Использование SMART-целей на примере дисциплины «Программирование» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 11.08.2015

Статья просмотрена: 4533 раза

Библиографическое описание:

Самойлова, И. А. Использование SMART-целей на примере дисциплины «Программирование» / И. А. Самойлова, М. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21570/ (дата обращения: 23.04.2024).

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование». Приведен пример оценки ожидаемых результатов обучаемых согласно уровней таксономии Б.Блума. Цель работы — показать, что использование современных методов обучения дает принципиально новые возможности в образовательной деятельности.

 

В обстановке быстроизменяющегося мира и роста потоков информации (особенно в периоды кризисов) фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Кредитная технология обучения, используемая в Республике Казахстан, позволяет развивать творческие способности студентов, усиливает практико-ориентированный подход и функции контроля в обучении. Студент получает программу изучаемой дисциплины со всем комплексом вопросов, задач, заданий, тестов для самопроверки и должен самостоятельно реализовать свою потребность в знаниях. Преподаватель выступает лишь как консультант, который помогает студенту найти и реализовать свою образовательную траекторию в подготовленном преподавателем учебном материале.

Первоочередная задача преподавателя — научить студента учиться, самостоятельно находить, изучать, анализировать, уметь ориентироваться в многообразии научного материала, прилагать новые знания к определенным жизненным ситуациям, не потеряться среди быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

Использование SMART-целей в образовании позволяет не только сформулировать ожидаемые результаты обучения, но и детально обозначить средства их контроля и оценки путем поиска ответов на вопросы по каждой цели. Аббревиатура SMART была впервые использована Полом Майером (рисунок 1) и в переводе с английского означает «умный» с оттенком «хитрый», «смекалистый» [1].

Студентами первого курса специальности «Информатика» при усвоении дисциплины «Программирование» изучается язык Pascal и технологии программирования на нём. Язык Pascal был создан специально для обучения студентов университетов программированию. Поэтому знания по этой дисциплине могут послужить профессиональному овладению программированием, а также основой для изучения других языков.

Рис.1. Аббревиатура SMART

 

Компетенция, которую обучающийся должен приобрести в результате изучения данной дисциплины:

-          уметь разработать алгоритм решения задачи, написать программу для её решения, отладить программу на тестовом примере, обосновать её правильность, получить численные результаты и их интерпретировать.

Составим SMART-цель для приобретения данной компетенции.

1.                  Specific. Студент свободно программирует на языке Pascal на 15 неделе обучения для успешного освоения объектно-ориентированного языка программирования Delphi. (Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?)

2.                  Measurable. Для достижения прогресса в достижении поставленной цели выработаны следующие критерии оценки (таблица 1).

Таблица 1

Критерии оценки

Рейтинг

Критерий

0–49

Полное отсутствие текста программы; не знание структуры программы на языке Pascal.

50–74

Программа составлена в основном правильно, но неполно; есть исходные и искомые величины, определены их типы данных; в программе обнаруживается недостаточно глубокое понимание решения поставленной задачи; компилятор не сообщает об синтаксических ошибках, формируется объектный модуль, отладка программы не дает правильных результатов; отсутствуют самостоятельные выводы и обобщения.

75–89

Программа синтаксически составлена верно; структура программы грамотно определена; присутствуют комментарии к вычислениям. Отладка программы дает правильные результаты, но есть неточности в организации вывода полученных результатов, не ведущие к существенному искажению содержания.

90–100

Текст программы составлен грамотно и верно; выбран правильно численный метод; компиляция, компоновка и отладка проходят успешно; исполняемый файл дает правильные результаты, ведущие к правильному решению поставленной задачи.

 

3.                  Attainable. Достигнуть поставленной цели возможно за счёт приобретения следующих навыков и умений:

-          разработки и анализа алгоритмов решения типовых задач (сортировки и поиска данных и пр.), исследования их свойств;

-          применения методов и инструментальных средств разработки программ: разработки программ средней сложности на языке Pascal, их тестирования и отладки;

-          самостоятельного решения задач с помощью компьютеров, изучения новых средств разработки программ.

4.                  Relevant. Достижение желаемой цели необходимо для успешного освоения объектно-ориентированного языка Delphi, в котором используется язык ObjectPascal.

5.                  Time-bound. Для своевременного выполнения работ устанавливаются сроки сдачи, разрабатывается график, определяются этапы рубежного и итогового контроля.

Нетрадиционные формы контроля и оценки результатов образования заставляют критически подойти как к постановке целей дисциплины, темы, занятия, так и к контролю знаний студента [2].

Применение разных форм контроля в учебной практике помогают преподавателю четко ставить критерии оценки и ясно видеть конечный результат своей работы. Наиболее известным подходом к определению ожидаемых результатов образования и, следовательно, того «чему» обучаются студенты является таксономия Бенджамина Блума [3]. Существует шесть уровней, отображающих типы мыслительного поведения обучаемых от самого базового до наиболее сложного. Согласно этим уровням обучение должно начинаться на самом низком уровне и далее постепенно переходить на более высокие уровни.

На рисунке 2 приведен пример оценки ожидаемых результатов обучаемых согласно уровней таксономии Б. Блума.

Рис. 2. Применение таксономии Блума

 

Таким образом, постановка SMART-цели любого занятия позволяет преподавателю выстроить «цепочку» логических взаимосвязанных действий, в результате прохождения которых студент достигает этой цели. Получается замкнутый круг, дающий четкое и ясное представление о взаимосвязи материала отдельных тем и всей дисциплины в целом, а система контроля позволит поэтапно отслеживать качество преподаваемого материала. Реализуется деятельностный характер обучения, формы организации учебного процесса ориентированы на развитие самостоятельности и ответственности студента за процесс и результаты своей деятельности.

 

Литература:

 

1.      KOLB: http://www.learningandteaching.info/learning/experience.htm.

2.      Материалы курса «Повышение квалификации преподавателей педагогических специальностей вузов». Орлеу: Алматы, 2014.

3.      Bloom B. Taxonomy of Educational Objectives: the classification of educational goal. Longman, 1964.

Основные термины (генерируются автоматически): SMART, критерий оценки, дисциплина, отладка программы, поставленная задача, поставленная цель, современный метод обучения, уровень таксономии, успешное освоение, учебный процесс.


Похожие статьи

Современная методика оценки результатов обучения

Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней

Один из современных методов оценивания знаний — контекстная задача.

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Действительно, косвенным показателем успешности обучения является их успеваемость по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках.

Внешними критериями считаются управление учебной деятельностью и организация процесса обучения...

Применение современных технологий обучения для...

Ключевые слова: разработка приложений, современные технологии обучения, таксономия Блума, Case-study.

Используется метод Колба — теория, согласно которой весь процесс обучения и освоения информации у взрослых обучаемых состоит из четырех ступеней...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

...ситуационных задач как современного средства оценивания уровня сформированности

средства оценивания, фонд оценочных средств, таксономия, ситуационная задача.

освоения специальной деятельности, методов ее анализа и механизма ее развития в...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Творческая задача (творческое задание) — дана только цель, а ситуация, условия и действия — за испытуемым (IV уровень).

Коэффициент усвоения нормируется (0 ≤ К ≤ 1) и сопоставляется с любой шкалой оценки. При К ≥ 0,7 процесс обучения можно считать...

Использование активных методов обучения в формировании...

Активные методы обучения решают три учебно-организационные задачи: подчиняют педагогический процесс полному воздействию преподавателя

Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении.

Педагогический инструментарий преподавания правовых...

Метод — это способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей, и их

Достижение целей преподавания конкретной правовой дисциплины, а как следствие

 использовании современных методов правового обучения — речь идет, как о технических...

Возможности применения метода эвристических вопросов...

3) диагностика процесса обучения

Третья классификация имеет критерий — соответствие определенному этапу учебного занятия, выделяются следующие группы вопросов

Чошанов, М. А. Обзор таксономии учебных целей в педагогике США [Текст] / М. А. Чошанов...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Методы контроля — это способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Современная дидактика выделяет методы устного, письменного, практического, метод...

Похожие статьи

Современная методика оценки результатов обучения

Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней

Один из современных методов оценивания знаний — контекстная задача.

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Действительно, косвенным показателем успешности обучения является их успеваемость по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках.

Внешними критериями считаются управление учебной деятельностью и организация процесса обучения...

Применение современных технологий обучения для...

Ключевые слова: разработка приложений, современные технологии обучения, таксономия Блума, Case-study.

Используется метод Колба — теория, согласно которой весь процесс обучения и освоения информации у взрослых обучаемых состоит из четырех ступеней...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

...ситуационных задач как современного средства оценивания уровня сформированности

средства оценивания, фонд оценочных средств, таксономия, ситуационная задача.

освоения специальной деятельности, методов ее анализа и механизма ее развития в...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Творческая задача (творческое задание) — дана только цель, а ситуация, условия и действия — за испытуемым (IV уровень).

Коэффициент усвоения нормируется (0 ≤ К ≤ 1) и сопоставляется с любой шкалой оценки. При К ≥ 0,7 процесс обучения можно считать...

Использование активных методов обучения в формировании...

Активные методы обучения решают три учебно-организационные задачи: подчиняют педагогический процесс полному воздействию преподавателя

Использование активных методов обучения в современном образовательном учреждении.

Педагогический инструментарий преподавания правовых...

Метод — это способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей, и их

Достижение целей преподавания конкретной правовой дисциплины, а как следствие

 использовании современных методов правового обучения — речь идет, как о технических...

Возможности применения метода эвристических вопросов...

3) диагностика процесса обучения

Третья классификация имеет критерий — соответствие определенному этапу учебного занятия, выделяются следующие группы вопросов

Чошанов, М. А. Обзор таксономии учебных целей в педагогике США [Текст] / М. А. Чошанов...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Методы контроля — это способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Современная дидактика выделяет методы устного, письменного, практического, метод...

Задать вопрос