Прежде чем говорить о природе возникновения картелей как добровольных объединений хозяйствующих субъектов, стоит рассмотреть среду, которая является наиболее благоприятной для создания подобных соглашений. Речь идет о свободной конкуренции. По определению Носовой С. С., «Совершенная конкуренция означает: большое число участников рыночных сделок, или наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса; свободное вхождение в отрасль» [3. C. 65].
Рассматривая подробнее эти два признака свободной конкуренции, можно сделать несколько выводов. Во-первых, при наличии большого числа участников рыночных сделок каждый из них становится немаловажным аспектом изменения общего объема предложения. Индивидуальные же участники рынка не обладают подобной на влияние общего объема предложения. Носова С. С. делает важное замечание, а именно «широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможности злоупотребления ею» [3, c. 66]. Таким образом, свободная конкуренция является драйвером развития капитализма.
Во-вторых, свободное вхождение в отрасль. По своей природе свободная конкуренция является гибкой системой, в которой производитель имеет право свободно вступать в отрасль и покидать ее. Кроме того, на законодательном уровне не существует институтов, способные препятствовать этому процессу. Таким образом, обладая гибким регулированием, такая конкуренция адаптируется к любым изменениям на рынке, тем самым сохраняя свою эффективность.
На основе вышеприведенных выводов можно отметить, что сама цель предпринимательской деятельности — получение максимально возможного уровня прибыли. Но конкуренция как раз мешает повышению цен, и, соответственно, прибыли. Рано или поздно все предприниматели приходят к единому мнению о том, что для эффективного развития на рынке необходимо не бороться с конкурентами, а искать компромисс путем сговора. Поводами для сговоров зачастую становятся установление одного уровня цен или качества товаров, раздел рынка между основными хозяйствующими субъектами и т. д.
Еще в конце XVIII века Адамом Смитом были заложены ключевые идеи роли конкуренции на рынке. По его мнению, концепция конкуренции заключается во взаимосвязи продавцов с целью установления собственного контроля на рынке, важно учитывать и тот фактор, что такой контроль должен осуществляться в долгосрочной перспективе. Говоря о роли государственного механизма в рыночной системе мануфактурного периода, то А. Смит отмечал, что государство лишь выполняло роль «арбитра при соблюдении правил конкуренции, защиты частной собственности» [6, c. 27].
Таким образом, Адам Смит в своих трудах заложил фундаментальные основу экономического либерализма. В условиях «ограниченной», в некотором смысле даже пассивной, роли государства может существовать капиталистическая экономика, которая позднее получила название свободной рыночной экономики.
В обществе также широко распространен термин «невидимой руки» Смита. В научной литературе существует множество определений данного явления, например, Дейдра Макклоски «невидимая рука» согласовывает частные эгоистичные интересы с общественным благом [9, c. 456].
Марк Блауг в одном из недавних обзоров приходит к выводу, что, с точки зрения экономистов, невидимая рука выражает три взаимосвязанные идеи: «частные действия отдельных людей могут приводить к непредвиденным и непредусмотренным социальным последствиям», которые «гармонизируются в процессе взаимного продвижения интересов всех членов общества», порождающем «порядок» [7, c. 80]. Последователи идей либерализма, предложенные А. Смитом, «считают нецелесообразным государственное регулирование экономик, ограничивают такое регулирование только опосредованными методами, а на государство возлагается роль в создании необходимых условий для развития частного бизнеса» [4, c. 182].
Согласно части 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее закон № 135-ФЗ) картелями «признаются и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке» [1]. Перечислим условия, согласно которым соглашение между хозяйствующими субъектами могут быть отнесены к числу противоправных:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Во многих европейских странах картельные соглашения запрещены на законодательном уровне, однако существуют отдельные отрасли, где подобная деятельность носит разрешительный порядок при наличии особых условий. Запрет может быть снят для следующих видов картелей:
1) картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
2) картелей, деятельность которых направлена на освоение нового рынка;
3) картелей, которые приносят пользу экономике всей страны, например, способствуют технологическому прогрессу;
4) «кризисных» картелей, т. е. картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.
В Соединенных Штатах Америки, напротив, картельные соглашения законодательно запрещены. Подобному решению предшествовало несколько случаев создания картельных объединений.
В конце XIX века в США интенсивно шел процесс сосредоточения капитала. Основными сферами капитализации стали железнодорожный транспорт, промышленность и банковское дело. Причинами такого процесса послужила кардинальная перестройка экономической системы и системы частного предпринимательства. Первым этапом перестройки стало создание «пулов» — это объединение предприятий по интересам, предусматривающее особый порядок распределения вещественных результатов деятельности (прибыли, иногда и совместных расходов) между его участниками согласно оговоренным квотам [5, c. 49].
Однако во времена экономической нестабильности подобные объединения не были способны эффективно работать как это было в докризисные периоды.
Со временем пулы переросли в картели и тресты. Главным направлением подобных объединений в США стала железнодорожная индустрия, которая контролировала огромный спектр отраслей производства. По этому поводу президент Union Pacific Railroad Чарльз Фрэнсис Адамс-Младший говорил, что «принцип объединения — необходимость, это естественный закон роста. Вам это может не нравиться, но вы должны примириться с этим» [8, c. 14].
Известным примером первого картеля можно назвать нефтеперерабатывающую корпорацию Джона Рокфеллера, которая всеми возможными способами подавляла конкуренцию в области переработки нефти, впоследствии образовав семь нефтяных компаний, которые являлись абсолютными монополистами в мировой нефтяной промышленности вплоть до конца ХХ века. В период расцвета компании Standard Oil контролировала почти весь рынок нефтепереработки США. И именно в этот момент в силу вступил законопроект Джона Шермана — первый законодательный акт о защите торговли и коммерческой деятельности от незаконных ограничений и монополий. В законе говорилось том, что «любой контракт, объединение в форме треста или какой-либо иной форме или сговор с целью ограничить торговлю или коммерческую деятельность среди нескольких штатов или с иностранными государствами настоящим объявляются незаконными. Любое лицо, заключившее подобный контракт или вступившее в подобное объединение или в подобный сговор, считается виновным в совершении правонарушения и по вынесении приговора в связи с вышеуказанным подвергается штрафу в размере не более пяти тысяч долларов, или тюремному заключению на срок не более одного года, или обоим вышеуказанным наказаниям по усмотрению суда». Иначе говоря, следствие разрушительной деятельности нефтеперерабатывающей империи Рокфеллера запрещались любые формы коммерческих, которые мешают свободной торговле между штатами.
По сути, антимонопольный закон Шермана в 1890 году был первой попыткой регулирования коммерческой деятельности бизнеса в США. Точнее сказать, это был первый законодательный акт, который был направлен на ограничение деятельности монополий, трестов и картелей. Ранее также предпринимались попытки регулирования такой деятельности, однако прежние законы не были столь эффективны — подобные объединения все же имели особые привилегии, дающие или лишающие права на существование тех или иных картелей.
Стоит также признать, что вступление в силу Акта Шермана в 1890 году не препятствовало созданию монополистических объединений. Поменяв свое название на «холдинги», такие объединения фактически находились вне закона. По определению Сорокиной И. О., «холдинг — (от англ. holding — держащий что-то в чьих-то руках) — это объединение юридически самостоятельных компаний, в которых головная (держательская) компания владеет, полностью или частично, капиталом остальных (дочерних) компаний. Иначе можно сказать, что холдинг — это группа компаний (материнская компания и ее дочерние, внучатые, зависимые фирмы), объединенных общим владением (т. е. материнская компания владеет, полностью или частично, капиталом дочерних компаний)» [5, c. 47], в истории судебных разбирательств с использованием Акта Шермана есть немного удачных примеров, когда деятельность подобных «холдингов» была ограничена или же запрещена.
Прослеживая историю развития картелей на примере компаний в нефтеперерабатывающей сфере, нельзя не упомянуть, пожалуй, самый яркий и известный мировой нефтяной картель — ОПЕК. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — международная организация, в которую входят страны, являющиеся экспортерами нефти. Как отмечается современными аналитиками, «страны-участники картеля суммарно контролируют около 2/3 мировых запасов нефти и, регулярно встречаясь, вполне открыто договариваются о совместных действиях на нефтяном рынке. Как правило, речь идет о сокращении добычи с целью удержания цен».
Руководители Венесуэлы и Ирана решили объединить свои усилия с Ираком, Кувейтом и Саудовской Аравией в период восстановления мировой экономики в послевоенное время. Основным мотивом создания ОПЕК стало стремление государств-основных добытчиков нефти снизить влияние прежних картелей на свою экономику, а также нарастающая дискриминационная политика по отношению к странам ОПЕК. Так, в 1959 г. закупочная цена на нефть, добытую в странах ОПЕК, была снижена «Семью сестрами» на более чем 10 %, что вызвало волну недовольства в крупнейших нефтедобывающих странах организации
В свою очередь, США, являвшиеся в 40–50-е гг. XX в. крупнейшими производителями и крупнейшими потребителями нефти, учредили Межгосударственную комиссию по ограничению добычи нефти во избежание кризиса в результате перепроизводства нефти. Стоит отметить, что в то время мировой рынок нефти только зарождался и контролировался «Семью сестрами», являющимися крупнейшими в мире нефтегазовыми компаниями, в состав которых входили: Exxon, British Petroleum, Royal Dutch Shell, Texaco, Gulf Oil, Mobil и Chevron (пять из которых имели свои штаб-квартиры в США).
По мнению исследователя Бокова А. Н., «ключевым механизмом воздействия ОПЕК на мировой рынок нефти является квотирование добычи. Впервые данный механизм был применен в 1982 г., когда были установлены квоты на добычу для каждой страны-участницы ОПЕК, зависящие от ее доли на мировом рынке нефти и объемов запасов нефти. Используя данный механизм, ОПЕК могла регулировать изменение цены на нефть в своих интересах, с 1982 г. квоты на добычу нефти менялись более 50 раз» [5, c. 91]. Так, после введения ограничений на добычу нефти цены на нефть выросли до рекордных показателей. Рост цен продлился вплоть до 1987 года, когда цены опустились до исторического минимума — около 10 долл. США за баррель нефти.
Боков А. Н. объясняет причины такого падания цен, а именно: «снижение спроса на нефть в развитых странах, так и внедрение технологий, повышающих энергоэффективность» [2, c. 92]. В ответ на такую реакцию рынка ОПЕК ввел ограничение на добычу в ноябре 1986 г. в размере 14,8 млн баррелей/ сутки, что привело к дальнейшему снижению доли стран ОПЕК на мировом рынке нефти, а также снижению их выручки, что повлекло за собой проблемы социально-экономического развития. Благодаря принятым ОПЕК мерам, направленным на преодоление экономических трудностей, доля стран ОПЕК на мировом рынке нефти начала восстанавливаться, что было бы невозможно без слаженных действий стран-ОПЕК, а также без установления квоты на добычу нефти, превышающей 20 млн баррелей/сутки. В то же время ОПЕК активно налаживает сотрудничество со странами, которые не входят в Организацию.
Литература:
- О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ. — Электрон. Дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/
- Боков А. Н. Эволюция позиций ОПЕК на мировом рынке нефти // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 1. С. 86–98.
- Носова С. С. Экономическая теория: учебник / С. С. Носова. — 4-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017. — 792 с.
- Ослингтон, П. Бог и рынок: «невидимая рука» Адама Смита // Социально-экономическая мысль Запада. Христианское чтение № 1, 2015. С. 182.
- Сорокина И. О. Классификация форм интегрированных объединений // Финансы и кредит. — 2009. — N 42. — С. 46–52
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцэкгиз, 1962.
- Blaug M. Invisible Hand // New Palgrave Dictionary of Economics / S. Durlaf, L. Blume, eds. 2nd ed. London: Palgrave Macmillan, 2008.
- Kolko Gabriel. The Triumph of Conservatism: A Reinterpretation of American History, 1900–1916. N. Y.: The Free Press, 1963. 344 p.
- McCloskey D. Bourgeois Virtues: Ethics for an Age of Commerce. Chicago: University of Chicago Press, 2006. P. 456–458.