К вопросу об изменении стоимости оказания образовательных услуг в связи с переходом на дистанционный формат обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.10.2022

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Самсонов, В. В. К вопросу об изменении стоимости оказания образовательных услуг в связи с переходом на дистанционный формат обучения / В. В. Самсонов, С. Б. Дашкыл-оол. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95682/ (дата обращения: 16.11.2024).



Отношения, возникающие между образовательным учреждением (организацией) и гражданином, желающим получить образовательную услугу, оформляются в виде договора возмездного оказания образовательных услуг.

Сторонами по такому договору являются заказчик и исполнитель.

В данной статье мы наиболее подробно рассмотрим вопрос ответственности исполнителя за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания платных образовательных услуг.

Исполнителем по договору возмездного оказания образовательных услуг являются: государственное, муниципальное либо негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации отменило, что поскольку оно не участвует в указанных договорах в качестве стороны, то регулирование им правоотношений, вытекающих из них, с учетом принципа свободы договора, закрепленного в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, не представляется возможным.

Согласно действующим Правилам оказания платных образовательных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706, платными образовательными услугами является осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (п. 2 Правил N 706).

При этом одной стороной договора является исполнитель — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся, а второй — заказчик — физическое и юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора. Заказчик и обучающийся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу) могут быть одним и тем же лицом или разными лицами.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (п. 3 Правил N 706). В качестве меры ответственности за нарушение данного пункта предусмотрено, что средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим их.

Образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных средств, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные государственным или муниципальным заданием, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (п. 4 Правил N 706) [1].

Учреждение-исполнитель обязано обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (их частью) и условиями договора.

Исполнитель обязан обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

В 2021 г. — 2022 г. впервые в России все образовательные учреждения были вынуждены перейти дистанционное обучение, в т. ч. и высшие учебные учреждения.

Разумеется, ставить вопрос сравнения очного обучения и обучения в дистанционном формате, не приходится. В этой связи, большинство студентов из разных вузов мира стараются разными путями снизить сумму, которую им приходится выплачивать в такое трудное время.

Например, Гарвардскому университету США был подан иск от студента, требующего вернуть некоторую часть суммы, оплачиваемой за семестр. В свою очередь в России начали появляться такие же случаи.

В марте 2021 г. комитетом Государственной думы по образованию и науке было предложено снизить стоимость обучения в вузах при переводе на длительное дистанционное обучение из-за пандемии, но никаких изменений в стоимости обучения не произошло.

Под дистанционными образовательными технологиями и электронным обучением понимаются соответственно образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, а также организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации, и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (часть 1 статьи 16 Федерального закона об образовании).

Таким образом, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение являются образовательными технологиями, применяемыми образовательными организациями при реализации образовательных программ и не относятся к основным характеристикам образования, указываемым в договоре об образовании.

В соответствии с частью 5 статьи 54 Федерального закона об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об образовании с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Просим обратить внимание на то, что снижение стоимости платы образовательных услуг является правом исполнителя, а не обязанностью

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом должны быть доведены до сведения обучающихся.

Кроме того, уменьшение стоимости платных образовательных услуг осуществляется по требованию заказчика (физического и (или) юридического лица, заказывающего платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора об образовании) в случае обнаружения недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), а также, если организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся, нарушила сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок (пункты 17 и 19 Правил оказания платных образовательных услуг).

Может ли быть увеличена стоимость платных образовательных услуг по заключенным договорам об образовании в связи с переходом на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?

В соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона об образовании увеличение стоимости платных услуг после заключения договора об образовании не допускается, за исключением увеличения стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Несмотря на то, что реализация образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагает, по сути, применение индивидуального подхода к обучающемуся, указанное обстоятельство с учетом положений статьи 54 Федерального закона об образовании не может повлечь за собой увеличение стоимости платных образовательных услуг для обучающихся.

Следует также учитывать, что согласно пункту 6 Правил оказания платных образовательных услуг, организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся, обязана обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора об образовании [2].

Таким образом, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день вопрос о снижении стоимости обучения решается единолично исполнителем. В законодательстве нет норм, обязывающих образовательные учреждения изменить размер стоимости обучения в сторону снижения. При этом, следует отметить, что никаким нормативно-правовым актом не установлено преимущество очного обучения перед дистанционным и учебными учреждениями приняты все возможные меры для того, чтобы обучающийся освоил программу обучения.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
  2. Письмо Министерства науки и Высшего образования от 22 апреля 2020 г. N МН-3/26-ДА
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, услуга, образование, электронное обучение, договор, образовательная программа, полный объем, условие договора, возмездное оказание, Российская Федерация.


Похожие статьи

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

К вопросу о необходимости использования нормативов комплекса ГТО в подготовке студенческой молодежи

Проблемы реализации права детей-сирот на предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

К вопросу о реализации профессиональных стандартов в предпринимательской деятельности

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Похожие статьи

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Модель формирования информационной компетенции в условиях очно-дистанционной формы обучения

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

К вопросу о необходимости использования нормативов комплекса ГТО в подготовке студенческой молодежи

Проблемы реализации права детей-сирот на предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

К вопросу о реализации профессиональных стандартов в предпринимательской деятельности

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Задать вопрос