Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Еремеева, Н. А. Основные направления работы по формированию экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47» г. Троицка / Н. А. Еремеева, С. В. Сысолякина, Д. О. Радич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/437/96204/ (дата обращения: 02.05.2024).



Одной из основных задач современного образования выступает воспитание нового поколения людей, умеющих ответственно подходить к сбережению экологического многообразия. В школе этот процесс строится через воспитание экологической культуры обучающихся.

Существует множество трактовок понятия «экологическая культура». Например, Андреев М. Д. в своих работах выделяет следующие признаки экологической культуры:

— экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и её составляющих как основу существования общества;

— умение использовать экологические знания на практике и в повседневной жизни;

— способность видеть реальные экологические проблемы и находить их оптимальные решения и т. д. [1]

Интересен подход Б. Риордана, который в экологической культуре на первое место ставит отношение к природе, а затем к человеку, которого он также считает частью природы [6].

Рассматривать экологическую культуру как совокупность развитых с точки зрения экологии сознания, эмоционально-психической сферы и имеющей научное обоснование практической деятельности предлагали отечественные ученые: Л. Н. Коган, Ю. Р. Вишневский и Н. В. Шкарбан, Е. С. Пекер, А. А. Мелькунов, Г. Хефлинг, Г. Н. Любарский.

Подход, при котором экологическая культура рассматривается как формируемое качество личности, можно обнаружить в трудах Глазачева С. Н., Кашлева С. С. [3].

В современном образовании существует несколько подходов, направленных на формирование устойчивого интереса к экологической культуре.

Аксиологический подход демонстрирует основные пути взаимодействия человека и природы в свете реализации ценностей устойчивого развития.

Культурологический подход приобщает обучающихся к мировым и отечественным экологическим традициям через изучение реальных объектов природы, культурных событий, произведений искусств.

Личностно-деятельностный подход способствует приобретению школьниками субъектного опыта при изучении и решении экологических проблем.

Коэволюционный подход учит партнерским взаимоотношениям в системе «человек — природа», рассматривает экономическую деятельность человека через призму экологического императива.

Начиная с 2022 года, российские школы начали переход на ФГОС третьего поколения. В обновленном стандарте предусматривается, что экологическая культура является неотъемлемым элементом образовательного процесса на всех уровнях образования. За период получения общего образования школьникам предоставляется возможность принять участие в работе экологических отрядов, повысить уровень экологической грамотности, освоить правила безопасного поведения в природе и здорового образа жизни, научиться давать оценку экологическим проблемам.

В результате освоения основной образовательной программы обучающийся получит «приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения» [5].

Процесс формирования экологической культуры среди обучающихся МБОУ «СОШ № 47» проходит с учетом обновленных ФГОС и включает в себя как традиционные формы работы, так и направления, учитывающие экологические особенности региона в котором расположена образовательная организация. Проведенный среди обучающихся 8-х — 11-х классов опрос на знание основ экологической культуры, помог выявить наиболее проблемные области и наметить основные направления работы в сфере реализации экологического образования (см. рис.1.)

Проблемные области формирования экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47»

Рис. 1. Проблемные области формирования экологической культуры обучающихся МБОУ «СОШ № 47»

На одном из первых мест среди традиционных форм формирования экологической культуры школьников выступает метод проектов. Проектная деятельность позволяет обучающимся приобрести метапредметные знания, практические навыки научной деятельности, раскрыть свой творческий потенциал и самое главное провести исследование экологических проблем и в некоторых случаях возможно предложить свои варианты их решения.

Ежегодно обучающиеся седьмых классов участвуют в региональном исследовании качества образования в форме выполнения и защиты индивидуального проекта. Проведенный анализ тем проектов, выполненных школьниками в текущем году, показал, что 46 % работ так или иначе отражают экологическую тематику в разных учебных предметах: биология, история, обществознание, география, финансовая грамотность, технология. Среди наиболее интересных проектов можно отметить работы, направленные на исследование качества воды в родниках поселков Гончарка и Станционный, расчет стоимости бутилированной воды, творческие проекты, связанные с ресайклингом.

В начальной школе хорошо себя зарекомендовал метод макетирования и моделирования. При изготовлении макета или модели школьники описывают, сравнивают, рассказывают о разных явлениях и объектах природы, рассуждают, пополняя словарный запас. Метод макетирования и моделирования позволяет детям в своей работе использовать природные материалы, а также найти новое применение уже привычным вещам — пластиковым и стеклянным бутылкам, крышкам, текстильным изделиям.

Работа с различными материалами по фактуре, качеству и форме создает благоприятные условия для сенсорного развития обучающихся начальной школы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук [2].

Одним из перспективных направлений экологического образования в МБОУ «СОШ № 47» сегодня выступает взаимодействие с социальными учреждениями города, в частности с Троицким краеведческим музеем. Проводимые сотрудниками музея археологические мастер-классы знакомят школьников с историческими периодами, такими как каменный, бронзовый и железный века и одновременно дают представление о том, сколько времени разлагаются разные материалы в земле. За время урока школьники усваивают такие понятия как, «полевая археология», «археологический раскоп», «бровка», «квадраты», «зачистка». На примерах артефактов, обнаруженных в раскопах, ученики могут увидеть, как выглядит бронзовый наконечник кочевников Южного Урала бронзового века, насколько хорошо сохраняется бутылочное стекло XIX века, полиэтиленовый пакет и пластиковая бутылка 50-летней давности. Такие занятия наглядно показывают школьникам последствия человеческой деятельности, которая всегда оставляет след — и хорошо, если этот след положительный.

Еще одно из интересных направлений экологического образования в МБОУ «СОШ № 47» реализуется в рамках уроков биологии. Эта форма проведения занятия уходит своими корнями в так называемое обучение «на природе» и представляет собой палеонтологическую экскурсию, специально разработанную в рамках предмета «биология» под названием «Троицк палеонтологический». Согласно исторической справке в начале пермского геологического периода на месте Троицка было Уральское море, остатки которого можно разглядеть в меловых отложениях в двух районах города. В ходе проведения такой экскурсии школьники знакомятся с фрагментами песчаника, с окаменевшими фрагментами листьев папоротников и трилобитами. Такие занятия помогают преодолеть межпредметную разобщенность знаний обучающихся, соединить теорию с практикой.

Деятельностный аспект формирования экологической культуры формируется через специально организованные практики, например такие как участие школьников МБОУ «СОШ № 47» в субботниках по расчистке родника в п. Гончарка. По личной инициативе школьники следят за состоянием источника родниковой воды в п. Гончарка и два раза в год организовывают субботники по уборке территории, прилегающей к роднику.

Формирование ответственного отношения школьников к окружающей среде в процессе образования — это не только и не столько овладение системой знаний по основным вопросам сохранения окружающей среды. Это система навыков и умений, осознанного потребления — явления, набирающего обороты в современном мире. Но настоящая осознанность невозможна без практического понимания того, что действия человека могут как разрушать окружающий мир, так и сохранять его.

Литература:

  1. Андреев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 7. — С. 143–145;
  2. Антипенко, И. Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И. Н. Антипенко, И. В. Ковалева // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 169–171.
  3. Глазачев С. Н., Кашлев С. С. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования // Народная асвета. 2005. № 2. С.33–37
  4. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. № 9. С. 38.
  5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
  6. Риордан Б. Познавая наш путь в будущее // Приоритеты современной педагогики. М., 1993. С. 29–53.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, метод макетирования, начальная школа, обучающийся, подход, современное образование, экологическая культура обучающихся.


Похожие статьи

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое. Воспитание экологической культуры учащихся средствами... Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность.

Педагогические условия формирования экологической культуры...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы.

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников.

Ключевые слова: экологическая культура, цель экологического образования...

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

Ключевые слова: экологическая культура, цель экологического образования, основы экологической культуры. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Содержание современного экологического образования имеет сложный многогранный состав, который требует не только ответственной подготовки к работе на уроках, но и развитие серьезной внеурочной работы по формированию экологического воспитания.

Формирование экологического воспитания и культуры...

Виситова, Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л. С. Виситова.

2. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы.

Принципы формирования экологической культуры учащихся...

Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы.

Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе [Текст]: учебник...

Экологическое воспитание младших школьников в системе...

В начальной школе закладываются основы экологической культуры.

окружающий мир, экология, экологическое образование, экологическое знание, воспитание, экологическое.

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда

3. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе.

Научные основы формирования экологического воспитания на...

5. Экологическое образование и воспитание. Метод.рекомендации.

7. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология – Ростов-на Дону.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание

В настоящее время очень важно... Экологическое образование и воспитание обучающихся.

К вопросу о формировании экологической культуры младших...

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, антропоцентризм, биоцентризм, младший школьник

В исследовании приняли участие обучающиеся 2-х классов в количестве 44 человек.

Мангасарян В. Н. Традиции в развитии экологической культуры общества. — Спб, 1992. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

– гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [6]. Экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса.

Похожие статьи

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое. Воспитание экологической культуры учащихся средствами... Ключевые слова: экологическая культура, образовательная среда, природоохранная деятельность.

Педагогические условия формирования экологической культуры...

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы.

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников.

Ключевые слова: экологическая культура, цель экологического образования...

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

Ключевые слова: экологическая культура, цель экологического образования, основы экологической культуры. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Содержание современного экологического образования имеет сложный многогранный состав, который требует не только ответственной подготовки к работе на уроках, но и развитие серьезной внеурочной работы по формированию экологического воспитания.

Формирование экологического воспитания и культуры...

Виситова, Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л. С. Виситова.

2. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы.

Принципы формирования экологической культуры учащихся...

Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы.

Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе [Текст]: учебник...

Экологическое воспитание младших школьников в системе...

В начальной школе закладываются основы экологической культуры.

окружающий мир, экология, экологическое образование, экологическое знание, воспитание, экологическое.

экологическая культура, экологическое образование, Природа, окружающая среда

3. Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе.

Научные основы формирования экологического воспитания на...

5. Экологическое образование и воспитание. Метод.рекомендации.

7. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология – Ростов-на Дону.

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание

В настоящее время очень важно... Экологическое образование и воспитание обучающихся.

К вопросу о формировании экологической культуры младших...

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, антропоцентризм, биоцентризм, младший школьник

В исследовании приняли участие обучающиеся 2-х классов в количестве 44 человек.

Мангасарян В. Н. Традиции в развитии экологической культуры общества. — Спб, 1992. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе.

Экологическое образование и воспитание обучающихся

– гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [6]. Экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса.

Задать вопрос