Работа Русской православной церкви с российскими военнослужащими в Сирии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.09.2022

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Голубев, А. А. Работа Русской православной церкви с российскими военнослужащими в Сирии / А. А. Голубев, С. В. Аверченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/433/94978/ (дата обращения: 23.12.2024).



До 1917 года воспитание русских воинов строилось на православной основе. Священники очень серьёзно подходили к вопросу воспитания в военнослужащих таких качеств, как мужество, самопожертвование и воинская дисциплина. Они учили их, что военная служба важна и почётна, потому что солдат и офицер служит не для себя и своей выгоды, а для пользы всей России, всего государства и целого народа. Так как солдат, особенно в военное время, когда необходимо жертвовать своей жизнью на благо Отечества, должен всегда помнить о высоком призвании, лежащем на его плечах. Отсюда следует, что главный упор всегда делался на развитие патриотизма.

В начале образования советского государства, когда в конце 1917 г. к власти пришли большевики, их лидер Владимир Ильич Ленин придерживался политики атеизма и пропагандировал лозунги, содержание которых было направленно на отделение церкви от армии и народа в целом. Данные действия способствовали образованию светского, и даже атеистического государства, которое он и хотел построить.

Но в 1941 г. обстановка в мире изменилась. Фашистская Германия развязала войну против СССР. Так как церковь со времён крещения Киевской Руси играла важную роль в жизни народа, особенно в тяжёлые для него времена, то и во время Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь (РПЦ) много сделала для общей победы над врагом. Государственная власть во время войны ослабила своё давление на церковь, и многие граждане снова смогли свободно изъявлять свои религиозные чувства и исполнять обряды. После окончания войны советское государство потеряло необходимость в поддержке со стороны церкви и гонения на церковнослужителей вновь возымели место. И лишь недавно, с 1990-х годов, государство стало восстанавливать связь с Русской Православной Церковью. В 1995 г. был создан Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями. 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал поручение, предписывающее восстановить в армии институт военных священников [5]. Согласно этому поручению, в армии и на флоте должны были быть введены 240 должностей военных священников. 1 декабря того же года начальник Генерального штаба Вооружённых сил (ВС) РФ ввёл своей директивой в штаты воинских частей должность помощника командира части по работе с военнослужащими. А в начале 2010 г. первая группа священнослужителей Русской Православной Церкви отправилась в войска на служение [8]. В том же 2010 г. во исполнение вышеуказанного поручения Президента РФ в структуре Министерства обороны РФ было сформировано Управление по работе с верующими военнослужащими ВС РФ.

25–26 декабря 2013 г. на заседании Священного Синода РПЦ было принято «Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации». Положение определило основные направления взаимодействия РПЦ и Вооружённых сил РФ, требования к военным священникам, задачи военного духовенства, организацию его деятельности и должностные обязанности штатного военного священника в воинской части [6]. Этим положением с тех пор и руководствуются все священники РПЦ, ведущие свою работу в армейских и флотских коллективах.

Наглядным примером работы РПЦ в армии могут послужить боевые действия, проходящие сегодня на Ближнем Востоке — в Сирии. Для поддержания морально-психологического состояния российских военнослужащих за границу отправляются военные священники, которые в свою очередь делают всё, чтобы облегчить нашим солдатам и офицерам пребывание там.

Первым к российским военнослужащим в Сирии ездил священник отец Дмитрий Романюк — помощник командира по работе с верующими военнослужащими бригады морской пехоты Черноморского флота. Но он лишь приезжал в Хмеймим с визитом, ненадолго [9, с. 9].

Первым же, кто поехал в Сирию на несколько месяцев, причём сделал это по велению сердца, стал священник липецкого авиационного центра Илия Азарин. Подтолкнула его к данному решению смерть в Сирии его сослуживца — лётчика из Липецка Олега Анатольевича Пешкова, который погиб 24 ноября 2015 г. при выполнении боевого задания. В это же время Санкт-Петербурге проходили сборы штатных военных священников Западного военного округа и находившийся на них отец Илия попросил начальника управления МО РФ по работе с верующими военнослужащими полковника А. И. Суровцева направить его в Сирию, где в то время несли свою боевую службу липецкие лётчики. Данную идею одобрили Министр обороны РФ и начальник Генерального штаба ВС РФ, и в скором времени батюшка был направлен на военную базу Хмеймим [1; 9, с. 8].

В походном Храме на авиабазе Хмеймим

Рис. 1. В походном Храме на авиабазе Хмеймим

Задача военного священника — забота о духовном состоянии военнослужащих и проведение религиозных обрядов в местах дислокации воинских частей. Для их решения в ходе первой командировки в Сирию (с декабря 2015 по апрель 2016 гг.) перед батюшкой встала задача: соорудить походный храм, начать в нём церковные богослужения, провести службу на Рождество Христово. Выполнить её было не просто, так как нужно было достать необходимую утварь. Военные выделили палатку, вмещавшую в себя чуть более полусотни человек. С помощью авиаторов из подручных материалов и «бомботары» сколотили пол. Но встал вопрос о внутреннем обустройстве полевого храма. Отец Илия проявил смекалку и ещё на этапе подготовки к командировке напечатал иконостас на баннерной ткани. В таком виде и привёз его в Хмеймим — ведь деревянную икону на тканевую стену палатки не повесишь. Задонский мужской монастырь выделил утварь и облачения на престол, на жертвенник, богослужебные книги и иконы. Так на российской авиабазе появился полевой храм в честь пророка Божия Илии, покровителя всех воздухоплавателей [1; 9, с. 9].

В конце первой командировки отца Илии в Сирию до него дошла информация, что на военном аэродроме в Рязани находятся две разобранные деревянные часовни. Отец Илия обратился к командованию российской военной группировки в Сирии и одну из часовен доставили в Хмеймим и установили там. Во время второй своей командировки он обустроил и её, настелил полы, провёл электричество. Настоятель Всехсвятского храма протоиерей Владимир Сельцов передал всю необходимую утварь, а руководитель отдела по взаимодействию с вооружёнными силами Санкт-Петербургской епархии архимандрит Алексей Ганьжин — деревянные иконы. Так в Хмеймине была обустроена часовня в честь святого великомученика Георгия Победоносца [1].

Освящена часовня была в сентябре 2016 г. во время визита в группировку российских войск в Сирии делегации РПЦ во главе с епископом Ахтубинским и Енотаевским Антонием и председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами протоиереем Сергием Приваловым. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, был совершён чин освящения часовни во имя Святого великомученика Георгия Победоносца и ей была передана икона с частицей его мощей. Также небольшие иконы Святого Георгия Победоносца были вручены всем военнослужащим, участвующим в богослужении [4].

Часовня во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца

Рис. 2. Часовня во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца

В храмах стали проводиться на постоянной основе различные богослужения. В 6 часов утра ежедневно проводится божественная литургия, а на вечернем богослужении военнослужащие могут совершить таинство исповеди. Для того чтобы наши солдаты могли в любое обратиться за помощью, храмы сделали открытыми круглосуточно. Были даже случаи, когда солдаты приходили за советом в почивальню батюшки среди ночи.

Помимо службы в храме, отец Илия по просьбам солдат и офицеров постоянно освещает военную технику — танки, БТРы, служебные машины, караульные помещения и т. д. А однажды отец Илия провёл даже воздушный крёстный ход. По приказу командующего российской группировкой в Сирии совместно с его заместителем по работе с личным составом полковником А. А. Казакевичем он на вертолёте облетел всю авиабазу Хмеймим и освятил сирийское небо над ней [9, с. 11].

Работа военных священников помогает нашим солдатам разобраться в своём внутреннем мире, со своим отношением к религии. Некоторые из них сами духовно приходят к вере и обращаются за тем, чтобы совершить таинство Крещения. Только на авиабазе «Хмеймим» во время первой командировки отец Илия крестил 66 человек [1].

В конце 2016 г. отец Илия отчитывался в Москве о своих сирийских командировках. Он сумел доказать военному командованию необходимость и целесообразность пребывания священника РПЦ на российской военной базе в Хмеймиме на постоянной основе. После его доклада руководством Генерального штаба ВС РФ было принято решение, чтобы среди российских военнослужащих, несущих боевую службу в Сирии, православный священник находился постоянно [9, с. 11].

Встречи православных священников с российскими Встречи православных священников с российскими

Рис. 3. Встречи православных священников с российскими

военнослужащими в Хмеймиме и Тартусе

Позже православный храм появился и на российской военно-морской базе в сирийском порту Тартус. Когда проходят большие, великие праздники РПЦ направляет в храмы Хмеймима и Тартуса дополнительно священнослужителей и певчих, чтобы придать праздникам больший колорит. Нередки приезды различных делегаций, которые привозят в храмы Сирии и российской авиабазы иконы.

Так, например, в феврале 2018 г. в Сирию приезжала делегация Общероссийского общественного движения «Россия Православная». На российской военно-морской базе в г. Тартус делегация передала в дар храму во имя праведного воина флотоводца Фёдора Ушакова, который к этому времени уже был построен на базе, икону святителя Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей. А на авиабазе в Хмеймиме члены делегации преподнесли в дар храму небесного покровителя воздухоплавателей пророка Божия Илии Казанскую икону Божией Матери, почитаемую как заступницу земли русской [2].

В марте 2019 г. к российским военнослужащим с визитом приезжала делегация, в составе которой были Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и помощник полномочного представителя президента РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу Е. В. Кирдяпкин. Делегация передала в дар полевому храму на авиабазе Хмеймим двухметровую резную икону святого Александра Невского — покровителя всех воинов [3].

Таким образом, мы убеждаемся в том, что Русская православная церковь вносит неоценимый вклад не только в жизнь гражданского общества, но и в деятельность Вооружённых сил Российской Федерации. И в частности, на российских военных базах в Сирии, в г. Хмеймим и в г. Тартус. Они проводят религиозные обряды и богослужения, оказывают военнослужащим морально-психологическая помощь, поддерживают в них боевой дух, помогают им разобраться и осмыслить то служение, которое они несут, и многое другое. Роль священника в армии всегда была высока. Эта роль заключается в привнесении духовной составляющей в служение Отечеству. В наше время военный священник является, с одной стороны, таким же священником, как на приходе, но имеется одно существенное отличие — нахождение с военнослужащими. Он готов находится с теми, кто защищает Родину, наше Отечество, традиции, духовную жизнь, и привносит в их служение духовный смысл [7].

Литература:

  1. Горяйнова Н. «Помолитесь батюшка, нас обстреливают» // Русская планета (Липецк). 21 мая 2016 г.
  2. Гуманитарная миссия в Сирию // Интернет-ресурс: сайт ООД «Православная Россия». 7–8 февраля 2018 г. http://www.rosprav.ru/sobitiya/novosti/new_all/02_2018/08/7–8.html (дата обращения — 10.11.2019 г.).
  3. Двухметровую икону из России передали в полевой храм базы Хмеймим в Сирии // Интернет-ресурс: сайт РИА Новости. 29 марта 2019 г. https://ria.ru/20190329/1552247225.html (дата обращения — 10.11.2019 г.).
  4. Делегация Русской Православной Церкви посетила группировку российских войск в Сирии // Интернет-ресурс: сайт Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами. 20 сентября 2016 г. http://pobeda.ru/delegatsiya-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-posetila-gruppirovku-rossiyskih-voysk-v-sirii.html (дата обращения — 10.11.2019 г.).
  5. Мурзин Е. Помочь духовному возрастанию // Красная звезда. 3 сентября 2009 г.
  6. Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Интернет-ресурс: официальный сайт Московского патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/3481010.html (дата обращения — 10.11.2019 г.).
  7. Привалов С., протоиерей. У военных священников есть своё оружие. Нашу Родину защищают не только солдаты, но и Русская Православная Церковь // Интернет-ресурс «Православие.ru». 22 ноября 2016 г. https://pravoslavie.ru/98849.html (дата обращения — 10.11.2019 г.).
  8. Сотрудничество расширяется // Красная Звезда. 3 февраля 2012 г.
  9. Щеглова Т. Время, когда зажигаются свечи // Липецкие епархиальные ведомости. 2016. № 2. С. 8–13.
Основные термины (генерируются автоматически): Сирия, Русская православная церковь, тартус, военнослужащий, Георгия Победоносца, отец, полевой храм, Российская Федерация, Святой Великомученик, Синодальный отдел.


Задать вопрос