Экологическое воспитание младших школьников в системе школьного и дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 978 раз

Библиографическое описание:

Шаламова, М. И. Экологическое воспитание младших школьников в системе школьного и дополнительного образования / М. И. Шаламова, И. А. Книгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89576/ (дата обращения: 25.04.2024).



В настоящее время проблемы экологического характера касаются всех людей, живущих в современном обществе. Поэтому вопрос экологического воспитания стоит очень остро. Экологическим образованием прежде всего занимаются школа и образовательные учреждения дополнительного образования.

Начальным классам отводится особая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения. Это объясняется тем, что «дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, легко откликаются на тревоги и радости» [4 с. 28]. В этом возрасте дети «впитывают» всю информацию, получаемую на занятиях, что способствует формированию знаний, чувств, эмоций, развитию способностей и интересов. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста способствуют формированию основ экологической культуры, что подтверждают современные психолого-педагогические исследования. А это и является целью экологического воспитания. При достижении этой цели, будут формироваться естественнонаучные, социальные и этические знания и умения, что способствует формированию опыта правильного поведения в природе.

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

— способствовать формированию понятия о том, что в природе все взаимосвязано друг с другом, что природа — это дом, а люди — это гости природы;

— учить правильному общению с природой, умению наблюдать за ее красотой и величием;

— применять на практике знания, умения, позволяющие правильно относиться к природе.

«Экологическое воспитание должно быть ориентировано на то, чтобы ученик, зная требования и нормы поведения в природной среде, не только формально выполнял их, но и осознавал объективную необходимость этих требований» [4, с. 28].

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Л. П. Салеева-Симонова определяет экологическую культуру, как качество личности, компонентами которой являются:

интерес к природе и проблемам её охраны;

знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;

нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Экологическое воспитание неотъемлемая часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается воспитание нравственных норм в поведении человека в гармонии с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. «Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание» [3, с. 9].

Формирование экологически грамотного отношения к природе и воспитание экологической культуры является обязательным в каждой программе.

В МАУ ЦДО «ДО «Успех» Белгородской области есть программа «Золотые ручки эколят». Курс способствует расширению экологических представлений младших школьников; дает более глубокие знания в области экологии; обеспечивает более широкую, чем это возможно в рамках урока, практическую деятельность обучающихся по изучению окружающей природы.

На занятиях кружка используем такие приемы и методы работы, как беседа, игра, кроссворд, конкурсы, викторины, квесты, практическая работа, выполнение проектов и др. Все виды деятельности способствуют решению выше поставленных задач.

Во время игры обучающиеся с интересом узнают о роли природы в жизни человека и человека в жизни природы. Детские игры — это отражение жизни окружающих людей. Роль в игре позволяет ребёнку выбрать свой стиль поведения, который соответствует его интересам, чувствам и знаниям. Воображаемая ситуация, предлагаемая в игре, способствуют тому, что знания, полученные об окружающем мире не только лучше усваиваются, но и легко закрепляются. Ребенок запоминает моральные нормы и правила поведения в окружающей среде. У него формируется опыт, который в дальнейшем помогает принимать в жизни экологически грамотные решения. «Дети играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями» [1, с. 6].

Очень часто на занятиях используем работу на «экологической тропе» [1, с. 13]. Экологическая тропа — это проложенный заранее маршрут в лесу, парке, около школы, который учитель планирует так, чтобы на нём были места естественной природы и рукотворный ландшафт. Такой выбор мест по маршруту помогает детям сравнить естественную и преобразованную среды. Дети могут оценить характер деятельности человека в природе. Задания, предлагаемые обучающимся на таких маршрутах, носят не только информационный, но и деятельностный характер. Ребята принимали участие в посадке цветов и кустарников около школы, а потом ухаживали за ними. Каждая прогулка по такой тропе позволяет организовывать и проводить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, наблюдать за ними в различное время года, наблюдать за результатами своего труда и влиянии природных условий на растения. После каждой прогулки по «экологической тропе» обучающиеся выполняют различные творческие задания: составляют паспорт растения, изготавливают книжки-раскладушки с растениями, собирают растения для гербария и п. т. Результат такой работы — это формирование у детей:

— понятия о развитии природных объектов и процессах, происходящих в природе;

— умения проводить опыты, соответствующие возрасту;

— навыков правильного поведения в природе.

Также на занятиях применяем метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И. В. Цветкова подчёркивает, что: «…метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка» [5, с. 5].

Действительно, значимость исследовательской и проектной деятельности в экологическом воспитании детей очень велика. Участие в этих видах деятельности помогает ребенку формировать собственный жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, помогает самостоятельно добывать знания и формировать соответствующие умения, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

На занятиях обучающиеся выполняли такие проекты, как «Аптека совсем рядом!», «Птицы — наши друзья», «Повадки хищных животных», «Береза в творчестве поэтов и писателей» и др. Такая работа позволяет показать свои знания и узнать много нового, интересного. Занимаясь экологическими проектами, дети стали более внимательно относиться к объектам окружающего мира, часто делятся друг с другом своими наблюдениями за жизнью растений и животных. Стараются любоваться растениями, не срывая их. На занятиях и дома любят рисовать пейзажи, натюрморты, выполнять аппликации из природных материалов. На экскурсиях, прогулках стараются выполнять правила поведения в природе, контролировать свои поступки и поступки других детей.

Литература:

  1. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. — М.: Владос, 2002. — 192с.
  2. Петросова Р. А., Голов В. П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  3. Соколова Н. Д. Экологическое воспитание младших школьников. — с.: 1991. — с.11, 21–31.
  4. Сорокоумова Е. А. Работа с учебным текстом экологического содержания. //Начальная школа. — 1998. — № 6. — с.28.
  5. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. — Ярославль: Академия развития, 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, окружающий мир, природа, экологическая культура, знание, ребенок, младший школьный возраст, правильное поведение, природная среда, экологическое образование.


Похожие статьи

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

 Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье рассматриваются возрастные особенности младших школьников. Ключевые слова: экологическая культура, цель экологического образования, основы...

Условия формирования экологических знаний младших...

На уроках окружающего мира у младших школьников происходит формирование

Экологическое знание — это сохранение в памяти и воспроизведение экологических

7 Экологическая культура младших школьников и показатели ее сформированности...

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении...

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая исследовательская работа в природных условиях.

окружающий мир, экология, экологическое образование, экологическое знание, воспитание, экологическое.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Успех воспитания экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает её цели и задачи, методы и

Формирование экологической культуры у младших школьников... окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей...

3. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе

ценностное отношение, природа, окружающий мир, младший школьный возраст, общее

Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является

В последующем, дети легко могут найти правильный ответ на любой экологический вопрос

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир...

Разнообразие форм экологического воспитания детей...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире

экологическая культура, начальная школа, младший школьный возраст, экологическое образование, младший школьник...

Педагогические условия формирования экологической культуры...

С целью развития экологических знаний и воспитания экологической культуры младших школьников помимо дополнительных занятий и

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем...

Формирование экологической культуры у младших...

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего

 Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо...

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность, экологическое

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности...

Похожие статьи

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

 Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье рассматриваются возрастные особенности младших школьников. Ключевые слова: экологическая культура, цель экологического образования, основы...

Условия формирования экологических знаний младших...

На уроках окружающего мира у младших школьников происходит формирование

Экологическое знание — это сохранение в памяти и воспроизведение экологических

7 Экологическая культура младших школьников и показатели ее сформированности...

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении...

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая исследовательская работа в природных условиях.

окружающий мир, экология, экологическое образование, экологическое знание, воспитание, экологическое.

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Успех воспитания экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает её цели и задачи, методы и

Формирование экологической культуры у младших школьников... окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей...

3. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе

ценностное отношение, природа, окружающий мир, младший школьный возраст, общее

Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность по экологическому воспитанию младших школьников является

В последующем, дети легко могут найти правильный ответ на любой экологический вопрос

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир...

Разнообразие форм экологического воспитания детей...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире

экологическая культура, начальная школа, младший школьный возраст, экологическое образование, младший школьник...

Педагогические условия формирования экологической культуры...

С целью развития экологических знаний и воспитания экологической культуры младших школьников помимо дополнительных занятий и

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем...

Формирование экологической культуры у младших...

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего

 Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо...

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда, культурная личность, экологическое

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности...

Задать вопрос