Конституционные гарантии социального обеспечения детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 30.08.2022

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Гущина, Е. Н. Конституционные гарантии социального обеспечения детей / Е. Н. Гущина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 104-108. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94653/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье исследуются требования к социальному обеспечению детей (несовершеннолетних граждан). Важнейшая гарантия их социальных прав — признание России социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституционная гарантия социального обеспечения для воспитания детей предполагает предоставление необходимых благ родителям, осуществляющим заботу о детях. В целях повышения благосостояния детей и качества их жизни необходимо повышение оплаты труда лиц с семейными обязанностями, хотя в Российской Конституции недостаточно урегулированы вопросы развития экономики и гражданского общества, это не является непреодолимым препятствием для поступательного развития правового обеспечения необходимых социальных гарантий каждому российскому ребенку.

Ключевые слова: ребенок, дети, несовершеннолетние, Конституция Российской Федерации, социальное государство, международные стандарты, социальное обеспечение, обеспечение по возрасту, обеспечение для воспитания детей.

Новая исторически преемственная Россия, констатирует С. В. Чиркин, — это демократическое федеративное правовое и социальное государство, главные черты которого — верховенство права, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека, закрепленные в Конституции. [1, ст. 1]

Т. Я. Хабриева обращает внимание на актуальность идеи о необходимости углубления конституализации законодательства. А это вряд ли возможно без уяснения в отраслевых правовых науках сути конституционных требований. В настоящей статье речь идет о требованиях, предъявляемых к социальному обеспечению детей. О детях здесь говорится в понимании Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. [3, ст.1] и Семейного кодекса РФ, согласно которому ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (ч.1 ст.54). [5, ст. 54]

Положения ст.39 Конституции РФ, гарантирующей социальное обеспечение, нельзя рассматривать в отрыве от ее ст.7, согласно которой Россия является социальным государством, политика которой направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1). Среди основных направлений названы: обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. [1, ст. 39]

Суть социального государства состоит в создании условий для реализации социальных прав, приведении фактического положения челове . ка в соответствие с его формально провозглашенными правами. Из Постановления Конституцион . ного Суда РФ о т 16 декабря 1997 г. № 20-П следует: цели политики РФ как социального государства предопределяют его обязанности заботиться о благополучии своих граждан, а основное содержание социального обеспечения заключается в предоставлении в рамках социального обеспечения средств к существованию не когда-либо в будущем, а в то время, когда они необходимы, поскольку их отсутствие грозит самой жизни человека. [12, С. 3–5]

В юридической литературе нередко говорится, что Россию считать социальным государством пока нельзя. Так, по мнению Ю. А. Дмитриева неудовлетворенное фактическое состояние деятельности государства во всех областях социальных отношений не позволяет говорить, что социальное государство в России существует. С. . М. Шахрай, участвовавший в подготовке текста российской Конституции, отмечает, что она была написана как ориентир, модель будущего.

Как отмечает С. . И. Кобзева, путь к признанию прав ребенка, одной из величайших общечеловеческих ценностей, был долог и труден. В 1959 г. ООН провозгласила Декларацию прав ребенка, определив в ней основные принципы защиты детей и предусмотрев, в частности, что ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения, ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие, на надлежащие питание, жилище, развлечение и медицинское обслуживание. Ребенок при всех обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. [2, С.1–3]

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, ратифицированную СССР и являющуюся международным стандартом, на который равняются все цивилизованные государства. Согласно ст.6 Конвенции государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и обеспечивают в максимально возможной степени его выживание и здоровое развитие. [3, ст. 6]

Очевидно, что названные выше требования международных документов имеют для социального обеспечения важнейшее значение. Однако ни в Конституции, ни в отраслевом российском законодательстве они в полной мере не отражены. Нет в российских нормативно-правовых актах также механизма, позволяющего гражданам настаивать на реализации приведенных выше международных норм. Представляется, что отсутствие указанных положений в Конституции и (или) в иных федеральных законах ущемляет интересы семей с детьми и самих детей, уводит в тень международно-правовые обязательства государства и снижает его ответственность за их выполнение.

Конституция РФ (ч.1 ст. 39) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Перечень таких случаев (именуемых социальными рисками) является открытым и предполагает возможность его дополнения законодателем. Так, вполне очевидно, что поддержка и защита материнства (ст.7 и 38 Конституции) включает и социальное обеспечение при материнстве. К социальным рискам в настоящее время закон относит также приобретение статуса безработного, вынужденное переселение и др.

В Конституции не раскрываются даже названные в ней основания социального обеспечения. Она делегирует их конкретизацию законодателю, прямо предусматривая, например, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2 ст.39). Законодатель устанавливает условия предоставления этих денежных выплат, что требует и определения соответствующих понятий. [1, ст. 39]

Поскольку социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, нельзя относить эти гарантии только ко взрослым людям. Претендовать на социальное обеспечение вправе и каждый ребенок. Это прямо вытекает из ч.2 ст.17 Конституции о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Среди оснований социального обеспечения Конституция первым называет возраст. Многие специалисты полагают, что этот социальный риск связан с реальной либо презюмируемой утратой трудоспособности в силу возрастных особенностей стареющего организма, что речь идет не о еще и уже нетрудоспособных лицах, т. е. о детях и стариках, а лишь о последних. Между тем буквальное понимание этого социального риска, как нам кажется, не дает никаких оснований исключать детей из субъектов конституционного права на социальное обеспечение именно в силу их возраста. В России при достаточной бедности населения наиболее бедными являются семьи с детьми. Так, по данным на 2020 г. более 82 % всех бедных составляют семь . и с детьми, сообщил председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.

Согласно Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ч.1 ст.26); признаются право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ч.1 ст.27). Как известно, в 90-х годах прошлого века была предпринята попытка предоставить весомое ежемесячное федеральное пособие на каждого российского ребенка, однако затем установление такого пособия было поставлено в зависимость от дохода семьи и перешло к полномочиям региональных законодателей. [3, ст. 26–27]

Инвалидность, одно из называемых в Конституции оснований социального обеспечения, долгое время трактовалась в СССР как определенная степень утраты трудоспособности. Поэтому дети как лица, еще не приобретшие трудоспособность и, соответственно, не могущие ее утратить, инвалидами не признавались. Лишь с изданием приказа Минздрава СССР от 14 декабря 1979 г. № 1265 в нашей стране официально появился термин «дети-инвалиды», относящийся к детям с ограниченными возможностями, не достигшими 16-летнего возраста. В настоящее время дети в возрасте до 18 лет не только могут быть признаны детьми-инвалидами, но в значительной мере приравнены по благам социального обеспечения ко взрослым инвалидам. Особыми правами также наделяются родители этих детей и заменяющие их лица. Распространение конституционных гарантий социального обеспечения детей-инвалидов сомнений ни у кого не вызывает.

Наряду с возрастом и инвалидностью в качестве основания социального обеспечения Конституция называет потерю кормильца. В данной ситуации социальное обеспечение может выражаться в пенсионном обеспечении его взрослых иждивенцев, если они заняты уходом за детьми, не достигшими 14-летнего возраста, и не работают. То есть законодатель признает социально оправданным семейный уход за такими детьми, гарантируя осуществляюще . му ему лицу компенсацию утраченного им дохода кормильца.

Каждому человеку Конституция гарантирует социальное обеспечение и для воспитания детей. Поскольку речь идет о каждом человеке (каждый, кто имеет детей и их воспитывает), закономерно полагать, что на социальное обеспечение могут претендовать все такие лица, а соответствующие гарантии должны конкретизироваться в отраслевом законодательстве. Трудно понять о чьих потребностях здесь идет речь: о потребностях родителей (заменяющих их лиц) или о оказании помощи лично ребенку. [1, ст. 39]

Что касается детей-сирот то здесь государство действительно берет на себя безусловную заботу о тех детях которые не имеют семью или лишены родительского попечения. Дети-сироты (в том числе социальные) находятся на полном государственном обеспечении. Между тем, как пишет О. Синякина, адская интернатная система переламывает жизни детей в труху... В последние годы предпринимаются активные усилия по устройству таких детей в опекунские и приемные семьи, т. е. в среду наиболее благоприятную для их развития и воспитания. При этом зачастую речь идет не об интересах детей, а об экономии государственных расходов на их содержание. Так, в 2017 г. было отменено 5746 решений о передаче ребенка на воспитание в семью. Поэтому прежде всего нужно принимать во внимание интересы детей, а не стремление региональных властей отрапортовать о сокращении детских домов. [13, С. 3–6]

Что в большей степени должно определять материальное благополучие несовершеннолетних граждан — социальная поддержка государства или заработная плата родителей? Раньше семья представляла собой хозяйственную единицу, которая нуждалась в постоянном притоке свежей рабочей силы, а также в воспроизводстве населения. Дети с самого раннего детства вовлекались в общественно полезную деятельность для оказания помощи всем членам семьи. Можно было наблюдать распределение выполняемых жизненно важных функций в семье. На смену семьи как главной производительно . й единицы пришло крупное промышленное производство. В виду произошедших исторических изменений большие семья превратились в нуклеарные, происходил процесс урбанизации. А массовое перемещение людей в города предопределило высокую материальную зависимость наемных работников от условий найма их работодателями и прежде всего от уровня заработной платы.

Необходимо отметить, что рост числа наемных рабочих и капиталистического производства повлекло за собой развитие социального страхования в отношении этих рабочих, а также их семей. Но при этом, речь шла, прежде всего, о мужчинах-работниках, которые на тот период времени являлись главными кормильцами в семье. Это мы можем увидеть в международных актах, которые регламентировали стандарты социального обеспечения. (Конвенции МОТ № 102 1952 г. и № 128 1965 г.) В случае если мужчина-рабочий заболевал, имел инвалидность, то именно он получал социальные и пенсионные выплаты, которые позволяли обеспечивать семью, в которой были неработающая жена и двое детей. Заработная плата мужчины должна была покрывать расходы не только его самого, но и небольшой семьи: муж, жена и двое нетрудоспособных детей. Социальное страхование предназначалось не только для самого рабочего, но и для его иждивенцев. Позже в общественно полезный труд начали вовлекаться женщины и дети и роль мужчины в материальном обеспечении семьи несколько снизилась. [9, С. 184–185]

В настоящее же время и в недалеком обозримом будущем в семье одной из гарантий материального обеспечения детей является зарплата родителей. Согласно ст. 2 Трудового Кодекса РФ каждому работнику должно обеспечиваться право на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, которая позволяет обеспечить не только самого, но и свою семью с детьми. Заработная плата должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. [6, ст. 6] Но на практике мы можем увидеть, что многие семьи вынуждены экономить на питании, одежде, не каждый год ездить в отпуск, в виду нехватки денег. Приведем пример: доход семьи — инженеров челябинского завода составляет около 50 тысяч рублей. В семье есть помимо мужа и жена двое несовершеннолетних, нетрудоспособных детей. Заработная плата родителей не позволяет накопить деньги на отпуск. На обучение сына-школьника с его репетитором уходит около 10 тысяч рублей в месяц, часть денег тратится на содержание дочери в частном детском саду, так как в обычном детском саду мест нет. Приходится экономить на еде и одежде, покупать продукты по минимальной це . не. Получается, принцип правового регулирования трудовых отношений не выполняется в действительности. А это ведь типичная семья, в которой высококвалифицированные и востребованные работники. В семье всего двое детей, но при этом материальное положение семьи находится на достаточном печальном уровне. [3, С. 7]

Принцип правового регулирования трудовых отношений не соответствует международному требованию, указанному в Конвенции МОТ № 131. В данном международном акте указывается, что при определении минимального размера оплаты труда необходимо учитывать потребности трудящихся, принимать во всеобщее внимание общий уровень заработной платы в рассматриваемом нами государстве, стоимость жизни в стране, социальные выплаты, пособия. В данной Конвенции предусмотрена защита от необоснованно низкой зарплаты, учитываются такие факторы при определении МРОТ, как экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. [4, ст. 2–3] Несмотря на то, что Российская Федерация не ратифицировала данный международный акт, это еще не означает, что не должны приниматься во внимание ее основные положения. Каждому рабочему должна обеспечиваться справедливая заработная плата, позволяющая обеспечить семью хотя бы с двумя детьми. В ч. 3 ст. 37 Конституции РФ указано, что каждый человек получает материальное вознаграждение за труд в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. [1, ст. 37] Но из-за отсутствия достаточных средств к существованию человек вынужден идти на дополнительную работу, не отдыхать в свободное время, что ведет к деградации личности, национальной экономики. Соответственно, при отсутствии у значительного числа российских рабочих возможности полноценно покрывать расходы своей семьи с несовершеннолетними, нетрудоспособными детьми, возникает вопрос, насколько обоснованно Конституция РФ и отраслевое законодательство возлагают основную ответственность за заботу о детях, включая их содержание, на родителей.

Таким образом, заработная плата родителей является одной из основных конституционных гарантий социального обеспечения детей, имеет прямое отношение к уровня благосостоянии как самих работников, так и их членов семьи, нетрудоспособных детей. Эта проблема отражается на экономическом развитии страны. Невысокая оплата труда влечет за собой невысокие страховые выплаты. Исходя из конституционных предписаний, государство должно требовать от работодателя оплаты труда, достаточной для содержания детей, что бы каждому ребенку без исключения предоставлялось социальное обеспечение, что бы все дети могли удовлетворить свои насущные потребности.

Анализ конституционных норм и отраслевого законодательства не дает ответа на вопросы, каково оптимальное соотношение ответственности за удовлетворение материальных потребностей детей между обществом и семьей и от кого в итоге должно зависеть их надлежащее содержание и воспитание. Может ли воспроизводство населения происходить стихийно — и будут выживать наиболее жизнеспособные дети? Конституция также не дает ответа на вопрос: за счет каких источников наиболее оптимально осуществлять социальное обеспечение детей: заработная плата родителей, фонды социальные страхования или может благотворительность? В итоге межотраслевые, статусные проблемы прав человека «провисают», а дети остаются крайними. [7, С. 68–74]

Следующий важный вопрос, подлежащий рассмотрению, определения соответствия уровня реального социального обеспечения детей конституционным предписаниям. Полагающиеся блага, социальные выплаты, пособия должны соотноситься с материальны . ми средствами, которые нужны для удовлетворения жизненно важных потребностей лиц, которым они гарантируются. В статье 39 Конституции РФ сказано, что каждому человеку в случае болезни, инвалидности, по возрасту и в иных случаях, предусмотренным законом, гарантируется социальное обеспечение. Социальная политика нашей страны должна быть направлена на своевременную и не ниже установленного законом выплату пенсий, пособий по безработице, социальных пособий, в целом социального обеспечения. В Конституции же не указывается, какого размера социальные выплаты должны быть для детей предусмотрены. В данном законе, обладающем высшей юридической силой, отсутствует положение о том, что различные виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Данное положение не указано в Конституции РФ, что, в свою очередь, негативно сказывается на сфере социального обеспечения граждан страны, в том числе и нетрудоспособных детей. [8, С. 14–16]

К тому же, уровень социального обеспечения детей в нашей стране не высок. Бывший Уполномоченный по правам человека России В. П. Лукин в докладе за 2004 год назвал одну из основных проблем, актуальных и в современное время, которая порождает массовое нарушение прав детей, это проблема нищеты. Все больше увеличивается количество детей, которые не могут себе позволить получение достойного высококачественного образования, ежегодные путешествия, полноценный отдых. Родители вынуждены тратить очень много времени, энергии, ресурсов для того, что их оплата труда могла покрыть растущие расходы на удовлетворение жизненно необходимых потребностей детей. Многие дети-инвалиды не могут получить денежные выплаты на лечение, а здоровые дети начинаются заниматься бродяжничеством, преступной деятельностью, наркобизнесом и прочими негативными явлениями в современном обществе. Для решения данной проблемы по мнению автора необходимо не просто прописывать на бумаге конституционные гарантии, а создавать и совершенствовать реальные социальные механизмы, позволяющие, обеспечивающие их защиты, развивать законодательство в данной области. [10, С. 2]

Не подлежит никаким сомнениям, что уровень и качество социального обеспечения напрямую зависят от величины ВВП, собираемых налогов и иных доходов государства и общества. Ю. А. Дмитриев пишет о том, что в России сложилась удивительная ситуация: рыночная экономика (ст. 8, 9, 34–36 Конституции) и социальное государство существуют независимо друг от друга, в то время как это должно быть единое целое, связанное гибкой системой налогообложения. Для того, чтобы решить данную проблему по мнению автора нужно добавить в Конституцию РФ отдельную главу «Гражданское общество», которая объединит указанные выше категории. К тому же, создание и постоянного развития гражданского общества могло бы выступать более надежной, стабильной и эффективной конституционной гарантией социального обеспечения детей в виду того, что внутренние его ресурсы направлялись на покрытие определенных потребностей несовершеннолетних граждан. А родители в настоящее время предпочитают сами решать данные проблемы [11, С. 4–7].

Россия на данный момент располагает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы стать подлинно социальным государством, в котором прописанные в законе конституционные гарантии социального обеспечения детей будут соответствовать реальному уровню и качеству средств, которые удовлетворяют все необходимые потребности несовершеннолетних граждан. Очевидная слабость Конституции состоит в недостаточном урегулировании вопросов развития экономики и гражданского общества, что сказывается и на социальной проблематике. Но отсутствие нужных положений в законе РФ, обладающим наивысшей юридической силой, еще не является препятствием для эффективного социально-экономического развития страны и полноценной реализации конституционных гарантий социального обеспечения детей [7, С. 68–74].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ, от 30.12.2018. № 7 ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020.
  2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) // Международная защита прав и свобод человека М., Юр.лит-ра,1990
  3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник Международных договоров СССР, М., 1993 г., Выпуск XLVI
  4. Конвенция N 131 Международной организации труда «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (Принята в г. Женеве 22.06.1970 на 54-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957–1990.- Т. II. Женева, Международное бюро труда.-М., 1991
  5. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // «Российская газета» от 27 января 1996 г. N 17, Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года) // Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. N 256, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3, в «Парламентской газете» от 5 января 2002 г. N 2–5
  7. Азарова Е. Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права, 2015, № 2.
  8. Гусева Т. С. К вопросу о необходимости государственных стандартов в области социального обеспечения // социальное и пенсионное право. 2007. № 1.
  9. Роик В. Д. Экономика, финансы и право социального обеспечения. Институты и страховые механизмы / Валентин Роик. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 257 с.
  10. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год//Российская газета. 2005. 31 мая.
  11. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий / Под ред. Ю. А. Дмитриева.-М.,2009
  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» / Текст документа сверен по: «Вестник Конституционного суда Российской Федерации» № 2, 1998 год
  13. Официальный сайт [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20201019/semi-1580456514.html //.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, ребенок, социальное государство, социальное обеспечение детей, Конституция РФ, россия, семья, воспитание детей, заработная плата родителей, Конституция.


Похожие статьи

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей...

Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, ребенок, дошкольное образование, Конституция РФ

Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе о них (ст. 38 Конституции РФ)...

Конституция Российской Федерации как основной...

В ч.2 ст. 7 Конституции РФ конкретизируется направления социальной политики РФ: «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и...

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

Ключевые слова: пособие, ежемесячные денежные выплаты, социальное обеспечение, уход за детьми, меры государственной поддержки, Российская Федерация. Забота о материнстве и детстве имеет важное социальное значение в любом цивилизованном государстве.

Особенности правового регулирования конституционных основ...

Правовое регулирование социального сиротства в РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерациясоциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное...

Анализ законодательства о социальной защите детей...

Российской Конституцией (часть 1 статьи 39) гарантируется социальное обеспечение по достижению 80 лет, при болезнях и инвалидности, в случае потерь кормильцев, в целях воспитания детей и при безработице. Список социальных рисков открыт и предусматривает...

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей...

Социальная политика РФ в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ, которая в ст. 38 указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства [1]. Важным институтом общества является семья...

Защита Конституционным Судом РФ права на социальное...

 Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, социальное обеспечение. В настоящее время принято большое количество законов и подзаконных актов, регламентирующих сферу социального обеспечения, но граждане часто сталкиваются с нарушением прав и...

Анализ конституционно-правовых основ института социальной...

Дать определение институту права социального обеспечения в форме научной категории права на социальное обеспечение предприняла попытку З. Д. Виноградова: «Право на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление...

Государственная политика в области социальной защиты семей...

В России социальная защита семей с детьми всегда была и остается государственным

Все это требует глобального пересмотра методов и форм социальной защиты семей с детьми.

Российской Конституцией (часть 1 статьи 39) гарантируется социальное обеспечение по...

Похожие статьи

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей...

Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, ребенок, дошкольное образование, Конституция РФ

Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе о них (ст. 38 Конституции РФ)...

Конституция Российской Федерации как основной...

В ч.2 ст. 7 Конституции РФ конкретизируется направления социальной политики РФ: «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и...

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

Ключевые слова: пособие, ежемесячные денежные выплаты, социальное обеспечение, уход за детьми, меры государственной поддержки, Российская Федерация. Забота о материнстве и детстве имеет важное социальное значение в любом цивилизованном государстве.

Особенности правового регулирования конституционных основ...

Правовое регулирование социального сиротства в РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерациясоциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное...

Анализ законодательства о социальной защите детей...

Российской Конституцией (часть 1 статьи 39) гарантируется социальное обеспечение по достижению 80 лет, при болезнях и инвалидности, в случае потерь кормильцев, в целях воспитания детей и при безработице. Список социальных рисков открыт и предусматривает...

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей...

Социальная политика РФ в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ, которая в ст. 38 указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства [1]. Важным институтом общества является семья...

Защита Конституционным Судом РФ права на социальное...

 Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, социальное обеспечение. В настоящее время принято большое количество законов и подзаконных актов, регламентирующих сферу социального обеспечения, но граждане часто сталкиваются с нарушением прав и...

Анализ конституционно-правовых основ института социальной...

Дать определение институту права социального обеспечения в форме научной категории права на социальное обеспечение предприняла попытку З. Д. Виноградова: «Право на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление...

Государственная политика в области социальной защиты семей...

В России социальная защита семей с детьми всегда была и остается государственным

Все это требует глобального пересмотра методов и форм социальной защиты семей с детьми.

Российской Конституцией (часть 1 статьи 39) гарантируется социальное обеспечение по...

Задать вопрос