Изменение разграничения компетенции органов прокуратуры Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного комплекса как способ повышения эффективности надзорной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 14.09.2022

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, П. Н. Изменение разграничения компетенции органов прокуратуры Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного комплекса как способ повышения эффективности надзорной деятельности / П. Н. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 92-93. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94887/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор предлагает изменить действующее разграничение компетенции территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в сфере оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: военная прокуратура, государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс.

Сегодня, в условиях напряженности на мировой арене и сложной геополитической обстановки, когда боеготовность армии является гарантом сохранения суверенитета государства, нарушения законов в сфере оборонно-промышленного комплекса продолжают рассматриваться руководителями органов прокуратуры всех уровней как одна из угроз безопасности Российской Федерации [1].

Важнейшей задачей надзорной деятельности на данном направлении считается обеспечение законности при исполнении контрактов и договоров, заключенных в рамках выполнения государственного оборонного заказа.

Необходимо отметить, что при надзоре за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса по возможности происходит активное взаимодействие территориальных и военных прокуратур в виде проведения совместных проверок, совещаний на предприятиях, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа, круглых столов с контрольными (надзорными) органами.

В направляемых в территориальные и военные прокуратуры вышестоящими прокуратурами заданиях, поручениях зачастую прямо акцентируется внимание на подобном сотрудничестве и содействии.

Вместе с тем, порой из-за недостаточной эффективности проводимых военной прокуратурой надзорных мероприятий, неотражения в докладных записках по итогам их проведения ответов на все поставленные вопросы, первоначально ненадлежащим образом исполненные поручения и задания, связанные с проверкой объектов, относящихся исключительно к компетенции военных прокуратур, Генеральной прокуратурой Российской Федерации направляются для исполнения в территориальные прокуратуры, которые сталкиваются с огромным множеством проблем: начиная от секретности проверяемых объектов (а допуск к государственной тайне не всегда есть у надзирающего в сфере ОПК прокурорского работника) и осуществления специального порядка пропуска на них, заканчивая невозможностью связаться и привлечь к проведению проверки военные представительства или военные органы контроля (надзора), получить необходимую документацию у головных исполнителей государственных контрактов по государственному оборонному заказу, государственным заказчиком по которым выступает Министерство обороны Российской Федерации.

Кроме того, в связи с несовпадением дислокации военных прокуратур, военных объектов и воинских формирований с административно-территориальным делением нашего государства, возникает необходимость проведения отдельных надзорных мероприятий на территории, на которую не распространяются полномочия конкретной военной прокуратуры, или надзорных мероприятий в отношении отдельных лиц, которые в соответствии с действующим разграничением компетенции военной прокуратуре не поднадзорны (а это большинство коммерческих организаций — исполнителей и соисполнителей в цепочке ГОЗ). Из чего возникают не поддающиеся логическому объяснению ситуации, когда военная прокуратура, контролирующая процесс поставок по государственному контракту, направляет подобные поручения в соответствующую территориальную прокуратуру, пусть даже на территории этого же муниципального образования имеется и военная прокуратура.

То есть зачастую имея фактическую возможность поручить проверку иной военной прокуратуре, расположенной на территории соответствующего муниципального образования, у военных прокуроров отсутствуют правовые основания для принятия такого решения. На территориальные прокуратуры при этом накладывается дополнительная нагрузка, что, в свою очередь, приводит к снижению эффективности надзорной деятельности по иным «общенадзорным» направлениям.

Возвращаясь к и так весьма низкой эффективности надзорной деятельности военных прокуратур в сфере оборонно-промышленного комплекса возникает закономерный вопрос: зачем вообще нужны военные прокуратуры, если надзорное сопровождение контрактов в рамках государственного оборонного заказа, государственным заказчиком по которым выступает Министерство обороны Российской Федерации, по факту осуществляют территориальные и иные специализированные прокуратуры. При чем, несмотря на все обозначенные сложности, осуществляют его весьма успешно.

Основным негативным последствием такой «вынужденной» подмены военных прокуратур территориальными и иными специализированными прокуратурами является снижение эффективности надзорной деятельности и статистических показателей последних в иных, отличных от оборонно-промышленного комплекса, сферах. При чем, если для прокуратур, надзирающих за особо режимными объектами это не так существенно, то в территориальных прокуратурах, особенно под конец отчетных периодов, каждая «общенадзорная» цифра, как говорится, «на вес золота».

В связи с чем, видится необходимым изменение существующего разграничения компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур путем внесения соответствующих дополнений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 (в редакции от 27.04.2022) [2].

Предлагается перераспределить установленную компетенцию по надзору в сфере оборонно-промышленного комплекса и закрепить за органами военной прокуратуры надзорные полномочия в цепочке кооперации по государственному оборонному заказу, где государственным заказчиком выступает Минобороны России, а контроль исполнения договоров в рамках государственного оборонного заказа с другими государственными заказчиками закрепить за прокуратурами по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

По мнению автора, внесение указанных изменений позволит искоренить практику «перекладывании» непосредственных обязанностей военной прокуратуры на иные звенья системы органов прокуратуры, а также будет способствовать повышению эффективности надзорной деятельности на одном из ключевых направлений работы военных прокуратур и, соответственно, увеличению цифровых статистических показателей органов военно-надзорного ведомства.

Литература:

  1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2018 № 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» // «Законность». — 2019. — № 1.
  2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.09.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): военная прокуратура, оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ, надзорная деятельность, прокуратура, Российская Федерация, военный, государственный заказчик, действующее разграничение компетенции, снижение эффективности.


Похожие статьи

Российская Федерация, деятельность прокуратуры, принцип...

государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор РФ, исполнение, исполнение законодательства, орган прокуратуры...

Кузнецов Павел Николаевич — Информация об авторе

Изменение разграничения компетенции органов прокуратуры Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного

Рубрика: Юриспруденция. Страницы: Библиографическое описание: Кузнецов, П. Н. Изменение разграничения компетенции органов прокуратуры...

Проблемы ценообрзования на продукцию ОПК в рамках ГОЗ

Ключевые слова : государственный заказчик, государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, ценообразование.

— развитие производства ОПК отходит на второй план перед обеспечением эффективности государственных расходов.

Особенности банковского сопровождения государственного...

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, опорный банк, государственный оборонный заказ. В рамках оборонно-промышленного комплекса обеспечивается выполнение государственной программы вооружения и государственного оборонного...

Анализ административной ответственности в рамках реализации...

 Развитие оборонно-промышленного комплекса — приоритетная задача отечественной экономики на

Основными проблемами в сфере реализации государственного оборонного заказа

С 14.07.2019 в КоАП РФ начали действовать новшества, направленные на усиление...

Оборонно-промышленный комплекс РФ, его структура...

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)-это часть военной экономики, включающая предприятия, научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, занимающиеся разработкой, испытанием, производством, ремонтом и утилизацией военной продукции...

Тенденции финансового контроля выполнения государственного...

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, государственный контракт, военная безопасность государства. В настоящее время государственный оборонный заказ является механизмом претворения в жизнь государственной стратегии развития оборонного...

Правовое регулирование контрактов при реализации...

Кроме того, директивность государственного оборонного заказа для отдельных категорий

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №

Вопросы и ответы эксперта. Государственный оборонный заказ — что важно знать?

Обеспечение законности и укрепление обороны страны как вид...

Надзорная деятельность органов военной прокуратуры относится к одному из приоритетных направлений, поскольку ее осуществление

Статья готовится к публикации. обеспечение законности, укрепление обороны, военная прокуратура, надзорная деятельность.

Похожие статьи

Российская Федерация, деятельность прокуратуры, принцип...

государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор РФ, исполнение, исполнение законодательства, орган прокуратуры...

Кузнецов Павел Николаевич — Информация об авторе

Изменение разграничения компетенции органов прокуратуры Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного

Рубрика: Юриспруденция. Страницы: Библиографическое описание: Кузнецов, П. Н. Изменение разграничения компетенции органов прокуратуры...

Проблемы ценообрзования на продукцию ОПК в рамках ГОЗ

Ключевые слова : государственный заказчик, государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, ценообразование.

— развитие производства ОПК отходит на второй план перед обеспечением эффективности государственных расходов.

Особенности банковского сопровождения государственного...

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, опорный банк, государственный оборонный заказ. В рамках оборонно-промышленного комплекса обеспечивается выполнение государственной программы вооружения и государственного оборонного...

Анализ административной ответственности в рамках реализации...

 Развитие оборонно-промышленного комплекса — приоритетная задача отечественной экономики на

Основными проблемами в сфере реализации государственного оборонного заказа

С 14.07.2019 в КоАП РФ начали действовать новшества, направленные на усиление...

Оборонно-промышленный комплекс РФ, его структура...

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК)-это часть военной экономики, включающая предприятия, научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, занимающиеся разработкой, испытанием, производством, ремонтом и утилизацией военной продукции...

Тенденции финансового контроля выполнения государственного...

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, государственный контракт, военная безопасность государства. В настоящее время государственный оборонный заказ является механизмом претворения в жизнь государственной стратегии развития оборонного...

Правовое регулирование контрактов при реализации...

Кроме того, директивность государственного оборонного заказа для отдельных категорий

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №

Вопросы и ответы эксперта. Государственный оборонный заказ — что важно знать?

Обеспечение законности и укрепление обороны страны как вид...

Надзорная деятельность органов военной прокуратуры относится к одному из приоритетных направлений, поскольку ее осуществление

Статья готовится к публикации. обеспечение законности, укрепление обороны, военная прокуратура, надзорная деятельность.

Задать вопрос