Формирование экологической культуры обучающихся МБОУ «Новотаволжанская СОШ» на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 29.03.2020

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Табачкова, А. С. Формирование экологической культуры обучающихся МБОУ «Новотаволжанская СОШ» на уроках биологии / А. С. Табачкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68460/ (дата обращения: 20.04.2024).



К современной школе в настоящее время предъявляют большие требования. Педагогические работники должны развивать обучающихся по многим направления. Одним из направлений обучения и воспитания детей и подростков является экологическое образование, так как, не работая в данном направлении невозможно решить проблемы развития, которые имеются в данной сфере. Наука «Экология» является одной из самых актуальных наук в современном мире. На неё возлагают большие надежды, связанные с выживанием человечества в постоянно изменяющемся мире.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской области» является сельским. Отдельного предмета, такого как «Экология», в нашей школе нет, но учителя, как биологии, так и других предметов включают элементы экологического воспитания в свои уроки.

На уроках биологии развитие экологической грамотности обучающихся необходимо, поскольку полученные знания способствуют развитию, у учащихся всех возрастов, гуманного отношения к природе родного края и всей страны в целом.

Важнейшей задачей учителя биологии в реализации данных аспектов — является формирование у детей и подростков ответственного и бережного отношение к природе.

В школе формирование экологической культуры осуществляется с помощью учебной и внеурочной деятельности. Я, как учитель биологии, больший акцент при работе в данном направлении делаю на учебную деятельность.

Весь процесс экологического обучения и воспитания можно разделить на несколько этапов.

На начальном этапе определяем цели и задачи, на которые будет опираться весь процесс обучения. Например: «Цель: «Формирование экологического обучения и воспитания обучающихся через использование активных форм, методов и приемов обучения.

Задачи:

– сформировать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;

– способность осуществлять экологически грамотные действия;

– организовать системную работу по экологическому обучению школьников;

– развивать навыки проектной и исследовательской деятельности и умение применять результаты этой деятельности на практике;

– на основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей стране».

Вторым этапом учитель подбирает литературу по теме урока, в котором одним из элементов будет теория по экологии. В рамках изучения предмета «Биология» учителя нашей школы включают в программу интегрированный курс «Белгородоведение», который также может иметь вопросы, связанные с экологическим обучением.

Третьим этапом является проведение самих уроков, в которые встроены элементы, направленные на формирование экологической культуры школьников.

За один, два, урока мы можем не увидеть желаемого результата при работе, связанной с экологическим обучением и воспитанием подрастающего поколения. Но занятия, проводимые систематически в данном направлении, обязательно дадут свои плоды.

Так же в рамках формирования экологической культуры обучающихся я провожу тематические экскурсии. Например, в 6 классе проводятся экскурсии связанные с сезонными изменения в жизни растений. На которых мы с учениками рассматриваем, как меняется жизнь растений с приходом того или иного времени года. Обсуждаем, как человек может помочь растительному миру во время сезонных изменений.

Еще одним методом, положительно влияющим на экологическое обучение и воспитание школьников, является технология проектной деятельности.

Чтобы у обучающихся активизировать интерес к выполняемой работе, необходимо дать им возможность для самостоятельного поиска нужной информации.

Учитель биологии МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» Н. П. Прохорова считает: «Работа с обучающимися по проектной исследовательской деятельности включает следующие обязательные виды деятельности: работа с начинающими исследователями; выбор исследовательской работы; изучение литературы; проведение социологических опросов; оформление результатов; составление плана реализации проекта; подведение итогов [1].

При работе над исследовательским проектом учителя биологии в школе выделяют следующие этапы:

  1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач;
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;
  3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;
  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  5. Исследование, решение конкретных задач;
  6. Обобщение результатов, выводы;
  7. Реализация проекта;
  8. Анализ успехов и ошибок» [3].

Совместная деятельность учителя с обучающимся при работе над исследовательским проектом является достаточно важным компонентом для формирования экологических компетенций. Следовательно, с самого начала исследовательская работа задумывается, как коллективный учебный.

По мнению Прохоровой Н. П.: «При этом совместная с учителем деятельность в ходе работы над исследованием дает школьнику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся» [1].

Как и во многих школах России, в учебной деятельности нашей школы давно и эффективно используются информационно-коммуникационные технологии. Для оформление своих проектов в электронном виде обучающиеся пользуются пакетом программ Microsoft Office. Во время защиты исследовательских проектов обязательным условием является презентация, составленная и оформленная в соответствии с требованиями.

Для успешного формирования экологической культуры детей и подростков на уроках биологии учитель должен использовать наглядные методы обучения.

По мнению В. А. Сластенина: «Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстрации и метод иллюстрацию» [2].

К наглядным методам относят: таблицы, картины, гербарии, микропрепараты, влажные препараты, ИКТ средства и др.

На своих уроках учителя биологии нашей школы активно используют как метод демонстрации, так и метод иллюстрации.

Как ни крути для формирования экологической культуры мало лишь обучения на уроках: изучение основ экологии и методики обучения детей и подростков должно комбинироваться с внеурочной деятельностью, которая обеспечивает разнообразными способами их осознание ценности природы, то есть работа по формированию экологической компетентности должна вестись комплексно. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

Литература:

  1. Н. П. Прохорова, учитель биологии МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/11/24/metodicheskaya-statya-ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-na.
  2. Сластение В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 12-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 608 с. — (Сер. Бакалавриат).
  3. Д. А. Баранукова, учитель общеобразовательного лицея-интерната (а. Хабез, Карачаево-Черкесская респ.) https://him.1sept.ru/view_article.php?id=200801810
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое обучение, экологическая культура, внеурочная деятельность, жизнь растений, исследовательская работа, метод демонстрации, обучающийся, урок биологии, учебная деятельность, учитель биологии.


Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа и формирование здорового образа жизни.

Из опыта работы по организации внеурочной...

Исследовательскую деятельность провожу в три этапа: исследовательские работы для учеников

Задача учителя — организатора исследовательской работы выявить одаренных учащихся и

6. Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии.

Исследовательская деятельность и экологическое...

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющих совей целью

В частности, при изучении в курсе биологии растений и животных ученики получают задания по наблюдению за растениями и животными...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности — основная задача

Внеурочная работа по биологии и экологии имеет большое значение для формирования

учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа...

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по экологии и биологии, справочники, энциклопедии по биологии...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Ключевые слова: внеурочная воспитательная работа, понятие «внеурочная деятельность», цель внеурочной деятельности, формы и методы внеурочной работы, индивидуальные и групповые виды внеурочной работы. Младший школьник, общаясь с природой, изучая ее...

Проект «Развитие экологической культуры обучающихся...»

В статье описывается проект развития экологической культуры средствами технологии кейс-стади на уроках биологии. Ключевые слова: кейс-стади, экологическая культура, биология в школе.

Формирование экологической культуры у младших школьников...

Опираясь на структуру экологической культуры личности, учителями разработаны уроки таким образом, чтобы дать детям максимальную сумму знаний о природе и сформировать познавательную активность у младших школьников для правильного материалистического...

Формирование экологической культуры младших школьников...

внеклассная работа, внеурочная деятельность, экологическая культура, внеурочная работа, экологическое воспитание, школьник, природная среда, внеурочное время, младший школьный возраст, природа.

Внеклассная воспитательная работа по формированию...

‒ воспитание детей совместной деятельностью обязывает учителя выбрать такие методы и

‒ беседы по охране окружающего мира, о значение и пользе в жизни животных, растений и

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры школьников в процессе...

Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого — просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа и формирование здорового образа жизни.

Из опыта работы по организации внеурочной...

Исследовательскую деятельность провожу в три этапа: исследовательские работы для учеников

Задача учителя — организатора исследовательской работы выявить одаренных учащихся и

6. Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии.

Исследовательская деятельность и экологическое...

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющих совей целью

В частности, при изучении в курсе биологии растений и животных ученики получают задания по наблюдению за растениями и животными...

Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической...

Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности — основная задача

Внеурочная работа по биологии и экологии имеет большое значение для формирования

учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа...

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по экологии и биологии, справочники, энциклопедии по биологии...

Педагогические условия воспитания экологической культуры...

Ключевые слова: внеурочная воспитательная работа, понятие «внеурочная деятельность», цель внеурочной деятельности, формы и методы внеурочной работы, индивидуальные и групповые виды внеурочной работы. Младший школьник, общаясь с природой, изучая ее...

Проект «Развитие экологической культуры обучающихся...»

В статье описывается проект развития экологической культуры средствами технологии кейс-стади на уроках биологии. Ключевые слова: кейс-стади, экологическая культура, биология в школе.

Формирование экологической культуры у младших школьников...

Опираясь на структуру экологической культуры личности, учителями разработаны уроки таким образом, чтобы дать детям максимальную сумму знаний о природе и сформировать познавательную активность у младших школьников для правильного материалистического...

Формирование экологической культуры младших школьников...

внеклассная работа, внеурочная деятельность, экологическая культура, внеурочная работа, экологическое воспитание, школьник, природная среда, внеурочное время, младший школьный возраст, природа.

Внеклассная воспитательная работа по формированию...

‒ воспитание детей совместной деятельностью обязывает учителя выбрать такие методы и

‒ беседы по охране окружающего мира, о значение и пользе в жизни животных, растений и

внеурочная деятельность, внеурочная работа, экологическая культура, окружающий мир...

Задать вопрос