Экологическое воспитание школьников на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сиднева, О. Ф. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии / О. Ф. Сиднева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96217/ (дата обращения: 03.05.2024).



Современная наука в настоящее время пока не выработала единого подхода к определению понятия «экологическое воспитание». Существуют три основных подхода, в рамках которых данное понятие трактуется с разных позиций. Представители первого направления рассматривают его в качестве составляющей экологической культуры, вторая группа специалистов делают акцент на формировании необходимых знаний, умений и навыков, представители третьей группы напрямую увязывают экологическое воспитание с бережным отношением к природе.

На наш взгляд, эти подходы не противоречат друг другу, а лишь показывают многогранность этого понятия. В своей работе под экологическим воспитанием мы будем понимать прежде всего образовательный процесс, основанный на получении обучающимися необходимых знаний, которые являются основой как экологической культуры, так и экологической деятельности.

В современной системе образования вопросам экологии уделяется достаточно большое внимание. Например, в ФГОС основного общего образования прописано, что при изучении естественно-научных предметов, например биологии, предметные результаты должны отражать: «проведение экологического мониторинга в окружающей среде», «формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе», «осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных» [3]. В Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области сказано, что экологическое образование в рамках основного общего образования выступает в качестве экологической составляющей естественно-научных предметов. Вместе с тем хочется отметить, что в современной школе биологии отводятся не самые ведущие позиции среди других учебных предметов. Тем не менее одной из основных задач непрерывного экологического образования в рамках вышеобозначенной Концепции является «включение в содержание экологического образования учащихся современных научных знаний о природе, обществе и экономике Челябинской области» [1]. На наш взгляд свой вклад в решение данной задачи могут внести именно учителя биологии. Современная система образования позволяет учителям отойти от привычной формы проведения уроков, что значительно повышает их качество и результативность. Современный урок можно организовать в виде дискуссий, конкурсов, деловых игр, практических исследований, экскурсий, мозговых штурмов и т. д. На таких занятиях школьники не только получают и усваивают необходимые знания, но и формируют у себя целый ряд компетенций или так называемых гибких навыков: креативность, критическое мышление, работа в команде, коммуникация и т. д. В качестве наглядного примера подобного занятия в данной работе хочется показать этапы организации урока по биологии в рамках экологического воспитания.

При изучении темы «Классы цветковых растений. Семейства: Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные» класс делится на несколько подгрупп для каждой из которых готовятся отдельные задания.

Ученики первой, второй и третьей группы, используя учебник и информацию из дополнительных источников, заполняют соответствующие таблицы по семейству «пасленовые», «бобовые» и «сложноцветные». Четвертая группа учеников собирает необходимый материал о растениях, принадлежащих к данным семействам из Красной книги Челябинской области. Пятая группа, которая называется «Экологический патруль», должна подготовить и презентовать стенгазету по теме урока (см. рис. 1).

Работа группы «Экопатруль» на уроке биологии

Рис. 1. Работа группы «Экопатруль» на уроке биологии

Подобный урок относится к проблемно-поисковому типу и предполагает работу учителя на уровне организатора и максимальную вовлеченность учеников через фронтальную и групповые формы работы.

Урок начинается со вступительной части, на которой учитель организует проверку опорных знаний обучающихся. Для этого у каждого ученика на столе лежит конверт с заданием в виде таблицы, которую необходимо заполнить. По результатам выполненных заданий ученики осуществляют самопроверку.

Во второй части урока учитель при помощи вводной беседы создает у обучающихся мотивацию к изучению нового материала. Взаимодействие с учениками должно быть выстроено таким образом, чтобы они сами постарались сформулировать тему урока и определить основные задачи. Как показывает практика, наиболее эффективным приемом на данном этапе являются загадки по теме урока, отгадки, которые являются подсказками для учеников для формулирования основной темы занятия. В нашем случае можно использовать следующие загадки:

  1. Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки — дробинки (горох);
  2. Этот чудо-плод мы едим круглый год: пюре, супы, салат, окрошка, везде присутствует…(картошка);
  3. На солнышко похож я и солнышко люблю. К нему всегда вращаю я голову свою (подсолнух);

Для стимулирования процесса формулировки темы урока можно задать наводящие вопросы: «Эти растения являются представителями какого отдела (что у них есть общего?)», «На какие классы делятся цветковые растения?», «На что делятся классы? Что общего у этих растений, изображенных на слайде?». В результате ответов на наводящие вопросы ученики должны сформулировать тему урока «Семейства класса двудольные растения» и определить основную цель занятия — изучить семейства, представителей семейств, признаки двудольных растений.

Основную часть урока ученики работают в группах по индивидуальным заданиям (см. рис. 2).

Групповая работа на уроке биологии

Рис. 2. Групповая работа на уроке биологии

В результате групповой работы ученики усваивают новые знания, учатся работать с информацией из различных источников, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, находить ответы на проблемные вопросы, самостоятельно формулировать выводы. Заканчивается такая работа обязательной физминуткой. Основная часть урока завершается заслушиванием отчетов по итогам работы каждой группы, обсуждением результатов и ответами на вопросы. В качестве обратной связи проводится интерактивная развивающая игра «Распределение растений по семействам».

В заключительной части урока происходит подведение итогов, выявляется качество и уровень овладения знаниями, при необходимости происходит их коррекция. Обучающиеся оценивают работу друг друга.

Таким образом, урок биологии, организованный и проведенный в проблемно-поисковой форме, позволяет не только достичь обучающимся предметных, метапредметных и личностных результатов, но и оказывает положительное воздействие на формирование эколого-нравственного воспитания личности.

Сегодня экологическое воспитание в педагогической науке рассматривается как одно из основных направлений всего воспитательного процесса. Именно экологическое воспитание позволяет сформировать у школьников такие качества личности как самоконтроль и самоограничение, критическое отношение к себе и другим, умение объективно оценивать результаты и последствия своей деятельности.

Литература:

  1. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/73a/73af2f8f3ffb9b386a78e6253a6879ea.pdf
  2. Леднева, О. С. Экологическое воспитание школьников / О. С. Леднева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 74–79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8674/
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, урок биологии, ученик, Челябинская область, групповая работа, знание, непрерывное экологическое образование, основная часть урока, основное общее образование, современная система образования.


Похожие статьи

Основные направления работы учителя начальных классов по...

 На сегодняшний день экологическое образование стало неотъемлемой частью педагогической теории и практики.

Весь объем работы учителя начальных классов в сфере экологического образования

Процесс формирования экологических знаний начинается с 1 класса.

Уроки математики также можно использовать для развития экологических знаний.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, окружающая среда

внеклассная работа, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, школьник, III...

Экологическое воспитание на уроках химии | Статья в журнале...

Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии.

Экологическое образование для устойчивого развития как современная дидактическая система направлена на реализацию

5. Дереклеева Н. И. Научно — исследовательская работа в школе — М.: Вербум -М., 2001г.

Экологическое образование и воспитание обучающихся.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Обоснована необходимость экологического образования и воспитания.

− формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников.

— 120 с. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов.

Формирование экологической культуры обучающихся МБОУ...

На уроках биологии развитие экологической грамотности обучающихся необходимо

За один, два, урока мы можем не увидеть желаемого результата при работе, связанной с

Так же в рамках формирования экологической культуры обучающихся я провожу тематические

Для успешного формирования экологической культуры детей и подростков на уроках биологии...

Реализация концепции непрерывного экологического...

Начальное общее, основное общее и среднее общее образование в той или иной степени

За последнее время в отечественной системе образования наметилась достаточно

Таким образом, включение экологических тем в уроки иностранного языка способствуют

Зеня Л. Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка...

Экологическое воспитание младших школьников в системе...

Экологическое образование должно решать следующие задачи

Очень часто на занятиях используем работу на «экологической тропе» [1, с. 13].

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего.

3. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе.

Формы и методы экологического воспитания учащихся

...является наряду с обучением важнейшей функцией системы высшего образования.

Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает.

2. Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Дидактические принципы экологического образования

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, воспитательная работа, учащийся.

Формирование экологической культуры младших школьников...

В современной системе образования производится поиск путей по эффективному

Таким образом, внеклассная работа по экологическому воспитанию, под которой понимается

Экологическое образование, 2001, № 1. Бобылева Л. А. Учебные пособия.

Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.

Похожие статьи

Основные направления работы учителя начальных классов по...

 На сегодняшний день экологическое образование стало неотъемлемой частью педагогической теории и практики.

Весь объем работы учителя начальных классов в сфере экологического образования

Процесс формирования экологических знаний начинается с 1 класса.

Уроки математики также можно использовать для развития экологических знаний.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников

Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, окружающая среда

внеклассная работа, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, школьник, III...

Экологическое воспитание на уроках химии | Статья в журнале...

Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии.

Экологическое образование для устойчивого развития как современная дидактическая система направлена на реализацию

5. Дереклеева Н. И. Научно — исследовательская работа в школе — М.: Вербум -М., 2001г.

Экологическое образование и воспитание обучающихся.

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Обоснована необходимость экологического образования и воспитания.

− формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения

В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников.

— 120 с. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов.

Формирование экологической культуры обучающихся МБОУ...

На уроках биологии развитие экологической грамотности обучающихся необходимо

За один, два, урока мы можем не увидеть желаемого результата при работе, связанной с

Так же в рамках формирования экологической культуры обучающихся я провожу тематические

Для успешного формирования экологической культуры детей и подростков на уроках биологии...

Реализация концепции непрерывного экологического...

Начальное общее, основное общее и среднее общее образование в той или иной степени

За последнее время в отечественной системе образования наметилась достаточно

Таким образом, включение экологических тем в уроки иностранного языка способствуют

Зеня Л. Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка...

Экологическое воспитание младших школьников в системе...

Экологическое образование должно решать следующие задачи

Очень часто на занятиях используем работу на «экологической тропе» [1, с. 13].

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего.

3. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе.

Формы и методы экологического воспитания учащихся

...является наряду с обучением важнейшей функцией системы высшего образования.

Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает.

2. Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Дидактические принципы экологического образования

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, воспитательная работа, учащийся.

Формирование экологической культуры младших школьников...

В современной системе образования производится поиск путей по эффективному

Таким образом, внеклассная работа по экологическому воспитанию, под которой понимается

Экологическое образование, 2001, № 1. Бобылева Л. А. Учебные пособия.

Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.

Задать вопрос