Защита Конституционным Судом РФ права на социальное обеспечение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 04.02.2021

Статья просмотрена: 3292 раза

Библиографическое описание:

Попов, А. С. Защита Конституционным Судом РФ права на социальное обеспечение / А. С. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 248-254. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78402/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, социальное обеспечение.

В настоящее время принято большое количество законов и подзаконных актов, регламентирующих сферу социального обеспечения, но граждане часто сталкиваются с нарушением прав и законных интересов, обнаруживая проблемы не только правоприменительного, но и правотворческого характера. Конституционный Суд РФ, занимая особое положение в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, в такой ситуации имеет возможность влиять на приведение нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией РФ, изменять практику применения норм; оказывая помощь законодателю в проведении качественного законодательного регулирования, органам исполнительней и судебной власти — в успешной реализации их полномочий, гражданам — в свободном осуществлении прав и защите их законных интересов.

Как гласит ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [5] социальное обеспечение включает в себя социальное страхование. На основании ст. 39 Конституции РФ [4] каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом.

В научной литературе имеются разные взгляды на соотношение социального обеспечения с другими понятиями в социальной сфере, например, социальной защитой. Исходя из всех положений ст. 39 Конституции РФ одни ученые делают вывод, что социальное обеспечение — наиболее общая форма и включает в себя все остальные [18]. Кандидаты философских наук И. Г. Тарент и С. А. Юдников, к примеру, утверждают, что «социальное обеспечение» — предшественник (вышедший из советских времен) более современного понятия «социальная защита» [19]. Другие авторы, например, Ж. И. Вербицкая [2] обоснованно замечают, что социальная защита охватывает все меры и направления, связанные с реализацией прав и свобод граждан (защита от преступных посягательств, организация занятости, защита от политического преследования, обеспечение прожиточного минимума и т. д.), то есть это понятие шире, чем социальное обеспечение, последнее же (если еще и учесть прямое указание в п. «ж» ст. 72 Конституции РФ) — одна из форм защиты — система предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов и поддержания полноценного социального статуса в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, закрепленных законодательно. В качестве социальных рисков выступают: экономические риски (например, безработица), физиологические (рождение, беременность и роды, старость, временная и стойкая утрата трудоспособности, смерть), производственные (трудовые увечья, профессиональные заболевания), демографические (неполная семья, многодетность, сиротство и т. п.)).

В настоящее время согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. На федеральном и региональном уровнях принято большое количество законов и подзаконных актов, регламентирующих сферу социального обеспечения.

Однако, как показывает судебная практика, граждане очень часто сталкиваются с нарушением прав и законных интересов. При этом обнаруживаются проблемы не только правоприменительного, но и правотворческого характера.

Конституционный Суд РФ занимает особое положение в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, так как имеет возможность влиять на приведение нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией РФ и, соответственно, изменять практику применения норм. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ [9] Конституционный Суд РФ наделен для этого полномочиями.

Прежде всего, для рассматриваемого вопроса особо важную роль играет то, что Конституционный Суд РФ проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. В соответствии со ст. 100 главы XII Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ по итогам рассмотрения жалобы Суд может принять решение о признании нормативного акта или договора, либо отдельных их положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ; также о признании актов или положений соответствующими в данном Конституционным Судом РФ истолковании. Признание акта или его положений не соответствующими Конституции РФ влечет их отмену, а также отмену актов или положений, основанных на признанных неконституционными (это правило распространяется и на случаи признания акта, договора, отдельных их положений соответствующими Конституции РФ в данном Судом истолковании).

Как показывает статистика, которая отражается на официальном сайте Конституционного Суда РФ, на практике часто оспаривается конституционность регламентации вопросов социальной защиты (социальное обеспечение отдельно не выделено в статистическом учете Суда, но, исходя из других имеющихся категорий (право на судебную защиту, политические права, здравоохранение и т. д.) в данных статистики Суда, в данном случае подразумевается именно социальное обеспечение). Так, в 2016 г. из 3701 обращений по вопросам конституционного статуса личности 945 (25,5 %) касались социальной защиты; в 2017 г. из 3734 обращений по вопросам конституционного статуса личности 945 (25,3 %) касались социальной защиты; в 2018 г. из 4487–980 (21,8 %); в 2019 г. из 4296–881 (20,5 %); за 11 месяцев 2020 года из 3551 обращения по вопросам конституционного статуса личности 748 (21 %) обращений были отнесены к категории социальная защита [20].

Таким образом, несмотря на тенденцию к снижению количества обращений за 2016–2019 гг. показатели все же значительные, кроме того в 2020 году вновь наблюдается рост обращений по вопросам социальной защиты.

Как показывают научные исследования [6] в области оспаривания конституционности регламентации вопросов социальной защиты за последние годы субъектами (как индивидуальными, так и коллективными) обращений в суд по вопросам социального обеспечения зачастую выступают: пенсионеры (Постановление КС РФ от 19.11.2015 № 29-П), в том числе получающие пенсию на особых условиях в связи с особенностями правового статуса, например, проходящие службу в органах внутренних дел (Постановление КС РФ от 18.06.2018 № 24-П), ветераны войны и труда (Постановление КС РФ от 06.02.2014 № 2-П), граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате чернобыльской катастрофы (Постановление КС РФ от 08.02.2018 № 7-П), инвалиды (Постановление КС РФ от 26.02.2018 № 10-П); безработные (Постановление КС РФ от 11.10.2016 № 19-П) и др.

Оспариваются как положения законов, так и подзаконных актов (в том числе сразу нескольких), как федеральных, так и принятые на уровне субъектов РФ. В их числе положения, регламентирующие вопросы начисления пенсий и доплат к ним, страховых взносов, возможности снижения заработка при утрате профессиональной трудоспособности, компенсаций в возмещение вреда здоровью и т. д.

Так, например, при изучении практики принятых по таким обращениям граждан и их объединений решений Конституционного Суда РФ за последние три года, можно отметить следующее.

Исходя из Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2018 год от 21 марта 2019 [7] (подготовленного Секретариатом Суда по наиболее важным решениям, которые могут оказать воздействие на правоприменительную практику) за 2018 год Конституционный Суд РФ по жалобам граждан в области конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты, неоднократно (п. 25, 26, 30, 31 Обзора) принимал решения о том, что оспариваемые положения нормативных актов не соответствуют Конституции РФ.

Так, например, Постановлением от 16 марта 2018 года № 11-П Конституционный Суд РФ дал оценку положения ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Положение закона оспаривалось, так как на его основании решался вопрос об установлении членам семей умерших инвалидов-чернобыльцев, находившимся на их иждивении, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Суд признал положение не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно допускает различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие данной катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

Постановлением от 27 марта 2018 г. № 13-П Суд дал оценку конституционности п. 3 ст. 1 Закона Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края». Оспоренное положение служило основанием для решения вопроса о возможности предоставления материнского (семейного) капитала за счет средств субъекта РФ многодетной семье, в которой третий ребенок или последующие дети родились в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2015 г. Суд признал указанное нормативное положение не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно, исключая материнский (семейный) капитал из числа мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям Ставропольского края, не предусматривает какой-либо компенсаторный механизм, позволяющий смягчить неблагоприятные последствия отмены данной выплаты для тех семей, в которых третий ребенок или последующие дети родились в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года.

Постановлением от 14 ноября 2018 г. № 41-П Суд дал оценку конституционности ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Оспоренное положение служило основанием для решения вопроса об увольнении воспитателя дошкольной образовательной организации в связи с отсутствием у него среднего профессионального или высшего образования. Суд признал положение не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно используется в качестве единственного обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Постановлением от 19 декабря 2018 г. № 45-П Суд дал оценку ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ. На основании оспоренного положения решался вопрос о сохранении за уволенными в связи с ликвидацией организации работниками среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не более чем за два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о прекращении организации-работодателя право работника на реализацию указанной гарантии не возникло. Суд признал положение не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в силу отсутствия в действующем регулировании механизма, обеспечивающего предоставление указанной гарантии на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации, оно лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел на нее право после прекращения юридического лица. Также Суд указал до внесения в действующее законодательство соответствующих изменений предоставление уволенным работникам гарантии согласно оспоренному положению обеспечивается по выбору работодателя, либо за счет увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 178 ТК РФ, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

То есть Конституционный Суд РФ также может прояснить способ действий до принятия изменений в законодательство согласно принятому им решению.

В 2019 г., исходя из Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2019 год от 11 февраля 2020 [8], Конституционный Суд РФ также обнаружил в некоторых положениях федеральных законов несоответствие Конституции РФ (п. 22, 23 и др.).

Например, Постановлением от 22 марта 2019 года № 15-П Конституционный Суд дал оценку конституционности п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». На основании оспоренного положения решался вопрос о предоставлении подъемного пособия при переезде на новое место (к месту) службы в другой населенный пункт военнослужащим, назначенным без приостановления им военной службы на должности преподавателей, не являющиеся воинскими, в учебные военные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции в той мере, в какой оно служит основанием для отказа в предоставлении подъемного пособия в указанном случае.

Постановлением от 29 марта 2019 года № 16-П Суд дал оценку ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и ч. 15 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Оспоренные положения служили основанием для решения вопроса о предоставлении единовременного пособия, предусмотренного п. 1 ч. 12 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», тем проходившим военную службу и участвовавшим в мероприятиях по борьбе с терроризмом гражданам, которые получили единовременное пособие, установленное ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму». Суд признал спорные нормы не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к прохождению военной службы, единовременных пособий, предусмотренных указанными законоположениями.

В 2020 году вопросы социального обеспечения также не раз становились объектами особого изучения Суда. Например, исходя из постановления Конституционного Суда РФ от 22.04.2020 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданки И. К. Дашковой» [11] Суд признал оспариваемую норму, которая, действуя в нормативном единстве с иными положениями Федерального закона, служит основанием для решения вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, при том что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор), не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в силу неопределенности содержания, порождающей на практике неоднозначное ее истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, допускает различный подход к решению указанного вопроса. Как указал Суд, норма утрачивает силу с момента введения в действие нового правового регулирования.

Однако некоторые вопросы, волновавшие многих граждан, не только заявителей, остались без ответа, так как они оказались, по мнению Конституционного Суда РФ, вне его компетенции.

Так, перейдем к другим полномочиям Конституционного Суда РФ, особо значимым в сфере реализации права на социальное обеспечение. Согласно ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, а также п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ Конституционный Суд по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов РФ или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и т. д.

Например, исходя из определения Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2019 г. № 854-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений ст. 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [12] Суд решил, что, так как оспоренными положениями предусматривается поэтапное с 1 января 2019 года повышение возраста (на пять лет), по достижении которого назначаются государственные пенсии отдельным категориям граждан, страховые пенсии по старости и по случаю потери кормильца, а Конституция РФ не содержит прямого указания на пенсионный возраст и запрета на его изменение, законодатель правомочен повысить пенсионный возраст, если такое это обусловлено социально-экономическими, демографическими, медико-биологическими и др. объективными факторами; поэтому проверка оспариваемых норм с целью ответа на вопрос о возможности повышения пенсионного возраста фактически означала бы оценку социально-экономической обоснованности и целесообразности решений законодателя. В итоге Суд лишь выявил смысл оспариваемых положений закона, которым должны теперь руководствоваться правоприменители.

Также следует отметить еще одно полномочие — согласно п. «б» ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ Суд проверяет по запросам судов — конституционность нормативных актов, подлежащих применению в конкретном деле.

Например, Постановление от 19.02.2018 г. № 9-П [13] было принято по запросу Промышленного районного суда города Смоленска. Суд дал оценку конституционности ч. 5 ст. 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в РФ». На основании оспариваемых положений решался вопрос о праве на пенсионное обеспечение судьи, ставшего при осуществлении полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшего в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи. Суд признал положения не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данный механизм не гарантирует указанной категории лиц пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса.

Вообще в настоящее время, как и на протяжении последних 25 лет, наибольшее количество принятых Конституционным Судом РФ решений, как показывает статистика, относятся к проверке конституционности законов и иных нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов, остальные полномочия реализуются в гораздо меньшем объеме [16].

Изучая практику за последние годы, можно сделать вывод, что Конституционный Суд РФ, даже в случае признания тех или иных положений соответствующими Конституции РФ, часто разъясняет смысл положений, дает толкование непонятным для правоприменителей моментам, что позволяет, во-первых, создать единую правоприменительную практику, а, во-вторых, соответственно, повысить эффективность и обеспечить законность деятельности правоприменителей.

Так, например, в 2019 г. в определении Конституционного Суда РФ от 12.11.2019 г. № 2669-О «По жалобе гражданина Лазарева А. С. на нарушение его конституционных прав частями первой, второй и третьей статьи 153 Трудового кодекса РФ» [15] Суд, не обнаружив нарушения Конституции РФ, тем не менее, растолковал смысл оспариваемых положений (указав, что ч. 2 ст. 153 ТК РФ направлена на конкретизацию механизма предоставления соответствующих гарантий, сама по себе не препятствует работодателю использовать в локальном нормативном акте дифференцированный подход при определении порядка повышенной оплаты за работу в выходные дни для разных категорий работников, исходя из объективных различий в условиях и характере их деятельности, при условии соблюдения конституционных предписаний и т. д.).

В Определении от 6 июня 2019 года № 1504-О [10] Конституционный Суд выявил смысл положений части 5 статьи 36 Федерального закона «О Следственном комитете РФ».

Разъясняет Суд и смысл собственных постановлений. Так, например, из определения Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 252-О-Р «По ходатайству Министерства труда и социальной защиты РФ об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П» [14] Конституционный Суд обратился к отдельным положениям своего Постановления от 7 декабря 2017 г. № 38-П, выявившего конституционно-правовой смысл ряда положений ТК РФ, как не предполагающих включение в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом Суд указал, что из содержания данного Постановления прямо следует, что с момента его провозглашения при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) в него не могут включаться названные районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки. В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 г. в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности оспоренных положений, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок, и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения данного Постановления в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их выявленным конституционно-правовым смыслом, недопустим.

В своих решениях Суд часто указывает в своих решениях на тут или иную позицию, выраженную ранее в других решениях, на основании которой строятся его выводы уже в новом деле. Выраженные в определенной форме в решениях Конституционного Суда РФ мнения, суждения, умозаключения или выводы относительно конкретного дела, толкования конституционных норм, принципов, правовых идей и иных правовых конструкций, что, по сути, является составными частями решений и могут выражаться как в мотивировочной, так и в резолютивной части различных видов решений, называют правовыми позициями. Некоторые ученые определяет правовые позиции как систему выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения конкретных дел по определенным проблемам, имеющих общий характер и имеют юридическую силу решений [3, с. 59–62]. Но здесь стоит заметить, что императивность правовых позиций определяется тем, что общеобязательным является решение Конституционного Суда в целом, а не только его часть.

Как полагают исследователи [1, с. 2], изучающие практику Конституционного Суда РФ, при принятии решений по вопросам в сфере социального обеспечения суд учитывает не просто требования Конституции РФ, но и осуществляет толкование социальных прав через призму конституционных принципов (принципы справедливости, равенства, понимаемого как недопустимость установления дифференциации правого положения в рамках одной категории населения при предоставлении им социальных льгот и т. п. и др.), что позволяет добиться социальной защищенности населения путем исправления недостатков действующего социального законодательства. Как считают ученые [6, с. 257–260], вынесенные Конституционным Судом РФ решения и сформулированные в них правовые позиции, являются определенным вектором государственной политики в социальной сфере, гарантией реализации социальных прав человека.

В тоже время, стоит отметить такую проблему, как неисполнение решений Конституционного Суда РФ (даже, несмотря на закрепление в ст. 315 УК РФ уголовное ответственности за неисполнение), что делает бесполезной его работу. Как отмечается в научной литературе за 2020 год, решения зачастую исполняются ненадлежащим образом или не исполняются вовсе (в особенности представителями исполнительной ветви власти) в связи с чем, ежегодно в Европейский суд по правам человека поступает огромное количество жалоб от граждан Российской Федерации [17, с. 83–85]. Исходя из этого рекомендуется для государственных органов всех ветвей власти установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено; при неисполнении предусмотреть возможность принудительного разрешения, то есть создать институт конституционно-исполнительного производства.

В итоге, получается, что Конституционный Суд РФ, прежде всего, играет важную роль в защите права социального обеспечения по жалобам граждан, а также по запросам судов путем проверки соответствия отдельных положений нормативных правовых актов Конституции РФ. И даже в случае признания тех или иных положений соответствующими Конституции РФ, суд разъясняет смысл нормативных положений, дает толкование неясным для правоприменителей моментам, что позволяет, обеспечить законность деятельности правоприменителей и создать единую правоприменительную практику. В некоторых случаях Конституционный Суд РФ также может прояснить способ действий до принятия изменений в законодательство согласно принятому им решению и т. п. Разъясняет Суд и смысл собственных постановлений. Таким образом, в случае неукоснительного исполнения решений Конституционного Суда РФ деятельность Конституционного Суда РФ — гарантия реализации прав в сфере социального обеспечения.

Литература:

1 Варков, И. А. Роль Конституционного Суда РФ в защите социальных прав человека / И. А. Варков. — Текст: непосредственный [Электронный ресурс] / И. А. Варков // Молодой ученый, 2019. — С. 1–2. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/archive/327/15003/ (дата обращения: 12.12.2020).

2 Вербицкая, Ж. И. Государственное социальное обеспечение: определение содержания и объема понятия [Электронный ресурс] / Ж. И. Вербицкая // Инженерная экономика и управление в современных условиях, 2019. — С. 34–38. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42326858 (дата обращения: 11.12.2020).

3 Истомина, Е. А. Безработица: правовые позиции Конституционного Суда РФ [Текст] / Е. А. Истомина // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: право, 2017. — № 2. — Т. 17. — С. 59–62. — ISSN 1991–9778.

4 Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с измен., одобрен. в ходе общероссийск. голосования 01.07.2020. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

5 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

6 Новопавловская, Е. Е. Практика Конституционного Суда РФ как индикатор состояния российского законодательства в области социального обеспечения [Электронный ресурс] / Е. Е. Новопавловская // Научные труды. Российская академия юридических наук, 2019. — С. 257–260. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40630027 (дата обращения: 11.12.2020).

7 Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации: за 2018 год от 21 марта 2019. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

8 Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации: за 2019 год от 11 февраля 2020. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

9 О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ [ред. от 09.11.2020 г.]. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

10 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юсупова Ширвани Якубовича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 36 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2019 г. № 1504-О. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

11 По делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданки И. К. Дашковой: постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2020 г. № 20-П. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

12 По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений ст. 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий: определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2019 г. № 854-О. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

13 По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска: постановление Конституционного Суда РФ от 19.02.2018 г. № 9-П. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

14 По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П: определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 252-О-Р. — прикладная прогр. Гарант, 2020.

15 По жалобе гражданина Лазарева Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав частями первой, второй и третьей статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 12.11.2019 г. № 2669-О (дата обращения: 11.12.2020).

16 Постановления Конституционного Суда РФ за 1995–2019, 11 месяцев 2020. — Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Statisticses/Documents/Decisions_11_2020.pdf (дата обращения: 11.12.2020).

17 Салыева, Д. Д. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ [Текст] / Д. Д. Салыева // Современная наука и молодые ученые, 2020. — С. 83–85.

18 Снурницына, А. В. Право на социальное обеспечение в правовой системе современной России: конституционно-правовой аспект [Текст] / А. В. Снурницына // Вестник Международного юридического института, 2018. — № 3. — С. 176–783. — ISSN 2412–1762.

19 Тарент, И. Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / И. Г. Тарент. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. — 160 с.

20 Тематика обращений в Конституционный Суд Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Petition/Pages/Statistic.aspx (дата обращения: 11.12.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, социальное обеспечение, положение, Суд, Конституционный Суд, оспоренное положение, социальная защита, решение, субъект РФ.


Похожие статьи

Роль Конституционного Суда РФ в защите социальных прав...

Особенностью защиты социальных прав в судебном порядке Конституционным судом РФ является то, что при принятии решений суд руководствуется не только содержанием социальных прав, но и рассматривает закон сквозь призму конституционных принципов.

Правовой статус органов судебной власти в РФ | Статья в журнале...

 в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;  обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2...

Понятие и сущность конституционного судопроизводства...

Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в системе судопроизводства Российской Федерации, является органом конституционного контроля и независимо осуществляет свою власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд в судебной системе Российской...

Конституционный Суд Российской Федерации — это высший судебный орган

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою

Суд определяет его соответствие по форме и содержанию, по субъекту и процедуре принятия, по...

Самоограничение Конституционного Суда | Статья в журнале...

 Самоограничение Конституционного Суда Российской федерации выступает в роли границы, не позволяющей выйти Суду за пределы своих полномочий, ограничивая тем самым его деятельность, не удовлетворяющую требованиям законодательства.

Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов...

Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов по защите прав и свобод граждан можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле — это субъективное право конкретного индивида обращаться в органы конституционной юстиции с жалобой на...

Конституционно-правовые основы судебной власти...

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта РФ...

Анализ конституционно-правовых основ института социальной...

Вданной работе проведен анализ конституционно-правовых основ института социальной защиты населения в Российской Федерации. Ключевые слова: государство, Конституция Российской Федерации, общество, права и свободы человека...

Исполнение решений Конституционного Суда РФ

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, должностные лица, решения Конституционного Суда РФ. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ распространяется на всей территории РФ, требования решений обязательны для всех представительных...

Похожие статьи

Роль Конституционного Суда РФ в защите социальных прав...

Особенностью защиты социальных прав в судебном порядке Конституционным судом РФ является то, что при принятии решений суд руководствуется не только содержанием социальных прав, но и рассматривает закон сквозь призму конституционных принципов.

Правовой статус органов судебной власти в РФ | Статья в журнале...

 в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;  обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2...

Понятие и сущность конституционного судопроизводства...

Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в системе судопроизводства Российской Федерации, является органом конституционного контроля и независимо осуществляет свою власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд в судебной системе Российской...

Конституционный Суд Российской Федерации — это высший судебный орган

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою

Суд определяет его соответствие по форме и содержанию, по субъекту и процедуре принятия, по...

Самоограничение Конституционного Суда | Статья в журнале...

 Самоограничение Конституционного Суда Российской федерации выступает в роли границы, не позволяющей выйти Суду за пределы своих полномочий, ограничивая тем самым его деятельность, не удовлетворяющую требованиям законодательства.

Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов...

Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов по защите прав и свобод граждан можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле — это субъективное право конкретного индивида обращаться в органы конституционной юстиции с жалобой на...

Конституционно-правовые основы судебной власти...

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта РФ...

Анализ конституционно-правовых основ института социальной...

Вданной работе проведен анализ конституционно-правовых основ института социальной защиты населения в Российской Федерации. Ключевые слова: государство, Конституция Российской Федерации, общество, права и свободы человека...

Исполнение решений Конституционного Суда РФ

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, должностные лица, решения Конституционного Суда РФ. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ распространяется на всей территории РФ, требования решений обязательны для всех представительных...

Задать вопрос