Методология оценки результативности персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.10.2022

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Березин, Е. В. Методология оценки результативности персонала / Е. В. Березин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 276-280. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95577/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассмотрены вопросы управления эффективностью персонала посредством оценки его результативности и компетенций.

Ключевые слова: персонал, эффективность персонала, управление результативностью, оценка компетенций.

К числу ключевых целей-ориентиров каждой организации относятся создание новой стоимости и поддержание высокой прибыльности бизнеса [1]. Достичь этого возможно только если постоянно работать над улучшением эффективности бизнес-процессов и операций. Повышение эффективности и результативности персонала это один из методов [2], который позволит достичь заявленных целей.

В основе управления эффективностью персонала — целеполагание и оценка результатов деятельности [3, с. 15].

Постановка целей и оценка персонала

Рис. 1. Постановка целей и оценка персонала

Методология «Оценка результатов деятельности, корпоративных и управленческих компетенций» была разработана путем анализа лучших практик ведущих мировых компаний [4, с. 117–122].

В основе системы управления эффективностью персонала лежит методика краткосрочной и долгосрочной мотивации сотрудников, с целью управления этими процессами и повышения результативности [5, с. 94].

Саму предлагаемую систему оценки можно разделить на два процесса (в дальнейшем мы подробно рассмотрим каждый из них):

Постановка и оценка КПЭ/целей — позволяет оценить эффективность работника и степень достижения им индивидуальных целей/ КПЭ должности

Оценка компетенций — определяет «сильные» и «слабые» стороны работников, позволяет понять причины недостаточной эффективности и определить способы ее повышения.

Что такое КПЭ?

Ключевые показатели эффективности (КПЭ) — это набор измеряемых показателей, которые характеризуют эффективность деятельности в целом организации, либо отдельного структурного подразделения, либо работника.

КПЭ разделяем на две категории:

Корпоративные КПЭ — показатели эффективности характеризуют результаты деятельности организации и являются общими для всех работников.

Индивидуальные КПЭ — показатели эффективности, устанавливаемые для конкретной должности в рамках сферы полномочий и ответственности работника на данной должности и отражающие функциональные обязанности работника.

На Рисунке 2 вы видите примеры таких показателей на примере работников нефтяной компании:

Ключевые показатели эффективности (КПЭ)

Рис. 2. Ключевые показатели эффективности (КПЭ)

Очень важно, что индивидуальные КПЭ устанавливаются работнику руководителем из существующего Справочника КПЭ, где показатели структурированы по направлениям деятельности. В случае необходимости корректировки существующих КПЭ или их параметров руководитель может инициировать внесение изменений в Справочник путем направления заявки в Службу поддержки работы Системы.

Гораздо большую гибкость, чем КПЭ, дает руководителю инструмент постановки целей. Здесь важно помнить про использование принципов СМАРТ, а именно о том, что цель должны быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и, что, пожалуй, самое главное, иметь временные рамки.

Принципы постановки КПЭ и целей

Рис. 3. Принципы постановки КПЭ и целей

Приведу следующие примеры:

— В 2022 году улучшить показатели по себестоимости. Это неправильно поставленная цель — она не конкретна и не измерима.

— Но, например, в 2022 году снизить себестоимость добытой продукции на 2 % по сравнению с 2021 годом — это уже четко сформулированная цель, поставленная в соответствии с принципами СМАРТ.

Помимо оценки результативности, методология предлагает проводить оценку Корпоративных и Управленческих компетенций. Компетенции — это знания, умения, навыки и личностно-деловые качества, которые обеспечивают эффективное поведение работников и достижение результатов на должности [6, с. 85].

Виды компетенций

Рис. 4. Виды компетенций

В системе все компетенции оцениваются по индикаторам, что позволяет проводить как самооценку работником, так и оценку компетенций руководителем.

В качестве примера, рассмотрим корпоративную компетенцию «Командность».

Командность — это:

— Готовность работать в единой команде для достижения поставленной цели при соблюдении личной ответственности за результаты своей и совместной деятельности

— Оказание при необходимости помощи членам своей команды

— Открытость обсуждения и информирование о принятых решениях

— Уважение и поддержка друг друга

Существует 3 индикатора корпоративных компетенций — компетенция не проявляется, проявляется частично, проявляется в полном объеме;

Для управленческих компетенций задано 5 уровней-индикаторов:

— Уровень осведомленности (1) — Демонстрирует понимание отдельных элементов ситуации/процесса, ограничивается рамками подразделения

— Уровень знаний (2) — Четко представляет процесс в рамках своего подразделения

— Уровень опыта (3) — Демонстрирует видение процесса в целом, в том числе за пределами своего подразделения

— Уровень мастерства (4) — Формирует стратегию развития курируемого(ых) подразделения(й) в рамках функционального направления на основе анализа факторов внешней и внутренней среды

— Уровень экспертный (5) — Формирует комплексную стратегию развития

На Рисунке 5 показана взаимосвязь процессов постановки КПЭ и оценки результативности и оценки:

Этапы ежегодной оценки персонала

Рис. 5. Этапы ежегодной оценки персонала

Процессы оценки результативности и оценки компетенций проходят параллельно, согласно графику для каждого подпроцесса.

Здесь мы упрощенно рассмотрим все этапы и подпроцессы:

Итак, 1 Этап: сформирован и закреплен приказом перечень должностей, которым установлены КПЭ и цели, проведена привязка корпоративных КПЭ к организационно-штатной структуре Организации, руководителями в личном кабинете Системы были установлены КПЭ и цели работникам, которые после ознакомления с установленными показателями, были закреплены приказом.

Далее наступает 2 Этап — этап внесения корректировок в утвержденные КПЭ и цели, внесенные изменения в котором закрепляются соответствующим приказом.

Далее всем работникам предстоит выполнить следующие этапы:

Этап самооценки — работнику будет необходимо последовательно заполнить в личном кабинете Системы:

— формы оценки результативности с отражением фактического выполнения индивидуальных целей и обоснованием отклонений

— и формы оценки компетенций с определением уровня развития компетенций и обоснованием выставленных значений

Этап оценки руководителем — руководитель знакомится в личном кабинете Системы с результатами самооценки работника и указывает фактическое выполнение КПЭ и целей и уровень развития компетенций работника.

Этап ознакомления — работник в личном кабинете Системы знакомится с результатами КПЭ и целей и выставленными оценками компетенций. По результату работник должен внести отметку о согласии или несогласии с результатами оценки.

Для подведения итогов ежегодной оценки создается специальная Комиссия, которая рассматривает обобщенную информацию по случаям несогласия работников с результатами оценок. Результаты работы этой Комиссии оформляются протоколом и утверждаются.

После полного завершения цикла оценки, каждый руководитель получит ответы на следующие вопросы:

— насколько результативны мои сотрудники?

— насколько они обладают необходимыми корпоративными компетенциями?

— каков уровень управленческих компетенций сотрудников?

Итоговая цель оценки

Рис. 6. Итоговая цель оценки

Полученные данные являются базой для дальнейшей развития и мотивации персонала.

Литература:

  1. Тарасова, А. Н. Оценка эффективности развития бизнес-процессов на предприятиях нефтегазовой отрасли / А. Н. Тарасова, Е. П. Карлина, Э. В. Полянская. — Текст: непосредственный // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2018. — № 2. — С. 45–49.
  2. Оценка эффективности персонала. — Текст: электронный // Первый эксперт: [сайт]. — URL: https://first-expert.ru/otsenka-effektivnosti-personala/ (дата обращения: 18.10.2022).
  3. Огарков, А. А. Основы современного менеджмента: учебное пособие / А. А. Огарков. — Волгоград: Издательство Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2017. — 94 c. — Текст: непосредственный.
  4. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. — 14-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 1039 c. — Текст: непосредственный.
  5. Одинцова, О. В. Стратегическое управление персоналом: подходы и тенденции / О. В. Одинцова. — 1-е изд. — Москва: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020. — 166 c. — Текст: непосредственный.
  6. Трудовой потенциал предприятия: формирование, развитие, реализация / Л. Т. Снитко, Т. Ф. Тарасова, А. Н. Доценко, В. С. Тарасов. — 1-е изд. — Белгород: Эпицентр, 2021. — 226 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): оценка компетенций, компетенция, личной кабинет Системы, работник, эффективность персонала, ключевой показатель эффективности, оценка результативности, Оценка результатов деятельности, показатель эффективности, фактическое выполнение.


Похожие статьи

Оценка результативности управления персоналом

 В статье исследованы механизмы оценки результативности управления персоналом в

Ключевые слова: эффективность, система управления персоналом, экономическая

Вместе с тем, в настоящее время нет единого подхода к оценке такой эффективности.

Рис. 1. Показатели оценки эффективности системы управления персоналом предприятия.

Оценка эффективности труда управленческого персонала...

Ключевые слова: управленческий труд, оценка эффективности управленческого труда, система управления, трудовая деятельность.

На наш взгляд, при проведении оценки эффективности труда управленческого персонала

Рис. 3. Этапы оценки эффективности управленческого труда.

Оценка трудового вклада и эффективности труда работников.

Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассмотрены методы оценки персонала в сравнении, плюсы и минусы.

Ключевые слова: аттестация, отбор персонала, испытательный срок, оценка персонала, методы

Этот метод оценки может использоваться только для определения эффективности командной работы персонала.

− комплексная (количественная и качественная) оценка труда работника

Оценка компетенций работников организации как основа...

В статье определено значение построения системы развития компетенций персонала

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, оценка компетенций персонала, развитие компетенций персонала.

Рис. 1. Методика оценки компетенций персонала организации.

Итоговые результаты экспертного оценивания методов оценки компетенций.

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

Какие же задачи решает оценка персонала организации?

Показатели эффективности помогают скорректировать тактические и стратегические цели.

Еникеев, Б. И., Галина, А. Э. Оценка эффективности работы персонала в банке (на примере ООО

Оценка компетенций работников организации как основа формирования системы развития персонала.

Оценка персонала как стратегический фактор развития...

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса.

Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора развития предприятия.

Ключевые слова: оценка персонала, компетенции, кадровый потенциал

Изменения уровня заработной платы в связи с полученными результатами оценки.

Оценка эффективности работы персонала | Статья в сборнике...

Таким образом, формирование грамотной оценки эффективности работы персонала непосредственно основывается с показателями, выделяемыми на экономической основе, личностных характеристик и особенностей выполняемой работы.

Автоматизированная система оценки эффективности...

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что разработанная автоматизированная система оценки эффективности деятельности сотрудников подразделения имеет высокий уровень эффективности.

Key Performance Indicators или система ключевых показателей...

Система оплаты труда на основе KPI позволяет оценить личную эффективность каждого

Эффективность системы KPI обеспечивают ее характеристики (рисунок 2). [1].

- Система не дает быстрых результатов; - Могут возникнуть сложности при оценке важности ключевых показателей

- Получение универсального инструмента для оценки деятельности компании

Похожие статьи

Оценка результативности управления персоналом

 В статье исследованы механизмы оценки результативности управления персоналом в

Ключевые слова: эффективность, система управления персоналом, экономическая

Вместе с тем, в настоящее время нет единого подхода к оценке такой эффективности.

Рис. 1. Показатели оценки эффективности системы управления персоналом предприятия.

Оценка эффективности труда управленческого персонала...

Ключевые слова: управленческий труд, оценка эффективности управленческого труда, система управления, трудовая деятельность.

На наш взгляд, при проведении оценки эффективности труда управленческого персонала

Рис. 3. Этапы оценки эффективности управленческого труда.

Оценка трудового вклада и эффективности труда работников.

Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассмотрены методы оценки персонала в сравнении, плюсы и минусы.

Ключевые слова: аттестация, отбор персонала, испытательный срок, оценка персонала, методы

Этот метод оценки может использоваться только для определения эффективности командной работы персонала.

− комплексная (количественная и качественная) оценка труда работника

Оценка компетенций работников организации как основа...

В статье определено значение построения системы развития компетенций персонала

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, оценка компетенций персонала, развитие компетенций персонала.

Рис. 1. Методика оценки компетенций персонала организации.

Итоговые результаты экспертного оценивания методов оценки компетенций.

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

Какие же задачи решает оценка персонала организации?

Показатели эффективности помогают скорректировать тактические и стратегические цели.

Еникеев, Б. И., Галина, А. Э. Оценка эффективности работы персонала в банке (на примере ООО

Оценка компетенций работников организации как основа формирования системы развития персонала.

Оценка персонала как стратегический фактор развития...

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса.

Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора развития предприятия.

Ключевые слова: оценка персонала, компетенции, кадровый потенциал

Изменения уровня заработной платы в связи с полученными результатами оценки.

Оценка эффективности работы персонала | Статья в сборнике...

Таким образом, формирование грамотной оценки эффективности работы персонала непосредственно основывается с показателями, выделяемыми на экономической основе, личностных характеристик и особенностей выполняемой работы.

Автоматизированная система оценки эффективности...

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что разработанная автоматизированная система оценки эффективности деятельности сотрудников подразделения имеет высокий уровень эффективности.

Key Performance Indicators или система ключевых показателей...

Система оплаты труда на основе KPI позволяет оценить личную эффективность каждого

Эффективность системы KPI обеспечивают ее характеристики (рисунок 2). [1].

- Система не дает быстрых результатов; - Могут возникнуть сложности при оценке важности ключевых показателей

- Получение универсального инструмента для оценки деятельности компании

Задать вопрос