Противодействие картелям. Проблемы в борьбе с ними | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 21.06.2020

Статья просмотрена: 924 раза

Библиографическое описание:

Вахмянина, Е. В. Противодействие картелям. Проблемы в борьбе с ними / Е. В. Вахмянина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 233-236. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71925/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современный этап государственной политики в сфере защиты конкуренции характеризуется необходимостью перехода из охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, формирующие про конкурентную правовую, а также институциональную среду в ведущих отраслях экономики России.

Конкуренция является основой развития экономики и рыночных отношений, поскольку обеспечивает доступ для многих производителей и продавцов. Это можно назвать своеобразной «борьбой» за потребителя, то есть покупатель получает возможность выбора из множества предложений продавцов и производителей, в результате хозяйствующие субъекты (конкуренты) стремятся удовлетворить спрос на различные группы товаров (работ, услуг).

Отсутствие конкуренции приводит к завышению цен на определенные товары, таким образом, возникает дисбаланс между спросом и предложением товара, ухудшению его качества при сохранении цены, установлению необоснованно высоких либо низких цен [9, c.77].

Можно сделать вывод о том, что для гарантирования экономической безопасности национального хозяйства, необходимо регулировать экономические процессы со стороны государства, которые могут обеспечить нормальное функционирование рыночной экономики.

Итак, в любом государстве на различной стадии развития экономики законодательство о конкуренции является необходимым условием для развития рыночных механизмов регулирования экономики и соперничество хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Результаты, которые получены в ходе данного исследования, могут помочь в разработке перспективного развития товарного рынка, учитывая влияния многочисленных факторов и угроз. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных угроз экономики в целом.

Итак, для совершенствования системных мероприятий по развитию конкурентной среды наиболее важным является — создание обучающих программ по антимонопольному регулированию и конкурентному праву.

Действующее антимонопольное законодательство устанавливает запрет на неправомерные действия по недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В настоящее время рыночная экономика уязвима перед соглашениями, заключенными конкурентами на товарном рынке, их реализация осуществляется не в интересах потребителей и приводят к ограничению конкуренции.

Картели признаются наиболее опасной формой ограничения конкуренции, наносимый ущерб в результате такого сговора на рынке достаточно велик, в первую очередь и для потребителя. Борьба с нарушениями антимонопольного законодательства, в частности с картелями, является наиболее приоритетным направлением и в тоже время достаточно сложным при реализации антимонопольного регулирования.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в современных условиях картели способствуют повышенному ценообразованию на 10–15 % [4, c. 145], по оценкам некоторых исследователей, влияние картелей на цены значительно выше статистических данных. К примеру, исследователь картелей в Соединенных штатах Америки, профессор Дж. М. Коннор считает, что завышение цен национальными картелями в среднем составляет 18,8 %, транснациональными — 23 %, а для международных показатель достиг 31 % [3, c.3]. Данная проблема также является очень острой и для нашей страны.

Ущерб от деятельности всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и так далее) с учетом их латентности может достигать до 1,5–2,5 % ВВП России [6].

Несмотря на все преимущества для участников антиконкурентных соглашений, картели оказывают негативное влияние на единое экономическое пространство, социальную стабильность, кроме того, снижают эффективность формирования доходов и расходов государственного бюджета и функционирования товарных рынков.

Данные статистики не в полной мере отражают процессы, происходящие в сфере картельных соглашений экономики и государственных закупок. Ежегодный ущерб только от сговоров на торгах, проводимых по федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2013 г., составляет несколько сотен миллиардов рублей.

Картели начали меняться качественно: «срок жизни» картеля увеличился в среднем до 2–3 лет, и если раньше количество аукционов, охватываемых деятельностью одного картеля, исчислялось единицами и в редких случаях десятками, то сейчас «нормой» стали десятки и сотни аукционов, поглощаемых одним картелем [8, c.76].

В стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года упоминается о необходимости предотвращения картельных сговоров как одной из основных задач по реализации направления планирования в сфере экономики, а также усиление борьбы с картелями как основное направление деятельности по развитию конкуренции.

В 2019 году ФАС России возбуждено 944 дела об антиконкурентных соглашениях и запрещенных согласованных действиях хозяйствующих субъектов, из них 424 дела о картелях, преимущественно — сговоры на торгах (320), а также принято 810 решений о нарушении антимонопольного законодательства. Значительную часть среди них занимают соглашения с участием органов государственной власти и местного самоуправления. Так, в 2019 году антимонопольными органами возбуждено 320 дел по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, а также принято 292 решения по факту заключения соглашений с органами власти [7].

Во многом из-за скрытого характера картельные соглашения отличаются сложностью в их расследовании. Вследствие этого антимонопольные органы нередко сталкиваются с недостатками доказательственной базы, что связано с отсутствием необходимых полномочий и механизмов их реализации. Одним из способов выявления картелей является проведение внеплановых выездных проверок с целью соблюдения антимонопольного законодательства. В настоящее время эффективное расследование картельных соглашений существенно ограничено некоторыми недостатками правового регулирования процедуры проведения проверки. Представители ведомства заявляют, что такое расследование затруднительно, так как проверяемые лица ко времени проверки успевают уничтожить информацию о наличии соглашения, кроме того, активно препятствуют проведению проверок посредством предоставления недостоверных сведений о своей деятельности, введение в заблуждение.

Стоит отметить, что деятельность антимонопольного органа в России осуществляется на основе профилактической функции по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, в частности публикации информации о том, в каких сферах экономики есть подозрения на наличие картелей, чтобы компании могли привести свою деятельность в порядок.

Обнаружение картелей требует от антимонопольных органов привлечения значительного количества затрат, а именно: временных, организационных и материальных ресурсов. В большинстве же случаев антимонопольные органы зарубежных стран используют этот инструмент только в случае, когда существует высокая вероятность уничтожения доказательств. Поэтому они предпочитают ограничиваться «лояльными» инструментами, например, запросами о представлении информации о рынке, тем самым вынуждая компании самостоятельно оценивать собственное поведение, и таким образом давая возможность обратиться с заявлением об освобождении от ответственности (leniency application). Антимонопольные ведомства Германии, Мексики, Бразилии, Японии Европейская комиссия получили больше заявлений об освобождении от ответственности, чем ведомства России. В целом прослеживается обратная зависимость между количеством проведенных проверок и числом поданных заявлений об освобождении от ответственности.

Картельный сговор носит как письменный, так и устный характер. Чтобы доказать устный картельный сговор необходимо выполнить большой объем работы, но в некоторых случаях это просто не представляется возможным. Принимая во внимание значительные общественные потери от картелей, а также высокие издержки при борьбе с ними, поиск инструментов, позволяющих повысить эффективность данного направления антимонопольного регулирования, представляет собой весьма актуальную проблему.

В России антимонопольная служба используют совокупность косвенных доказательств, которые доказывают наличие картеля. В своих решениях суды чётко указали, что при доказывании картеля ФАС может использовать любые доказательства, полученные законным путем [2].

Закон «О защите конкуренции» не регламентирует, конкретные документы и сведения, которые могут свидетельствовать о наличии картельного сговора на товарном рынке. Антимонопольные органы зачастую не считают необходимым получать прямые доказательства картеля и обходятся косвенными доказательствами, совокупность которых свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения. Это объясняется тем, что под соглашением, согласно пункту 18 статьи 4 закона № 135-ФЗ, понимается не только договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, но и договоренность в устной форме.

В настоящее время сформирована единообразная правоприменительная практика и законодательная база, заметно повысились раскрываемость дел и качество доказательственной базы. Президиум ФАС утвердил в 2016 году разъяснение «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах». В разъяснениях определяются особенности выявления и доказывания недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах [2]. Настоящий документ был создан для повышения результативности расследования при нарушениях антимонопольного законодательства на товарных рынках, что, несомненно, принесет положительные результаты.

Одним из относительно новых механизмов контроля внутри антиконкурентных соглашений в арсенале антимонопольных органов является разработка аналитической информационной системы «АнтиКартель», позволяющей в режиме онлайн выявлять признаки антиконкурентных соглашений на торгах и формировать доказательственную базу, подтверждающую заключение и реализацию соответствующего сговора, с использованием как открытых, так и закрытых источников информации. В настоящее первый модуль указанной системы уже внедрен в работу антимонопольной службы [5].

Необходимо отметить, что антимонопольная служба плодотворно сотрудничает с зарубежными коллегами в области недобросовестной конкуренции. ФАС России входит в рабочие группы по картелям Международной конкурентной сети (МКС), а также взаимодействует с организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и многими другими. Вместе с тем, большинством конкурентных ведомств был накоплен значительный опыт по борьбе с этими нарушениями, который требует изучения. Для совершенствования правовых методов и механизмов по борьбе с картелями необходимо проанализировать и отразить в соответствующих Рекомендациях практику конкурентных ведомств, а также опыт деятельности участников картелей.

Антимонопольные органы Российской Федерации не обладают полномочиями оперативно-розыскного характера, в отличие от зарубежных антимонопольных органов, которые наделены правом по самостоятельному осуществлению оперативно-розыскных действий. Так, Управление по добросовестной торговле (OFT) Британии в случае подозрений в злоупотреблении доминирующим положением или заключении антиконкурентного соглашения имеет право запрашивать необходимую для расследования информацию и документы, а также проводить проверки хозяйствующих субъектов без судебного постановления. Судебная санкция необходима в случае, когда при осуществлении проверки лицо препятствует доступу к запрашиваемой информации либо если необходимо провести внеплановую проверку. При ведении расследования картелей Управление по добросовестной торговле Британии вправе вести наружное наблюдение в различных системах коммуникаций. Законодательством Соединенных Штатов Америки предусмотрено получение судебного решения для проверки как в производственных зданиях и помещениях, так и в жилых помещениях и личных вещах сотрудников проверяемой организации в случае обоснованных подозрений о наличии доказательств правонарушения. В любом случае, вмешательство в форме обыска требует судебного решения, в котором должна содержаться оценка целесообразности его проведения.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что система механизма правового воздействия на картельные сговоры в настоящее время достаточно эффективна, постоянно совершенствуется. В свою очередь, отсутствие у антимонопольных органов Российской Федерации оперативно-розыскных полномочий выражается в невозможности принудительного изъятия информации и документов, проведения обыска, прослушивания информационно-телекоммуникационных сетей, самостоятельного приостановления деятельности предприятий, подозреваемых в нарушении антимонопольного законодательства. Таким образом, необходима разработка правового механизма воздействия, позволяющего сократить препятствия функционированию хозяйствующих субъектов при пресечении ограничения конкуренции. Для решения данного вопроса необходимо внести соответствующие изменения в законодательство об оперативно-розыскной деятельности, в части уполномочивания антимонопольных органов при расследовании картелей осуществлять запросы об осуществлении такой деятельности и получения от нее результатов. Кроме того, для эффективного расследования картелей необходимо предоставить антимонопольному органу свободный доступ к сведениям, связанным с деятельностью предприятий, в том числе различных коммуникационных сетей, а также персональных данных и банковской тайны.

Анализируя ряд основных проблем можно сделать вывод о том, что наиболее значимым фактором, препятствующим эффективному выявлению и пресечению антимонопольными органами ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей), можно признать несовершенство законодательной базы антимонопольного регулирования, наличие пробелов и коллизий в нормативно-правовой регламентации различных правореализующих процедур. Таким образом, необходима разработка правовых механизмов с целью повышения эффективности применения мер государственного принуждения к участникам картельных соглашений (хозяйствующим субъектам). Хотелось бы отметить, что в настоящее время приоритетным направлением экономической политики является и будет являться стимулирование конкуренции, как ключевой фактор модернизации экономики России. Конкуренция нуждается в защите от частных монополий, а также от монополистических притязаний со стороны самого государства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434. — Текст: непосредственный.
  2. Разъяснение N 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3) // Федеральная антимонопольная служба РФ: [сайт]. URL: https://fas.gov.ru/documents/562597. — Текст: электронный.
  3. Хамуков, М. А. Развитие инструментария антикартельного управления в российской промышленности: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Хамуков Мухамед Анатольевич; Московский государственный университет. — Москва, 2018. — 150 с. — Текст: непосредственный.
  4. Войниканис, Е. А. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции, 2-е изд. / А. Ю. Иванов, А. Ю. Цариковский, Е. В. Семенова; Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. — 311 с. — ISBN: 978–5–7598–1750–5. — Текст: непосредственный.
  5. Интернет-интервью с А. П. Тенишевым: «О действующих механизмах защиты от картельных и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, в том числе изменении действующего антимонопольного законодательства и усилении уголовной и административной ответственности» / КонсультантПлюс URL: https://www.delta-i.ru/internet_news/1949 — Дата публикации: 29 января 2020 (дата обращения 21.05.2020). — Текст: электронный.
  6. ФАС России: уголовные дела и штрафы участников картелей в Хакасии не останавливают) // Федеральная антимонопольная служба РФ: официальный сайт.- Москва. — URL: https://fas.gov.ru/publications/20861 (дата обращения 13.05.2020). — Текст: электронный.
  7. ФАС: В 2019 году выросло количество выявленных картелей // Федеральная антимонопольная служба РФ: официальный сайт.- Москва. — URL: https://fas.gov.ru/news/29669 (дата обращения 14.05.2020). — Текст: электронный.
  8. Дикая, А. С. Картели и их влияние на экономическую безопасность страны / А. С. Дикая. // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 75–78. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51217/ (дата обращения: 13.05.2020). — Текст: электронный. с. 76
  9. Рассказова, А. К., Антимонопольное законодательство // Молодой ученый. — 2018. — № 23(209). — 75–78 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольное законодательство, картель, антимонопольное регулирование, соглашение, антимонопольная служба, доказательственная база, орган, Российская Федерация, рынок, товарный рынок.


Задать вопрос