Инструментарий руководителя для повышения эффективности работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Березин, Е. В. Инструментарий руководителя для повышения эффективности работников / Е. В. Березин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 236-239. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95951/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассмотрены вопросы регулярного применения руководителем стандартных инструментов для повышения эффективности работников.

Ключевые слова: персонал, эффективность персонала, мотивация персонала, диалог о целях, делегирование, развитие подчиненных, обратная связь, диалог о результатах.

В основе развития любого бизнеса лежит использование не только технологических, но и управленческих инноваций [1, с. 35]. Каждый руководитель в своей работе для повышения результативности и безопасности производственных процессов регулярно использует определенный набор методов и практик [2, с. 18]. Данные методы и практики задают определенные нормы поведения управленцев, работают на формирование единых подходов к развитию культуры эффективности и повышение уровня мотивации работников.

В настоящее время у работников, в особенности молодых специалистов, сформирован запрос на предоставление большего количества обратной связи [3, с. 342–344], формирование индивидуального подхода к профессиональному развитию, понимание карьерных перспектив, делегирование руководителем новых задач для развития компетенций [4, с. 81]. Грамотное применения мотивационного инструментария руководителя призвано создать особую вовлекающую атмосферу, направленную на более эффективную деятельность, и раскрытие имеющегося потенциала каждого работника [5, с. 115].

Инструменты для повышения эффективности:

  1. Диалог о целях

Ежегодное обсуждение с работниками их целей и задач на предстоящий год, формирование единого понимания по целям, согласия с ними и готовности их достигать.

Какова цель инструмента:

— Вовлечь работников в процесс постановки целей. Сформировать единое понимание целей команды;

— Распределить бюджет и определить необходимые ресурсы;

— Эффективно спланировать время, правильно распределить задачи;

— Осознать ценность своей деятельности, мотивировать работников на достижение целей.

Какой результат мы получаем:

— Совместно сформулированы итоговые цели на год (работник разделяет поставленные цели);

— Обсуждены необходимые ресурсы и полномочия для их достижения, возможные риски и факторы, которые могут оказать влияние на их достижение;

— Согласованы и утверждены цели на будущий год.

Основные подходы:

  1. Применение практики — ежегодно при постановке целей на год.
  2. Формулировки целей должны соответствовать методологии SMART.
  3. При формировании целей подразделения необходимо базироваться на ценностях, миссии и стратегии Организации.
  4. Руководитель вовлекает работников в постановку целей, проводит установочное совещание с работниками, на котором доводит основные целевые ориентиры на предстоящий год с учетом планов работ организации/подразделения.
  5. Не менее 50 % целей должны предложить сами работники, в рамках проведения диалога.
  6. Руководитель мотивирует работника на постановку амбициозных целей (исходя из возможного потенциала), оказывающих прямое влияние как на развитие самого работника, так и на успешность подразделения и развитие организации в целом.
  7. Наличие амбициозных целей и их эффективное достижение свидетельствует о высокой квалификации и результативности работника и должно учитываться руководителем при ежегодной оценке.

Типичные ошибки:

a) Диалог о целях не проводится или проводится, но не с каждым работником;

b) Некачественное планирование встречи (в том числе ограничение по времени);

c) Вызывающий тон и проявление нервозности руководителем в процессе диалога;

d) Безразличие к инициативам и мнению работника;

e) Постановка целей не по SMART.

  1. Делегирование

Закрепление за подчиненным ответственность за выполнение задачи с передачей ему требуемых полномочий и обеспечением контроля ее выполнения.

Какова цель инструмента:

— Повысить объем, скорость и качество решаемых командой задач;

— Увеличить долю рабочего времени руководителя, посвященного стратегическим вопросам, без ущерба для текущих задач;

— Повысить уровень компетентности и мотивации работников расширив их полномочия.

Какой результат мы получаем:

— Работники развиваются в процессе выполнения новых задач;

— Время и силы руководителя освобождаются для более сложных и ответственных задач.

Основные подходы:

  1. Применение практики — ежедневно при выполнении рабочих задач.
  2. Делегируется не только рутинная работа, но и задачи, интересные для подчиненных. Не рекомендуется делегировать: конфиденциальные задачи; постановку целей подразделения; принятие стратегически значимых решений; контроль результатов; вопросы мотивации работников; срочные и важные задачи.
  3. Сложность делегируемых задач определяется квалификацией работника.
  4. Руководитель определяет цели, ожидаемый результат и меру успеха. Обсуждает с подчиненным барьеры/риски, которые могут повлиять на выполнение задачи, а также способы их минимизации и требуемые ресурсы.
  5. Всегда с задачей передавайте работнику свои полномочия и права управления ресурсами.
  6. Ответственность за контроль выполнения делегированной задачи остается за руководителем.
  7. Руководитель доверяет и поддерживает работника, используя практику регулярной обратной связи.

Типичные ошибки:

a) Боязнь делегирования (проще самому все сделать, чем объяснять и проверять);

b) Делегирование чужих задач — прежде чем делегировать, нужно понимать действительно ли это ваша задача или задача вашего подразделения;

c) Преждевременное делегирование — прежде чем делегировать вновь полученную задачу, её нужно проанализировать;

d) Оставлять интересные и сложные задачи себе (профессиональная жадность).

  1. Развитие подчиненных

Выполнение роли наставника, помощь подчиненным работникам в формировании и реализации индивидуальных планов развития.

Какова цель инструмента:

— Повысить эффективность решения бизнес-задач за счёт развития работников;

— Обсудить и учесть предложения работника по формированию индивидуального плана развития на год;

— Повысить уровень мотивации работников через индивидуальный подход к развитию.

Какой результат мы получаем:

— Определены траектория развития и перечень развиваемых компетенций;

— Совместно определён перечень мероприятий по развитию работника;

— Согласован и утвержден индивидуальный план развития на год.

Основные подходы:

  1. Применение практики — ежегодно при формировании индивидуальных планов развития.
  2. Профессиональное развитие работника должно соответствовать бизнес-задачам организации/подразделения.
  3. Руководитель помогает определить траекторию карьерного развития и сформировать индивидуальный план развития. Руководитель может предлагать цели и действия по развитию, выступает в роли наставника. Но лучше, если большинство предложений исходит от работника.
  4. При формировании индивидуального плана развития рекомендуется применять модель 70/20/10: в процессе работы (выполнение целей и новых задач) 70 %; сотрудничество и самообучение 20 %; внешнее обучение 10 %.
  5. Ответственность за своевременное выполнение мероприятий в соответствии с индивидуальным планом развития принадлежит работнику, руководитель обеспечивает ресурсами и предоставляет возможность развиваться под конкретные цели и задачи.
  6. Своевременное прохождение обязательного обучения контролируется руководителем.

Типичные ошибки:

a) Руководитель не проявляет интереса к развитию подчинённых (задача по составлению индивидуального плана развития делегирована самому работнику);

b) Составление формального плана развития без проведения индивидуального диалога с работником;

c) Для коррекции неправильного поведения работника используется методика «Обратная связь», а не «Диалог о развитии».

4 . Обратная связь

Ежедневная коммуникация, помогающая влиять на поведение работников для подкрепления правильных действий или коррекции неэффективных действий.

Какова цель инструмента:

— Закрепить успешное поведение работника, мотивировать на повторение успеха в будущем;

— Помочь работнику скорректировать неуспешное поведение или действия, противоречащие действующим правилам и стандартам;

— Укрепить открытые и доверительные отношения в команде.

Какой результат мы получаем:

— Достижения работника оценены по достоинству, работник мотивирован на дальнейшие достижения;

— Работник проинформирован о необходимости изменения поведения и о необходимых шагах для этого изменения;

— Работник знает свои сильные и слабые стороны, учитывает их при формировании индивидуального плана развития.

Основные подходы:

  1. Регулярно и своевременно давайте обратную связь вскоре после события, которое послужило ее причиной.
  2. Говорите о конкретном событии, которое вы наблюдали или используйте подтвержденную информацию: цифры и факты.
  3. Говорите как о сильных сторонах, так и о сторонах, нуждающихся в развитии. Отмечайте успехи (достижения) чаще, чем ошибки. Не считайте успехи очевидными.
  4. Обсуждайте действия, события и их влияние на вас и окружающих, а не личность и личностные качества.
  5. Вовлекайте работника в обсуждение, давайте ему высказаться и поделиться собственным мнением. Говорите о том, что можно изменить, каким образом исправить поведение или ситуацию.
  6. Давайте корректирующую обратную связь наедине. Поддерживающую обратную связь можно давать публично. Разделяйте во времени поддерживающую и корректирующую обратную связь.

Типичные ошибки:

a) Обратная связь со слов третьих лиц, без проверки и подтверждения информации;

b) Отсутствие подготовки к предоставлению обратной связи;

c) Критика и запугивание не являются эффективной обратной связью — они порождают недоверие и сокрытие проблем;

d) Общие фразы будут восприняты как формальность и не приняты всерьез работником;

e) Прежде чем выразить несогласие с корректирующей обратной связью в ваш адрес, задайте уточняющие вопросы, постарайтесь понять собеседника.

5. Диалог о результатах

Обсуждение с подчиненными результатов работы (достижений и нарушений) за отчетный период и мер по повышению индивидуальной результативности.

Какова цель инструмента:

— Честно и объективно обсудить и оценить результаты деятельности работника за период;

— Похвалить за достижения, обсудить способы повышения результативности;

— Мотивировать работников на новые достижения.

Какой результат мы получаем:

— Сформировано единое понимание ценности вклада каждого работника в общий результат;

— Работник замотивирован на новые достижения.

Основные подходы:

  1. Применение методики — ежегодно при подведении итогов за период.
  2. Диалог о результатах может включать промежуточный анализ результатов и корректировку целей (при необходимости), а также итоговый анализ за период.
  3. Промежуточное достижение целей и выполнение задач анализируется самим работником по одному показателю — процент выполнения.
  4. Качество достижения целей и выполнение задач анализируется непосредственным руководителем с учётом выявленных рисков и принятых мер по повышению результативности.
  5. Вовлекайте работника в обсуждение, давайте ему высказаться и поделиться собственным мнением — формируйте единое понимание ценности вклада работника в общий результат. Обсудите с работником меры и предложения по повышению результативности.
  6. Решение об итоговой оценке работника за период принимается руководителем на основании диалога и с учётом всех достижений, а также предоставленной обратной связи за анализируемый период.

Типичные ошибки:

a) Решение об итоговой оценке работника принимается без диалога с подчинённым;

b) Отсутствие подготовки к диалогу о результатах, анализ достижений и нарушений за период не проводится;

c) Решение принимается на уровне эмоций «нравится» или «не нравится», без учёта обратной связи и зафиксированных достижений работника за период;

d) Учитываются прошлые заслуги или ошибки, относящиеся к другому периоду.

Регулярное применение данных методик позволит повысить личную эффективность руководителя, интенсифицирует всестороннее развитие персонала и повышение уровня доверия внутри команды, а также запустит процесс формирования сознания сотрудников, основанного на ценностях Организации. Что приведет в итоге к повышению управляемости и эффективности процессов в Организации.

Литература:

  1. Тарасова, А. Н. Оценка эффективности развития бизнес-процессов на предприятиях нефтегазовой отрасли / А. Н. Тарасова, Е. П. Карлина, Э. В. Полянская. — Текст: непосредственный // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2018. — № 2. — С. 45–49.
  2. Огарков, А. А. Основы современного менеджмента: учебное пособие / А. А. Огарков. — Волгоград: Издательство Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2017. — 94 c. — Текст: непосредственный.
  3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. — 14-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 1039 c. — Текст: непосредственный.
  4. Одинцова, О. В. Стратегическое управление персоналом: подходы и тенденции / О. В. Одинцова. — 1-е изд. — Москва: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020. — 166 c. — Текст: непосредственный.
  5. Трудовой потенциал предприятия: формирование, развитие, реализация / Л. Т. Снитко, Т. Ф. Тарасова, А. Н. Доценко, В. С. Тарасов. — 1-е изд. — Белгород: Эпицентр, 2021. — 226 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): работник, индивидуальный план развития, обратная связь, задача, какой результат, руководитель, SMART, корректирующая обратная связь, повышение результативности, Постановка целей.


Ключевые слова

персонал, мотивация персонала, обратная связь, эффективность персонала, диалог о целях, делегирование, развитие подчиненных, диалог о результатах

Похожие статьи

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

- стимулирования руководителей к достижению поставленных целей

Цели и задачи должны быть поставлены с учетом известной технологии SMART, где

Постановка слишком трудно достижимых целей демотивирует руководителей и приводит к

1. Обратная связь должна описывать действия руководителя и их результаты, а не личность руководителя.

Методология оценки результативности персонала

Повышение эффективности и результативности персонала это один из методов [2], который позволит достичь заявленных целей.

Рис. 1. Постановка целей и оценка персонала.

Постановка и оценка КПЭ/целей — позволяет оценить эффективность работника и степень

Гораздо большую гибкость, чем КПЭ, дает руководителю инструмент постановки целей.

Совершенствование системы стимулирования труда персонала

Таким образом, стимулирование труда работников играет важную роль для развития экономики страны.

Безусловно, данная задача является комплексной, и для ее решения необходимо

четкая связь между индивидуальным вознаграждением и оценкой результатов труда

структурного подразделения и результатов индивидуальной деятельности работника

Материальное стимулирование на основе ключевых показателей

Таким образом, цели, задачи, принципы и свойства систем мотивации и стимулирования, а также

В этом отношении управление результативностью отличается от управления по целям.

‒ ориентирует персонал на обучение и профессиональное развитие; ‒ сотрудник не чувствует себя недооцененным, поскольку получает обратную связь в течение года.

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи.

Метод 360 градусов подразумевает всестороннюю оценку сотрудника: от руководителей, других сотрудников и

Изменения уровня заработной платы в связи с полученными результатами оценки. Формирование плана развития: как отдельного сотрудника, так и компании.

Системы поддержки принятия решений сотрудника технической...

...сотрудника технической поддержки как метод повышения эффективности контакт-центра.

Задача телеком-оператора в кратчайшие сроки принять, обработать и дать решение

стабильности и отказоустойчивости всех узлов связи, аварийности и прочих факторов.

может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки.

Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

...осуществить, проводя комплексную систематизированную оценку (цель, задачи, критерии, методы) [6]

На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.

Повышение эффективности прохождения испытательного срока новыми сотрудниками.

Метод оценки достижения целей (метод управления посредством постановки целей).

Использование системы управления по целям в системе...

Исходя из порученных работникам задач, формируются их персональные цели, которые далее снова

Крайне важно при постановке целей и задач, а также выборе ответственных за их

Правило SMART-цели — правило «умной» цели, расшифровывается следующим образом

задачи, получая при этом эффективную обратную связь, облегчающую руководителю...

Использование SMART-целей на примере дисциплины...

Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование».

Компетенция, которую обучающийся должен приобрести в результате изучения данной дисциплины

Составим SMART-цель для приобретения данной компетенции. 1. Specific.

Методы контроля — это способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с...

Похожие статьи

Эффективность деятельности руководителя | Статья в журнале...

- стимулирования руководителей к достижению поставленных целей

Цели и задачи должны быть поставлены с учетом известной технологии SMART, где

Постановка слишком трудно достижимых целей демотивирует руководителей и приводит к

1. Обратная связь должна описывать действия руководителя и их результаты, а не личность руководителя.

Методология оценки результативности персонала

Повышение эффективности и результативности персонала это один из методов [2], который позволит достичь заявленных целей.

Рис. 1. Постановка целей и оценка персонала.

Постановка и оценка КПЭ/целей — позволяет оценить эффективность работника и степень

Гораздо большую гибкость, чем КПЭ, дает руководителю инструмент постановки целей.

Совершенствование системы стимулирования труда персонала

Таким образом, стимулирование труда работников играет важную роль для развития экономики страны.

Безусловно, данная задача является комплексной, и для ее решения необходимо

четкая связь между индивидуальным вознаграждением и оценкой результатов труда

структурного подразделения и результатов индивидуальной деятельности работника

Материальное стимулирование на основе ключевых показателей

Таким образом, цели, задачи, принципы и свойства систем мотивации и стимулирования, а также

В этом отношении управление результативностью отличается от управления по целям.

‒ ориентирует персонал на обучение и профессиональное развитие; ‒ сотрудник не чувствует себя недооцененным, поскольку получает обратную связь в течение года.

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи.

Метод 360 градусов подразумевает всестороннюю оценку сотрудника: от руководителей, других сотрудников и

Изменения уровня заработной платы в связи с полученными результатами оценки. Формирование плана развития: как отдельного сотрудника, так и компании.

Системы поддержки принятия решений сотрудника технической...

...сотрудника технической поддержки как метод повышения эффективности контакт-центра.

Задача телеком-оператора в кратчайшие сроки принять, обработать и дать решение

стабильности и отказоустойчивости всех узлов связи, аварийности и прочих факторов.

может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки.

Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

...осуществить, проводя комплексную систематизированную оценку (цель, задачи, критерии, методы) [6]

На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.

Повышение эффективности прохождения испытательного срока новыми сотрудниками.

Метод оценки достижения целей (метод управления посредством постановки целей).

Использование системы управления по целям в системе...

Исходя из порученных работникам задач, формируются их персональные цели, которые далее снова

Крайне важно при постановке целей и задач, а также выборе ответственных за их

Правило SMART-цели — правило «умной» цели, расшифровывается следующим образом

задачи, получая при этом эффективную обратную связь, облегчающую руководителю...

Использование SMART-целей на примере дисциплины...

Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование».

Компетенция, которую обучающийся должен приобрести в результате изучения данной дисциплины

Составим SMART-цель для приобретения данной компетенции. 1. Specific.

Методы контроля — это способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с...

Задать вопрос