В статье рассмотрена правовая природа одной из наиболее опасных форм соглашений , которые заключаются между хозяйствующими субъектами, направленная на ограничение конкуренции в том или ином виде — картель . Рассмотрены факторы их отрицательного влияния на рыночную ситуацию в стране. Так же приведены методы борьбы с картелями и обозначены проблемы их раскрытия.
Ключевые слова: картель, монополизация, соглашения, рынок, конкуренция, антимонопольное право, согласованные действия.
The article examines the legal nature of one of the most dangerous forms of agreements that are concluded between economic entities, aimed at restricting competition in one form or another — the cartel. The factors of their negative impact on the market situation in the country are considered. Methods of fighting cartels are also given and problems of their disclosure are outlined.
Key words: cartel, monopolization, agreements, market, competition, antitrust law, concerted actions.
Движущей силой экономического развития рынка является конкуренция, которая позволяет в полном объеме реализовывать законные интересы потребителей и субъектов малого и среднего бизнеса. Действующее антимонопольное законодательство запрещает ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Современная рыночная экономика основана на принципах свободы договора и добросовестной конкуренции. Но она становится весьма уязвима в случае заключения конкурентами на товарном рынке соглашений, которые заключаются не в интересах потребителей и приводят к ограничению конкуренции, то есть к нарушению законодательства. В данной статье мы рассмотрим горизонтальные соглашения, именуемые картелями. Картели считаются самой опасной формой ограничения конкуренции. Таким образом, борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства в целом и с картелями в частности уделяется большое внимание.
Сговоры продавцов порождают проблему монополизации рынка. Монополизация представляет собой такую ситуацию на рынке, при которой один или несколько продавцов занимают доминирующее положение и с помощью согласованных действий или соглашений ограничивают конкуренцию. Статья 8 Конституции РФ говорит о том, что в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности [1]. Монополизация считается очень распространенным явлением в экономике стран, так как выгода от сговоров и соглашений очевидна. Опаснейшей формой монополии, как говорилось раннее, считается картель –соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами [2]. Вступая в картель, независимые предприятия образуют монополию, причем тайную, отказываются от индивидуального поведения и соперничества на рынке.
Опасность картелей видна при раскрытии факторов их отрицательного влияния на рыночную ситуацию, среди которых можно выделить:
– создание дополнительных барьеров, препятствующих входу на рынок новых фирм;
– затруднение рыночного саморегулирования и, соответственно, ограничение конкуренции;
– «замораживание» научно-технического прогресса, отсутствие мотивации к обновлению технической оснащенности производственных мощностей;
– нарушение интересов потребителей, вызванное искусственным завышением цен, снижением качества и ассортимента товара.
В качестве картелей могут оцениваться лишь соглашения субъектов, обладающих автономией воли, реальной коммерческой, финансовой и организационной независимостью. Нельзя, например, рассматривать как сговор отношения между материнской и дочерними компаниями, которые она полностью контролирует. Такой точки зрения придерживается А. А. Филимонов, который считает, что участниками картельных соглашений могут выступать лишь имущественно, организационно и юридически самостоятельные хозяйствующие субъекты [3].
Ситуация на рынке в нашей стране показывает, что экономика России предрасположена к картелизации. Это обуславливается сложившимися тенденциями на российском рынке слияний и поглощений, большим объемом государственных и муниципальных закупок и существующим механизмом организации и проведения торгов, и конечно, отсутствием эффективной системы противодействия картелям. Как отметил И. Ю. Артемьев: «Картельные сговоры — это главная болезнь российской экономики. Я даже не могу назвать тот рынок, где бы их не было» [4].
Говорить о картеле как сугубо отрицательном явлении некорректно. Картельные сговоры способны обеспечить эффект масштаба производства, то есть возрастание отдачи от используемых ресурсов. Одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара [5]. В некоторых странах даже допускается создание картелей определенных видов, которые способствуют защите национальных интересов на международных рынках. Но, безусловно, примеров злоупотребления положением на рынке со стороны компаний, вступающих в картельный сговор, значительно больше, чем положительной практики от картеля, что требует комплексных правовых и экономических мер по борьбе с этим феноменом, реализуемых в рамках политики по защите и развитию конкуренции.
По данным ФАС России, в 2019 году было возбуждено 944 дела об антиконкурентных соглашениях и запрещенных согласованных действиях хозяйствующих субъектов, из них 424 дела о картелях, преимущественно — сговоры на торгах (320), а также принято 810 решений о нарушении антимонопольного законодательства [6]. Исходя из данной статистики делаем вывод, что создание картелей считается самой распространенной формой нарушения антимонопольного законодательства. Необходимо обратить внимание, что 75 % возбужденных в 2019 году ФАС дел о картелях являются сговоры на торгах. Картели на торгах видоизменились, они стали более масштабными, организованными и зачастую имеют все признаки организованных преступных групп. Именно им ФАС уделяет особое внимание. Данные статистики не в полной мере отражают те процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и государственных закупок. Картели стали одной из угроз экономической безопасности государства, их «срок жизни» увеличился в среднем до 2–3 лет, и если раньше количество аукционов, охватываемых деятельностью одного картеля, исчислялось единицами и в редких случаях десятками, то сейчас «нормой» стали десятки и сотни аукционов, поглощаемых одним картелем. В 2018 году начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев подчеркнул, что государственный бюджет мог бы экономить 20 %, если бы не было картельных сговоров на торгах [7]. Противодействие картелей на торгах было поставлено одной из главных задач ФАС России в 2019 году, в связи с тем, что выявляются картели, влияющие на экономику всей страны, на целые отрасли, а также существенно деформируют и искажают конкуренцию в системе государственных закупок.
Существует огромная необходимость межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами в целях привлечения участников масштабных картелей, представляющих серьезную опасность для экономики и конкуренции, к уголовной ответственности. «По большому счету, потерпевшему должно быть все равно как были отняты у него деньги: вор вытащил из кармана кошелек или сговорившиеся торговцы неправомерно подняли цены. Разница лишь в способе изъятия денег, а результат один», — отметил Андрей Тенишев. С целью совершенствования взаимодействия между надзорными, контролирующими и правоохранительными органами российское правительство утвердило межведомственную программу мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019–2023 гг. Необходимость принятия такой программы обоснована экономическими расчетами, согласно которым ущерб от деятельности картелей составляет 1,5–2 % российского ВВП.
Цель программы — обеспечить экономическую безопасность страны, защитить конкуренцию, выявлять и пресекать монополистическую деятельность российских и иностранных компаний, органов власти, а также государственных внебюджетных фондов и физлиц, включая индивидуальных предпринимателей. Перечень мероприятий программы предусматривает: мониторинг законодательства на наличие в нем положений, ограничивающих конкуренцию и способствующих скрытой монополизации экономики; поправки в антимонопольное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и КоАП для своевременного выявления и пресечения картелей; усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Основной причиной, затрудняющей работу антимонопольных органов по пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, является то, что, как правило, они не оформляются в письменном виде, осуществляются тайно, скрыто от третьих лиц.
Учитывая значительные общественные потери от картелей и высокие издержки борьбы с ними, поиск инструментов, позволяющих повысить эффективность данного направления антимонопольного регулирования, представляет собой весьма актуальную проблему.
Методы борьбы с образованием картелей и их устранения, можно разделить на две группы:
- Угроза применения санкций — высокие административные штрафы и уголовная ответственность;
- Стимулирование раскрытия картельных сговоров — освобождение от ответственности в случае добровольного раскрытия картельного сговора, вознаграждение третьим лицам за информацию о его существовании [8].
При нарушении российского антимонопольного законодательства приоритет в применение меры ответственности остается за штрафными взысканиями. В 2020 году возбуждено уже порядка 50 уголовных дел о картелях.
Вторая группа методов упреждения образования картелей и их устранения предполагает стимулирование раскрытия картельных сговоров благодаря возможности получить полное или частичное освобождение от ответственности или предложению вознаграждения третьим лицам за информацию о наличии такого сговора. В России участник картеля, первым сообщивший о нем в антимонопольный орган и добровольно отказавшийся от участия в сговоре, полностью освобождается от ответственности.
Анализируя ряд основных проблем, мы приходим к выводу, что наиболее значимым фактором, препятствующим эффективному выявлению и пресечению антимонопольными органами ограничивающих конкуренцию картелей, можно признать несовершенство законодательной базы антимонопольного регулирования, наличие пробелов и коллизий в нормативно-правовой регламентации различных правореализующих процедур. Таким образом, необходима разработка правовых механизмов с целью повышения эффективности применения мер государственного принуждения к участникам картельных соглашений.
То есть можем сказать, что на сегодняшний день картельные соглашения уже признаны одной из угроз экономической безопасности страны и включены в стратегию экономической безопасности, вслед за этим необходимо предпринять ряд мер по обновлению антимонопольного законодательства, ответственность за картельные соглашения необходимо адаптировать под быстро развивающиеся отношения между хозяйствующими субъектами, а также прививать в обществе нетерпимость к картельным соглашениям. Государству необходимо контролировать концентрацию капитала путем отслеживания процессов поглощения и слияния компаний, а также осуществлять контроль над уже сформированными монополиями.
Таким образом, картельный сговор выступает фактором, снижающим действие конкурентных сил, затрудняющим эффективное функционирование рыночных субъектов. В связи с этим требуется дальнейшая проработка методологии доказывания картелей и регламентации антиконкурентной деятельности. Но необходимо учитывать, что не существует единого рецепта для применения антикартельного законодательства.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
3. Филимонов А. А., Щерба Т. Э. 2018. Как идентифицировать картель: классификация картелей, основные признаки, примеры дел. — СПС КонсультантПлюс.
4. Егорова М. А. Гражданско-правовые последствия нарушений антимонопольного законодательства (монография). — «Юстицинформ», 2020 // URL: https://garant.ru/ (дата обращения: 24.04.2020).
5. Артемьев, И. Ю. На расширенном заседании коллегии ФАС / И. Ю. Артемьев. — Текст: электронный // ФАС РФ: [сайт]. — URL: http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_31795.html (дата обращения: 08.11.2020).
6. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в сети Интернет. — Текст: электронный // ФАС РФ: [сайт]. — URL: https://fas.gov.ru/news/29669 (дата обращения: 08.11.2020).
7. Интервью с Андреем Тенишевым. Картели: итоги работы ФАС России за 2017 год и планы на 2018 год, 06 марта 2018. — Текст: электронный // ФАС РФ: [сайт]. — URL: https://fas.gov.ru/news/29669 (дата обращения: 08.11.2020).
8. Экономическая безопасность: Учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.]. Под общ. ред. Л. П. Гончаренко, Ф. В. Акулинина. М.: Юрайт, 2018. 478 с
9. https://cyberleninka.ru/article/n/kartelnyy-sgovor-i-metody-borby-s-nim???history=23&pfid=1&sample=24&ref=0
10. https://www.moluch.ru/archive/209/51217/
11. https://moluch.ru/archive/315/71925/