Взаимосвязь религии и православия в умах курсантов военных вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 20.02.2016

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Миненко, Е. Ю. Взаимосвязь религии и православия в умах курсантов военных вузов / Е. Ю. Миненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 797-799. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26260/ (дата обращения: 17.12.2024).



Взаимосвязь религии и православия в умах курсантов военных вузов

Миненко Екатерина Юрьевна, кандидат технических наук, доцент

Пензенский филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. Н. Хрулева

В статье автором рассматривается взаимосвязь религиозности и патриотизма, как двух духовно-нравственных категорий, которая занимает ключевое место в формировании патриотизма у курсантов военного вуза, для которых это является базой развития воинского духа и боеспособности.

Ключевые слова: патриотизм, религия, курсант, христианский патриотизм.

В истории России за последние сто лет произошли глубокие идеологические изменения, которые не могли не сказаться и на понимании патриотизма. Советская Россия отказалась от религиозной идеологии, заменив её так называемой марксистско-ленинской. В истории часто происходит так, что новые идеи облекают в старые, привычные массам формы. Однако, если не удается найти новых форм, старые начинают активно влиять на содержание, изменяя его. Идеология расходится с жизнью и теряет авторитет в народе. Идеи более не вдохновляют людей, а, скорее, вызывают раздражение, а затем и протест. Так и произошло в России. Перестройка, превратилась в разрушение всего и вся, в очередное переписывание истории, в крушение прежних кумиров, сопровождаемое изменением геополитической ситуации как в России, так и в мире. Разрушение системы ценностей, отказ от прежних идеалов, привели к «идеологическому вакууму», который тут же заполнился разнородными идеями, часто взаимоисключающими. Конечно, таланты и самородки остались, русская земля всегда была богата ими, но уровень массового образования упал. В поисках новых идеологических ориентиров государство обратилось к религии. К сожалению, уроки православной культуры большей частью оказались профанацией.

Из всех идеологических форм к вечному и непреходящему обращаются лишь две — философия и религия. Философия обращается к разуму, мыслит категориями, её усвоение требует больших интеллектуальных усилий, да и истину она не обещает. Для философа истина — это процесс развития знаний, плоды размышлений часто оказываются горькими. Религия обращается к чувствам, она требует веры, а для верующего истина уже открыта — она у Бога; нужно только правильно её понять (интерпретировать). Религия утешает — как ни тяжел крест, который несет человек, впереди — награда и успокоение. В православии эта психотерапевтическая функция религии выражена очень ярко — Бог милостив. Он все простит при искреннем, конечно, раскаянии.

Вера в её разных ипостасях необходима человеку, без нее он теряет устойчивость и смысл жизни. Можно верить в Человека, в Космический Разум, в Науку и т. п. Можно верить в Бога. Многие россияне традиционно называют себя православными христианами, не зная даже основ вероучения, не понимая смысла обрядов.

Что делать в этой ситуации? Людям — верить, если это делает их жизнь хоть чуточку легче. Православной Церкви, которая по Конституции отделена от государства, не ждать, что участковые полицейские как в царской России, должны будут следить за тем, чтобы жители посещали церковь. Нужно смотреть не в прошлое, а в будущее — вести мирную кропотливую пропагандистскую и благотворительную работу, давать образцы служения Богу и Отечеству.

Среди множества духовных ценностей человека одно из важнейших мест занимает патриотизм, «подразумевающий нравственно-эмоциональную связь личности с комплексом географических, этнических, культурных, религиозных, эстетических, исторических и тому подобных представлений, собственно и очерченных в понятии «Родина» [2, с.9]. В этом определении четко прослеживается связь религии и патриотизма. Для любого современного государства эти понятия имеют ключевое значение. Их связь не случайна, так как влияние религии на формирование такого сложно уловимого ценностно-окрашенного психического комплекса, как патриотизм не может не включать духовную сферу жизни человека, его религиозную компоненту [].

Связь двух духовно-нравственных категорий, религиозность и патриотизм, играет исключительно важную роль в жизнедеятельности людей, и находит свое отражение в менталитете русского народа. Исходя из пересечения этих ценностей, можно констатировать, что возможности православной церкви в формировании патриотизма у курсантов военных вузов достаточно высоки.

Православные нормы и установки, ценности и идеалы имеют общечеловеческий характер. Так, ценность человеческой жизни, семьи, духовности и другие ценности нацелены на созидание, приумножение хорошего и формируют предрасположенность, внутреннюю готовность человека действовать определенным образом, то есть защищать эти ценности.

Патриотизм верующих людей определяется глубиной их веры, зависящей от уровня развития личности, сознания человека. Именно масштаб личности человека позволяет ему ощутить связь с Богом, приблизиться к нему, пережить духовный опыт, воспринимать окружающий мир как Священное, Божественное пространство, которое он глубоко любит. Поэтому наиболее ярко выражен патриотизм именно у глубоко верующих людей.

На взгляд автора, у некоторых патриотизм проявляется как стремление к возрождению Великой России, как самостоятельной державы, крепкой и сильной, для чего верующим требуется отдать все силы, сделать для осуществления этой цели все возможное, что от них потребуется. Но зачастую такой вид патриотизма направлен не «За Россию», а «против её врагов», зачастую причем мнимых. К проявлениям такого рода православного патриотизма следует относиться не только с большим пониманием, так как он отстаивает само существование православного русского народа, но и с большим вниманием, так как он граничит с национализмом. Здесь мы отмечаем, что любовь к своему Отечеству, заложенная в вере, приводит глубоко верующих людей к мысли о необходимости защиты российского государства от натиска негативных, чуждых Православию ценностей.

Другой вид патриотизма возникает преимущественно у людей очень глубоко верующих и связан с идеей собственного «спасения». То есть, с точки зрения православного верующего, христианский патриотизм обязательно предполагает идею спасения, которая подразумевает, прежде всего, общение с Богом, жизнь с Христом, стяжание вечной жизни, преображение с благодатью.

Такой патриотизм «в себе» формирует глубокую нравственность, но в то же время отрешённость, что требует особого внимания и дополнительного развития на благо Отечества, помощи в расширении взглядов и стремлении улучшить не только свой личный образ, но и образ человека в целом.

Следует обратить внимание на то, что в рамках патриотизма, тесно связанного с религиозной верой, существует патриотизм, формирующийся на идеях всеединства, религиозной коллективности, единой живой Церкви. Особенностью такого проявления патриотических чувств является деятельное участие во всемирно-исторической миссии церкви, что отражает духовный аспект религиозной веры, лежащей в их основании. Такое проявление характерно для стран, где уровень жизни людей достаточно велик, а уровень внутренних проблем не критичен. Поэтому необходимо обращать внимание на то, что внешние проблемы трудно решить, пока не решены внутренние, то есть правильно направить энергию людей на созидание внутри страны для последующего всеобщего мирного развития [].

Кроме того, основная масса верующих не являются людьми глубоко верующими. Верующие такого рода относят себя к людям, верующим в Бога, но не выполняют постоянно обряды и ритуалы, редко посещают Церковь, не имеют духовника и т. д. Патриотизм у таких верующих не имеет выраженную религиозную окраску и проявляется как патриотизм, охватывающий собой любовь к Родине как к светскому многонациональному государству, в котором исповедуется много религиозных учений.

Таким образом, патриотизм в современной России самым непосредственным образом связан с православной религией. Поэтому помощь Церкви в формировании патриотизма как у верующего населения, так и в рядах Вооруженных Сил необходима и важна.

Обратимся к роли священника в военном вузе и его вкладе в формирование патриотизма будущих офицеров.

Курсанты, оторвавшись от семей попадают в казарменную обстановку, их жизнь подчинена строгой дисциплине. Физические и умственные нагрузки постоянны и требуют серьёзной самоотдачи. Психологически новые условия переживаются каждым по-разному. У некоторых курсантов может возникнуть состояние психологического дискомфорта и даже стресса. Кроме того, существуют личные проблемы и обстоятельства, о которых не каждый решится рассказать товарищам или офицеру-воспитателю. Священник в этой ситуации — нейтральная фигура, он может выслушать, утешить, направить и, главное, сохранит в тайне всё сказанное. Итак, священник выполняет функцию психолога и психотерапевта, а как же он может участвовать в формировании патриотизма курсантов?

Священник не только служитель Церкви, но и гражданин со всеми гражданскими правами и обязанностями. Его жизненная позиция должна быть примером для курсантов. В работе с будущими офицерами у него только один способ воздействия — слово. В беседах с курсантами не столь важно знакомить их с религиозной догматикой, это делается ненавязчиво и по просьбе самих курсантов. Гораздо важнее рассказывать им о роли церкви и её сынов в укреплении государства, об участии в военных походах, о полководцах и героях сражений, для которых православная вера и Отечество нераздельны, о том, как вера спасала людей в самых трудных жизненных обстоятельствах. А попутно можно рассказывать и о Символе веры, о заповедях, о таинствах, о церковных праздниках. Священнику должны быть одинаково дороги и верующие, и неверующие курсанты, сердце пастыря открыто для всех.

Связаны ли православие и патриотизм? Основы православной религии (как и других религий) должен знать каждый культурный человек. Вопрос во «что?» и «как?» верить — личное дело каждого гражданина. Неуважение к религии, к чувствам верующих, к предметам религиозного культа — признак невежества. Невежественные люди не могут быть творцами, патриотами. Из них часто вырастают фанатики и громилы, а фанатизм враждебен разуму. Если предки оставили нам в наследство православие, то надо с благодарностью принять его и научить владеть им, а Библию каждый читает своими глазами.

Литература:

  1. Одинцов М. И. Государство и Церковь в России. ХХ век. — М.: Аспект Пресс, 2004.
  2. Беглов А. Л., Васильева О. Ю., Журавский А. В. Русская Православная Церковь: ХХ век. — М.: Эксмо-Пресс, 2008.
  3. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотизм, верующий, курсант, Россия, формирование патриотизма, военный вуз, православная религия, православная церковь, религиозная вера, христианский патриотизм.


Ключевые слова

патриотизм, религия, курсант, христианский патриотизм., христианский патриотизм

Похожие статьи

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...

Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»

Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...

Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идее российского общества

В статье сделана попытка анализа разных подходов к проблеме патриотизма в виде объединяющей идеи российского общества. В результате сделан вывод о том, что необходимо противостояние проявлениям экстремизма через патриотическое воспитание в вузах и шк...

Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

В статье анализируется проблема чести и достоинства как условий становления и самоутверждения личности; раскрывается этимология понятия «человеческое достоинство», взаимосвязь чести и достоинства в реальном проявлении личности в обществе.

Нравственное состояние российского общества как основа развития патриотического воспитания молодежи

В статье анализируются понятие нравственности и нравственного воспитания, производится исследование современного отношения к дефиниции «патриотизм». В заключении работы приведены данные опроса на тему «Считаете ли Вы себя патриотом?».

Эксцентричность и конфликтность личности А. Н. Скрябина

В статье рассматривается личность выдающегося композитора А. Н. Скрябина с точки зрения соотношения эксцентричности и конфликтности индивидуальных личностных характеристик. Показано, что фундаментальной психологической чертой характера музыканта явля...

Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье представлен анализ гражданского и патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что данные виды воспитания являются критерием социальной зрелости личности.

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Профессиональные ценностные ориентации рассматриваются как важная социально-педагогическая проблема, от решения котор...

Похожие статьи

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...

Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»

Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...

Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идее российского общества

В статье сделана попытка анализа разных подходов к проблеме патриотизма в виде объединяющей идеи российского общества. В результате сделан вывод о том, что необходимо противостояние проявлениям экстремизма через патриотическое воспитание в вузах и шк...

Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

В статье анализируется проблема чести и достоинства как условий становления и самоутверждения личности; раскрывается этимология понятия «человеческое достоинство», взаимосвязь чести и достоинства в реальном проявлении личности в обществе.

Нравственное состояние российского общества как основа развития патриотического воспитания молодежи

В статье анализируются понятие нравственности и нравственного воспитания, производится исследование современного отношения к дефиниции «патриотизм». В заключении работы приведены данные опроса на тему «Считаете ли Вы себя патриотом?».

Эксцентричность и конфликтность личности А. Н. Скрябина

В статье рассматривается личность выдающегося композитора А. Н. Скрябина с точки зрения соотношения эксцентричности и конфликтности индивидуальных личностных характеристик. Показано, что фундаментальной психологической чертой характера музыканта явля...

Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России

В статье представлен анализ гражданского и патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что данные виды воспитания являются критерием социальной зрелости личности.

Профессионально-ценностные ориентации как условие профессиональной самореализации будущих учителей музыки

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Профессиональные ценностные ориентации рассматриваются как важная социально-педагогическая проблема, от решения котор...

Задать вопрос