1
В последнее время в России значительно возросло число специалистов, занимающихся исследовательской деятельностью в условиях агропромышленного производства. В связи с этим существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки будущих агрономов, целям, содержанию обучения и образования в высшей школе, что отражено в Российских нормативно-правовых документах, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, в учебных планах и программных документах вузов. Согласно образовательному стандарту ВПО, областью профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 110400 – «Агрономия» являются «агрономические исследования и разработки, направленные на решение комплексных задач по организации и производству высококачественной продукции растениеводства в современном земледелии». Таким образом, формирование исследовательской компетентности агронома, как одного из основных компонентов профессиональной компетентности, становится одной из важнейших задач современного аграрного образования. Эффективное формирование исследовательской компетентности обеспечивается переходом от репродуктивных методов обучения к исследовательским с высокой степенью самостоятельности и творческой активности.
Широкие возможности для базового формирования исследовательской компетентности у агрономов представляет профессионально-ориентированная научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в рамках общеобразовательных дисциплин. Химия, как одна из общеобразовательных дисциплин обладает значительным исследовательским образовательным потенциалом. Поэтому, весьма актуальным является разработка методической системы организации НИРС при изучении ОО «Химия», для как можно более раннего формирования исследовательской компетентности у студентов аграрного вуза.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме компетентностного подхода (И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.Ф. Родионова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской) во взаимосвязи с совершенствованием системы научно-исследовательской работы студентов, позволил нам сформулировать следующее определение исследовательской компетентности как совокупности необходимых знаний, качеств, свойств и состояние личности, обеспечивающие вместе или в отдельности эффективное профессиональное решение вопросов научной и исследовательской деятельности.
Исходными положениями для определения структуры исследовательской компетентности агронома при изучении ОО «Химия» в вузе стали основополагающие задачи организации обучения и процесса профессиональной подготовки агрономов [3] на компетентностной основе в системе высшего профессионального образования.
Добиться сформированности необходимого уровня исследовательской компетентности агронома возможно только при направленном процессе подготовки агронома к научно-исследовательской работе.
На основании анализа исследований И.А. Зимней, А.В. Хуторского [2] определения сущности понятия «исследовательская компетентность», анализа ФГОС ВПО, проведенного исследования содержания и видов исследовательской деятельности агронома составлена модель структуры исследовательской компетентности агронома, реализующаяся в функциях: гностическая функция проявляется в применении в практической деятельности знаний, умений, системы ценностных ориентаций, опыта поисковой исследовательской деятельности, которые приводят к личностной самореализации и активизируют профессиональное самосовершенствование; коммуникативная функция определяет формирование отношений сотрудничества студентов и преподавателей в процессе научного исследования; ценностно-ориентационная функция предполагает формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношений, их осознание и проявление в исследовательской деятельности; инструментальная функция предполагает приобретение студентами функционального навыка исследования, основой которого является приобретение новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся личностно значимыми для будущего агронома. На основе анализа выше приведенных функций, существующих подходов к классификации компетенций в структуре компетентности дана их характеристика с позиций мотивационного, операционального, когнитивного компонентов, соответствующие определенному уровню развития исследовательской компетентности агронома и критерии их оценки.
Мотивационный компонент включает сформированность мотивов понимания сущности научно-исследовательской работы при изучении ОО «Химия»; осознание значимости получаемых знаний, умений, навыков для эффективной профессиональной деятельности; участие в научных конференциях, семинарах и публикация результатов исследования; самообразование, саморазвитие для успешной профессиональной деятельности. Когнитивный компонент предполагает знание методологии научного исследования при изучении ОО «Химия», творчества, основ научно-исследовательской работы по внедрению научных разработок, оформления и презентации проектов, принципов работы. Операциональный компонент включает сформированность умений и навыков научно-исследовательской работы студента при изучении ОО «Химия», формулировки и решение задач, выбор необходимых методов исследования, планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных, оформление и подача материалов на участие в научных конференциях, конкурсах, грантах и внедрение в практику.
В основе организации процесса формирования исследовательской компетентности агронома выступает научно-исследовательская работа студентов аграрного вуза. Последовательность организации научно-исследовательской работы студентов в процессе подготовки агрономов при изучении ОО «Химия» осуществляется в несколько этапов. Первый этап – развитие творческой индивидуальности будущего агронома, умение анализировать и решать творческие профессиональные задачи в рамках ОО «Химия». Второй этап – овладение методологии научного познания, научного исследования при изучении ОО «Химия». Третий этап – освоение технологии эксперимента при изучении ОО «Химия». Четвертый этап – проведение кратковременного научного исследования в рамках ОО «Химия». В ходе исследования выделены общедидактические принципы формирования исследовательской компетентности агронома в структуре подготовки и предложена модель формирования исследовательской компетентности агронома в высшей школе, которая предполагает создание системы научно-исследовательской работы студентов в аграрном вузе, установление новых связей между образовательными компонентами с учетом внешних, внутренних и эгофакторов (рис.1).
Рис.1. Модель формирования исследовательской
компетентности агронома
в высшей школе
Методика, построенная на рассмотренных в модели принципах, обеспечивает непрерывность и системность процесса формирования исследовательской компетентности агронома при изучении ОО «Химия» в условиях научно-образовательной среды вуза. Организуя научно-исследовательскую деятельность студентов, исходили из положения о том, что высокий уровень исследовательской компетентности будет сформирован, если в процессе его поэтапной подготовки используются инновационные формы (проблемные ситуации, творческие и проблемные задачи, практические занятия в мультимедийном классе, лабораторные занятия с использованием исследовательского метода, химические кружки на тему «Химия в сельском хозяйстве», олимпиада, включающая в себя теоретические и практические задания, выступление с докладом на конференции и публикация материала) и методы подготовки будущих агрономов (эвристический, поисковый, метод проектов, метод проблемного изложения, исследовательский метод), а в качестве средств выступают мультимедийные технологии [1].
Поставленная цель, сформулированные принципы и содержание обучения были реализованы в системе профессионально-направленных заданий (подготовительных и практических), представляющих собой важнейшую из составляющих методической системы, благодаря определенной последовательности и внутренней взаимосвязи которых, обеспечивается наиболее оптимальное и эффективное продвижение студента на более высокий уровень сформированности исследовательской компетентности.
Рис.2. Сравнение экспертной оценки и самооценки уровня сформированности исследовательской компетентности агронома.
Таким образом, в экспериментальных группах показатели по всем параметрам были выше, чем в контрольных группах. Эксперимент доказал принципиальную возможность формирования исследовательской компетентности агронома при изучении ОО «Химия» с использованием разработанной нами методики, эффективность которой была доказана в ходе научного эксперимента.
Литература:
Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Симбирских Е.С. Формирование интеллектуального потенциала инновационного развития агропромышленного комплекса. Монография – М.: ФГНУ «Росинформаагротех»,2008.-236с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. 2003. №5.
Кубрушко П.Ф. Технология модульного обучения М.: Изд-во МГАУ, 2001. - 60 с.