве субъекта отношений по продаже товаров дистанционным способом рассматривается не агрегатор, а владелец агрегатора. Агрегатор — это в первую очередь электронная площадка, страница на Интернет-сайте.

Доверие к агрегаторам со стороны потребителей обеспечивается тем, что на их защиту также встает 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей» [3] (далее — Закон о защите прав потребителей). Так, в соответствии с пунктами 1.2–1.3 статьи 9 и в отношении владельца агрегатора информации о товарах (услугах), и в отношении продавца (исполнителя) устанавливаются практически идентичные обязанности, связанные с требованиями, предъявляемыми законодателем к предоставлению потребителю информации о товаре, в том числе сведения о продавцах (исполнителях, подрядчиках):

– фирменное наименование, место нахождения, режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

– фамилия, имя, отчество, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

– имеющиеся изменения в указанной информации.

А. В. Бодиловский дает следующее определение владельца агрегатора, — «таким лицом теперь признается хозяйствующий субъект, который посредством программного обеспечения или ресурса в сети Интернет предоставляет возможность потребителю ознакомится с предложениями о продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ, заключить договор в соответствии с таким предложением, а также оплатить товар в безналичной форме» [2, С.51].

В зависимости от видов продукции, предлагаемой на сайтах агрегаторов, выделяют товарные агрегаторы [2, С.54], смешанные, агрегаторы сервисные (например, перевозка пассажиров, доставка грузов) и др.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что под агрегатором понимается информационный ресурс, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о различных товарах и услугах, либо определенных видах товаров и определенных видах услуг, предлагаемых различными продавцами исполнителями потребителям, получившим доступ к такому информационному ресурсу, а также предусматривающий возможность заключить договор о приобретении товаров (работ, услуг) дистанционным способом.

Литература:

  1. Адаменко А. П., Пискунова Н. И., Целовальникова И. Ю. Гражданско-правовая ответственность владельцев агрегаторов торговых площадок при продаже товаров потребителям // Имущественные отношения в РФ. 2021. № 12 (243). С.58.
  2. Бодиловский А. В. Гражданско-правовое регулирование отношений, вытекающих из договоров, заключенных дистанционно: дисс. …к.ю.н. М., 2021. С.51.
  3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1992. апр.
  4. Кирпичев А. Е. Агрегаторы товаров и услуг как новые субъекты коммерческого права // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2 (87).
  5. Потапенко С. В., Сметанникова С. С. Товарные агрегаторы как информационные посредники в электронной коммерции // Вестник КРУ МВД России. 2018. № 3 (41). С.127.
  6. Шахбазян М. Г. Гражданско-правовое регулирование Интернет-платежей в Российской Федерации: автореф. дис….канд.юрид.наук, 2020. М. С.11.
Основные термины (генерируются автоматически): продажа товаров, потребитель, товар, владелец, выполнение работ, государственный регистрационный номер, дистанционный способ, информационный ресурс, оказание услуг, предложение.


Похожие статьи

Правовой статус товарного агрегатора по законодательству Российской Федерации

Статья посвящена исследованию проблем правового положения товарного агрегатора. Проводится анализ состояния рынка розничной интернет-торговли. Исследуется правовой статус потребителя и продавца по договору розничной купли-продажи дистанционным способ...

Права потребителей при заключении договора купли-продажи в сфере дистанционной торговли

В статье автор определяет классификацию прав потребителей при дистанционной купле-продаже товаров, определяет их сущность и правовое значение.

Этапы реализации интернет-магазина

В статье рассмотрено создание и использование на практике интернет-магазина. Описаны основные этапы разработки и реализации, построена информационная система, дан сравнительный анализ интернет-магазина с обычным. Рассмотрены информационные потоки, сф...

Некоторые проблемы применения статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»

В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием и цифровизацией экономики, появлением и распространением онлайн-посреднических платформ (владельцев агрегаторов информации товаров и услуг), так называемых «маркетплейсов», ...

Проблемы отнесения субъектов к информационным посредникам и выделения их категорий в российском законодательстве

Данная статья посвящена исследованию категории «информационные посредники». В ней анализируются критерии отнесения субъектов к информационным посредникам, а также обосновывается выделение категорий информационных посредников.

Агрегаторы (маркетплейсы) как новый вид предпринимательской деятельности

В представленной статье автор рассматривает разнообразные виды агрегаторов, анализирует успешные стратегии для становления и развития в данной области, а также уделяется внимание законодательству, регулирующему деятельность агрегаторов, и вопросам со...

Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли продажи

В данной статье рассматриваются суждения, отражающие особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли продажи, рассматривается практика применения и статистические данные судебной практики.

Ипотека как инструмент гарантирования обязательств

Настоящая статья посвящена анализу ипотечных правоотношений, возникающих как один из способов обеспечения обязательств по приобретению права собственности на недвижимое имущество. В статье раскрывается понятие ипотечных правоотношений, проводится ана...

Общая характеристика договора дистанционной розничной купли-продажи

В свете развития информационных технологий дистанционная продажа товаров становится все более востребованной. Проблемы правового регулирования возникают при заключении договоров, также остается открытым вопрос идентификации участников сделки. В итоге...

Тенденции и перспективы реализации инвестиционных проектов в сфере арендного жилья

В статье рассматривается альтернативный механизм предоставления арендного жилья через коммерческий и некоммерческий формат. Обозначены основные тенденции и перспективы развития рынка аренды жилой недвижимости.

Похожие статьи

Правовой статус товарного агрегатора по законодательству Российской Федерации

Статья посвящена исследованию проблем правового положения товарного агрегатора. Проводится анализ состояния рынка розничной интернет-торговли. Исследуется правовой статус потребителя и продавца по договору розничной купли-продажи дистанционным способ...

Права потребителей при заключении договора купли-продажи в сфере дистанционной торговли

В статье автор определяет классификацию прав потребителей при дистанционной купле-продаже товаров, определяет их сущность и правовое значение.

Этапы реализации интернет-магазина

В статье рассмотрено создание и использование на практике интернет-магазина. Описаны основные этапы разработки и реализации, построена информационная система, дан сравнительный анализ интернет-магазина с обычным. Рассмотрены информационные потоки, сф...

Некоторые проблемы применения статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»

В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием и цифровизацией экономики, появлением и распространением онлайн-посреднических платформ (владельцев агрегаторов информации товаров и услуг), так называемых «маркетплейсов», ...

Проблемы отнесения субъектов к информационным посредникам и выделения их категорий в российском законодательстве

Данная статья посвящена исследованию категории «информационные посредники». В ней анализируются критерии отнесения субъектов к информационным посредникам, а также обосновывается выделение категорий информационных посредников.

Агрегаторы (маркетплейсы) как новый вид предпринимательской деятельности

В представленной статье автор рассматривает разнообразные виды агрегаторов, анализирует успешные стратегии для становления и развития в данной области, а также уделяется внимание законодательству, регулирующему деятельность агрегаторов, и вопросам со...

Особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли продажи

В данной статье рассматриваются суждения, отражающие особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли продажи, рассматривается практика применения и статистические данные судебной практики.

Ипотека как инструмент гарантирования обязательств

Настоящая статья посвящена анализу ипотечных правоотношений, возникающих как один из способов обеспечения обязательств по приобретению права собственности на недвижимое имущество. В статье раскрывается понятие ипотечных правоотношений, проводится ана...

Общая характеристика договора дистанционной розничной купли-продажи

В свете развития информационных технологий дистанционная продажа товаров становится все более востребованной. Проблемы правового регулирования возникают при заключении договоров, также остается открытым вопрос идентификации участников сделки. В итоге...

Тенденции и перспективы реализации инвестиционных проектов в сфере арендного жилья

В статье рассматривается альтернативный механизм предоставления арендного жилья через коммерческий и некоммерческий формат. Обозначены основные тенденции и перспективы развития рынка аренды жилой недвижимости.

Задать вопрос