Особенности правового регулирования конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Особенности правового регулирования конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации

В статье сформулированы конституционные основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, представлена их классификация, а также рассматриваются точки зрения различных ученых-правоведов о природе социальных прав.
Поделиться в социальных сетях
130 просмотров
Библиографическое описание

Мишунина, А. А. Особенности правового регулирования конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации / А. А. Мишунина, Д. А. Абцилабагандова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71581/ (дата обращения: 03.08.2021).



В статье сформулированы конституционные основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, представлена их классификация, а также рассматриваются точки зрения различных ученых-правоведов о природе социальных прав.

Ключевые слова: социальные права, конституционное право, основные права человека и гражданина, конституционные основы.

Конституционные основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации непосредственно декларирует Конституция Российской Федерации.

  1. Одним из важнейших социальных прав является право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь.

Бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Анализируя данную статью, необходимо отметить, что для ее реализации не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, развивается частная система здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [1].

Большинство ученых-правоведов относят данное социальное право к одним из важнейших, с чем, собственно, невозможно не согласиться. Например, Терещенко Н. Д. отмечает: «право на охрану здоровья и медицинскую помощь — одно из основных конституционных социальных прав человека и гражданина, общепризнанное в документах ООН, в мировом цивилизованном сообществе, специально выделенное Конституцией Российской Федерации (ст. 41)» [9].

В свою очередь, Холодова Т. Ю. подчеркивает: «конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено за каждым человеком в Российской Федерации, и ему корреспондируется обязанность государства признавать, соблюдать и защищать это право человека как высшую ценность, способствовать его осуществлению» [10].

Безусловно, право на охрану здоровья и медицинскую помощь являются наиболее социально значимыми правами, поскольку здоровье — одно из основных ценностей человека, и именно от него зависит положение российского народа, защита и сохранение которого, в свою очередь, оценивается Президентом РФ как одна из важнейших задач для нашей страны.

Если уровень здравоохранения государства не соответствует требованиям международного стандарта, не соответствует требованиям его населения, то оно не может считаться социальным. Охрана здоровья своих граждан, обеспечение совершенной системы функционирования системы здравоохранения являются основными задачами для любого социального государства в мире.

Поэтому «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ.

  1. Право на труд признается за каждым человеком (ч.3 ст. 37 Конституции РФ).

Труд играет важную роль в формировании и развитии человека, поскольку является естественной потребностью физически трудоспособного человека к обеспечению достойного уровня своей жизни.

Конституция Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 37, провозглашает труд свободным. Свобода труда, в первую очередь, означает, что человек имеет право на наличие и осуществление трудовой деятельности, либо же на ее отсутствие. Также человек волен сам выбирать род профессиональной деятельности, распоряжаться своими способностями к труду.

Важным является право на справедливое вознаграждение за труд, раскрывающее сущность конституционных прав в сфере труда. Согласно ст. 4 «Европейской социальной хартии», право работников на вознаграждение за труд необходим обеспечивать им и их семьям достойный уровень жизни, стимулировать повышенный размер оплаты труда за сверхурочную работу и равную оплату за труд равной ценности [2].

Часть 2 статьи 37 Конституции РФ декларирует труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, который с 01 января 2020 года составляет 12 130 рублей в месяц [6].

Одной из главной составляющей права на труд, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является право на защиту от безработицы, содержащееся в ст. 2 Трудового Кодекса РФ, в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и в Законе «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработица представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором расширения бедности населения, и соответственно, значимой проблемой для страны. Отсюда, главной задачей политики государства должно являться поддержание полной занятости населения, являющейся основой жизнедеятельности и благосостояния населения, и стимулирующей благополучное состояние экономики страны за счет продуктивного использования рабочей силы.

Право на отдых закреплено в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, а также в Трудовом Кодексе РФ, социальная составляющая которого связана с обязанностью государства создать благоприятные условия для реализации права на отдых.

Право на отдых, наряду с другими социальными правами, имеет высокую социальную значимость, в связи с чем решение пробелов и противоречий данных вопросов является одной из основных задач законодателя в данной сфере.

Цель всех этих прав, являющимися принципами правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений, состоит в создании благоприятных условий труда, в сохранении рабочего места и заработной платы во время отдыха, в защите его от произвола работодателя и в создании уверенности в завтрашнем дне.

3. Конституционное право на государственную защиту материнства, детства и семьи закреплено в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.

Семья как социальный институт является основой будущего страны и человечества, благополучие которого зависит от подрастающего поколения. Именно поэтому главной задачей не только мирового сообщества, но и отдельных государств, является правовая защита прав семьи и детей, их обеспечение.

Для реализации прав, поддержки семей, испытывающих трудности в реализации прав в области защиты материнства, детства и семьи, государство принимает различные, в то числе материальные меры: повышение уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитие системы дошкольных учреждений, предоставление льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.

Семейная политика должна быть направлена на улучшение благосостояния и функционирования семьи, на ее сохранение и укрепление, на поддержку, а также на обеспечение семейных прав граждан. Важными аспектами являются материальное благополучие, охрана здоровья, получение образования, безопасность и другие.

4. Право на социальное обеспечение, как и другие социальные права, занимает особое место в системе основных конституционных прав человека и гражданина. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение, по мнению Аристова Е. В., это: «участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию» [8].

Терещенко Н. Д. считает, что: «под правом на социальное обеспечение следует понимать гарантированную государством и признанную международным сообществом возможность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, в тех случаях, когда у него по объективным причинам отсутствует заработок или трудовой доход» [9].

Материальными видами социального обеспечения являются государственные пенсии и социальные пособия, натуральными — социальное обслуживание, которое представляет собой социальные услуги, оказывающие гражданам на дому или в учреждениях социального обслуживания (детские дома, дома-интернаты и т. д.).

Конституционное право на социальное обеспечение создает ориентиры для проведения социальной политики государства, основываясь на принципах справедливости и социальной солидарности.

5. Статья 40 Конституции РФ устанавливает поощрение жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для признания данного права за всеми гражданами РФ.

Согласно ст. 17 Конституции РФ, право на жилище принадлежит каждому от рождения. Отсюда, проявляется принцип неотчуждаемости, суть которого в недопустимости изъятия и ограничения жилища государством кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ. Даже в случае введения в стране чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ) право на жилище не подлежит ограничению.

Из содержания положений Конституции РФ можно выделить основные правомочия данного права: конституционно-правовая стабильность владения и пользования жилым помещением, его благоустроенность, обязанность публичной власти создавать необходимые условия для жилищного строительства, допустимость льготного жилищного обеспечения отдельных категорий граждан по установленным нормам.

Реализация данного права признана одной из важных и ключевых социальных задач государства, поскольку право человека на жилье является одним из основательных прав на достойную и развивающуюся жизнь.

6. Право на благоприятную окружающую среду сегодня является социальной ценностью, без которого невозможно нормальное существование населения и государства в целом. Данное право закреплено в статье 42 Конституции РФ, закрепляя права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением. Также на основании ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, не причиняя ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц.

Реализация экологических прав базируется не только в Конституции Российской Федерации, но и Федеральном законе от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указах Президента РФ и других нормативно-правовых актах.

7. Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый человек имеет право на образование, которое, в свою очередь, относится к неотчуждаемым правам и свободам человека и принадлежит ему от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

Также ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ст. 114 закрепляет полномочия Правительства РФ по обеспечению в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

Основным законом, регулирующим сферу образовательных отношений, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Данный закон, как и Конституция РФ, определяет основной принцип правового регулирования — обеспечение каждому права на образование. Одними из главных задач являются недопустимость в сфере образования дискриминации, определение основных направлений развития российского образования.

Право на образование, по своей природе, является уникальным правом, отличающим его от других социальных прав. Право на образование тесно связано, в первую очередь, с правом на труд, поскольку именно образование дает человеку возможность широкого выбора рода деятельности и профессии. А также еще одной существенной особенностью является возможность образованного человека полностью реализовать право на доступ к культурным ценностям, пользоваться различными видами творчества: научным, литературным, художественным и т. д.

Право на образование — общественно значимое благо, уникальное социальное право, способствующее интеллектуальному, духовно-нравственному, творческому и профессиональному развитию человека, создающее условия для полноценной жизни человека и общества в целом.

Таким образом, благодаря социальным правам, их широкой классификации, человек, гражданин Российской Федерации гарантирует себе минимум необходимых ценностей цивилизованного общества, способствующих его свободному развитию. Социальные права гарантируют защиту и поддержку со стороны государства, дают уверенность в завтрашнем дне.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996).
  3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 27.12.2019 N 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
  7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации».
  8. Аристов Е. В. Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. — Москва, 2012. — 186 с.
  9. Терещенко, Н. Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. — Москва, 2004. — 194 c.
  10. Холодова, Т. Ю. Конституционно-правовое обеспечение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. — Москва, 2006. — 155 с.

основные термины

генерируются автоматически
социальные права, конституционное право, основные права человека и гражданина, конституционные основы
Похожие статьи
Моисеев Никита Дмитриевич
Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации
Юриспруденция
2019
Алёшина Ирина Владимировна
Конституция Российской Федерации как основной нормативно-правовой акт социального государства
Юриспруденция
2017
Саженова Екатерина Юрьевна
Анализ конституционно-правовых основ института социальной защиты населения в Российской Федерации
Юриспруденция
2013
Костюков Артём Алексеевич
О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению
Юриспруденция
2016
Коситов Александр Валерьевич
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
Юриспруденция
2018
Лухтенкова Яна Сергеевна
Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации
Юриспруденция
2018
Маранов Андрей Александрович
Некоторые правовые аспекты организации управления в области труда и социальной защиты населения
Юриспруденция
2016
Богданова Елена Николаевна
Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы
Юриспруденция
2019
Маркина Алена Юрьевна
Конституционно-правовые аспекты социального сиротства в России на современном этапе
Юриспруденция
2016
публикация
№24 (314) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Моисеев Никита Дмитриевич
Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации
Юриспруденция
2019
Алёшина Ирина Владимировна
Конституция Российской Федерации как основной нормативно-правовой акт социального государства
Юриспруденция
2017
Саженова Екатерина Юрьевна
Анализ конституционно-правовых основ института социальной защиты населения в Российской Федерации
Юриспруденция
2013
Костюков Артём Алексеевич
О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению
Юриспруденция
2016
Коситов Александр Валерьевич
Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления
Юриспруденция
2018
Лухтенкова Яна Сергеевна
Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации
Юриспруденция
2018
Маранов Андрей Александрович
Некоторые правовые аспекты организации управления в области труда и социальной защиты населения
Юриспруденция
2016
Богданова Елена Николаевна
Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы
Юриспруденция
2019
Маркина Алена Юрьевна
Конституционно-правовые аспекты социального сиротства в России на современном этапе
Юриспруденция
2016