Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты формирования экологических знаний с помощью прогулки. Рассмотрены варианты выполнения прогулок с детьми.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические знания, прогулка, природа, наблюдение.
Экология — это наука о взаимоотношениях между организмами и средой их обитания. Основной концепцией данной науки является существование и развитие природы, закономерности реакции природы на воздействие человека. Предельно допустимые нагрузки на природные системы, которые может позволить себе общество.
По мере того, как усложнялась человеческая цивилизация, так же стремительно ухудшалось и состояние экологии на нашей планете. Глобальные экологические проблемы на планете Земля неразрывно связаны с деятельностью человека и его влиянием на окружающую среду. Все негативные последствия напрямую связаны с проблемами в экологическом образовании, из за его низкого уровня создаются условия потребительского отношения человека к природе. Развитие первоначальных представлений экологической культуры, начинаются в дошкольном возрасте, поэтому так важно обратить внимание и не упустить данный этап в жизни ребёнка. В детском саду закладывается основа экологического образования, таким образом на воспитателя возложена огромная ответственность по образованию первичных представлений у ребёнка о взаимосвязях в природе [1].
Существуют различные формы работы с ребёнком, направленные на экологическое воспитание. Основой данного понятия является формирование у ребенка сознательного восприятия окружающей природной среды. Первичной из них является– экологическая прогулка, которая обеспечивает возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Экологическая прогулка, позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Также она даёт возможность у детей накопить представления о таких явлениях природы, которые протекают в длительное время. [2].
Основными компонентами экологической прогулки являются, природное окружение, время года, заданная тематика, погодные условия.
В основе понятия прогулка лежит педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, с целью укрепления здоровья детей, развития их умственных и физических способностей.
Прогулка не может быть импровизированной, необходимо заблаговременно продумывать план мероприятия. При подготовке прогулки учитываются особенности детей, их настроение и желание. Необходимо использовать разнообразные формы организации — фронтальные, групповые, индивидуальные.
Важным элементом экологической прогулки, является наблюдение за объектами живой и неживой природы. Это позволяет формировать целостную картину мира, которая будет постепенно развиваться, заполняться новыми знаниями, а также позволит понять ребёнку какое место человек занимает в окружающей природе. Ребята наблюдают изменение погоды, особенности разных осадков, цветение растений, перелёт птиц, листопад. Основа понятия наблюдения — это целенаправленное, преднамеренное специальным образом организованная и фиксируемое восприятие исследуемого объекта, обусловленное задачей наблюдателя и не требующего от него «вмешательства» путем создания специальных условий. Наблюдения бывают: кратковременные и длительные. Кратковременные организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления. Длительные в свою очередь организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Воспитатель объясняет, каким образом все предметы и явления связаны между собой, помогает понять особенности явлений, происходящих вокруг.
Воспитатель помогает понять, как человек связан природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему нельзя ими пренебрегать. Педагог даёт настрой детям на правильное восприятие природы, вызывает неподдельный интерес к всему новому. Сделать обучение более эмоциональным помогает художественное слово: отрывки из стихотворений и произведений, народные пословицы и поговорки, традиции.
Необходимо объяснять и показывать детям, как поведение и действия человека влияют на красоту природы. Поэтому такого рода прогулки предполагают и трудовую деятельность. Она может быть как запланированной (кормление птиц, уборка снега или листьев), так и спонтанной (полив засыхающего растения). Задания могут выполняться как всей группой, так и подгруппами. [4].
Во время прогулки рекомендуется проводить разного рода игры с использованием природных материалов. Например: «Каждому камешку свой домик».
Обучающая задача. Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые).
Материалы: различные камни, четыре коробочки, модель обследования предмета.
Содержание игры. Лесовичок дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Дети надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем Лесовичок обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Лесовичок просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков в каждой коробке.
С помощью игр дети закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, также они дают возможность оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Для максимальной результативности после прогулки, рекомендуется проводить обобщающие беседы с детьми, закреплять полученные знания на занятиях по рисованию и лепке. Для наглядности необходимо вносить свои наблюдения в календарь природы, отмечая каждое изменение за день. Всегда нужно спрашивать о своих впечатлениях ребёнка, такой подход даёт возможность развивать любовь к природе и стремление получать новые знания об окружающем мире.
Литература:
- Абдуллаев З. А. Экологические отношения и экологическое сознание / З. А. Абдуллаев. — Ташкент, 2011. — 247 с.
- Баранникова Э. Э. Экскурсии и целевые прогулки в системе воспитания основ экологической культуры / Э. Э. Баранникова. — Ульяновск, 2005.
- Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Н. И. Бочарова. — М., 2004. — 156 с.
- Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев. — М., 1998. — 199 с.
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. — М., 2010. — 208 с.