Ключевые слова: Российская Федерация, государственная служба, служащий, государственная гражданская служба, административно-правовой статус, субъект РФ.
Для определения административно-правового статуса государственных служащих на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации для начала рассмотрим понятийные аспекты, а именно, что такое государственная служба, кто является федеральным государственным служащим и государственным служащим субъекта Российской Федерации.
Под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ [2].
Таким образом, по мнению автора Дёмина А. А., государственная служба — это не только вид профессиональной деятельности, но и важнейший административно-правовой институт, который тесно связан с трудовым правом [4].
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации, тогда как правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации [3].
Например, Закон Пермского края от 07.12.2006 № 34-КЗ «О государственной гражданской службе Пермского края» сформирован в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный закон определяет особенности организации и правового регулирования государственной гражданской службы субъекта.
Далее рассмотрим, кто является государственным служащим Российской Федерации.
Нормативное определение понятия «государственный служащий» закреплено в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств бюджета (федерального либо субъекта РФ). Данное определение в равной степени относится как к федеральным служащим, так и к служащим субъекта РФ [3].
Отметим, что правовой статус государственных служащих — это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений [2].
Таким образом, административно-правовой статус государственных служащих можно рассмотреть через установление их прав, обязанностей, гарантий, ответственности, ограничений и запретов.
Права и обязанности государственных гражданских служащих закреплены законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и применимы ко всем государственным служащим независимо от должности [6].
Например, перечислим некоторые основные права, указанные в ст.14 вышеуказанного закона: обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом и иными документами; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; защиту сведений о гражданском служащем; государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; и другие.
Рассмотрим некоторые основные обязанности, описанные в ст. 15 Настоящего закона.
Государственный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; и другие.
В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: замещать должность гражданской службы в случаях указанных в ч.1 ст. 17 указанного выше федерального закона; участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, (за исключением следующих случаев, описанных в п. а ч.1): приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц: выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц (за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации) и т. д.
В ст. 57 Настоящего закона указано, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим его служебных обязанностей, к нему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение; увольнение с гражданской службы.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях государственный служащий несет административную ответственность за совершенное им административное правонарушение, связанное с его служебной деятельностью в качестве должностного лица [1].
Как отмечают авторы Д. Н. Дымшаков и О. В. Перевозова, за совершение административного правонарушения государственным служащем могут устанавливаться следующие виды административной ответственности: предупреждение, административный штраф, дисквалификация [5]. Может быть и так, что госслужащие совершают административные правонарушения, не связанные с их деятельностью, и подлежат привлечению к административной ответственности на основаниях, применяемых к физическому лицу.
Административно-правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Конституцией РФ, федеральными законами различных видов служб, например, военной службы (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ), службы в органах внутренних дел (Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», служба в органах УИС (Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») и другими.
Законы субъектов, в которых отражается административно-правовой статус государственного служащего, принимаются строго в определенном регионе и базируются соответственно и на Конституции РФ, и на федеральных законах РФ.
Сопоставляя федеральные законы РФ и законы субъекта РФ, в которых отражен административно-правовой статус государственного служащего, можно сделать вывод, что законы субъектов в основном дублируют права, обязанности, гарантии, запреты, ответственность государственного служащего, описанные в федеральном законе. Однако есть и отличия, например, в наименовании занимаемых должностей, на государственного гражданского служащего, например, Пермского края возлагается исполнение функций пресс-секретаря, секретаря межведомственного коллегиального органа, обладающего специальными полномочиями, а в федеральном законе данная должность именуется как пресс-секретарь Президента Российской Федерации либо Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации и т. п. Также ещё одно отличие — это осуществление финансирования государственной службы. Финансирование государственной гражданской службы определенного субъекта осуществляется за средства данного субъекта и порядок финансирования определяется законами субъекта и указами губернатора края. А финансирование федеральной государственной службы осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и бюджета федеральной территории «Сириус».
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 — ФЗ (ред. От 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Российская газета. — 2001. — № 654.
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Российская газета» от 31 мая 2003 г. N 104.
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2139.
- Дёмин, А. А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для вузов / А. А. Дёмин. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 354 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–00502–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449740 (дата обращения: 25.09.2022).
- Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А. Ю. Соколова. — 2е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРАМ, 2018. — 352 с.
- Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник для бакалавров / В. Д. Граждан. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015–641 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.