Исследовательская работа студентов является одной из актуальных проблем в системе высшего образования. Но привлечь всех студентов, особенно младших курсов, к этой работе невозможно. Поэтому оптимальным вариантом решения этой проблемы можно считать научную работу, включенную в учебный процесс (УИРС).
Под УИРС понимается такая система организации учебного процесса, при которой студент самостоятельно усваивает не только сумму знаний, необходимую ему в дальнейшей учебе и практической деятельности, но и овладевает методами научного исследования, учится самостоятельно ставить вопросы и находить пути их теоретического и экспериментального решения.
На кафедре химии БелГСХА при изучении курса органической химии внедрена форма проведения УИРС в виде научно-эмпирического исследования.
Студентами 2 курса агрономического факультета выполняется учебно-исследовательская работа «Терпены и каротины». Это программный материал дисциплины, предложенный студентам для самостоятельного изучения на теоретическом и экспериментальном уровне. Терпены и каротины представляют класс углеводородов с особым строением углеродного скелета.
Исследовательской работе предшествуют лекции и практические занятия по теме «Углеводороды», на которых формируются знания по основам классификации, свойствам, методам идентификации углеводородов различного строения. И только после этого мы посчитали возможным и целесообразным использовать приобретенные знания в качестве основы для самостоятельного углубленного изучения учебной программы всеми студентами курса.
Учебно-исследовательская работа условно разделена на 2 этапа – внеаудиторный и аудиторный.
На внеаудиторном этапе студентами усваиваются фундаментальные знания об объекте исследования, развиваются навыки проведения реферативно-информационной работы. Итогом этого этапа является обязательная подготовка и оформление реферата.
В ходе второго – аудиторного этапа, в учебное время, выполняется экспериментальное исследование свойств терпенов и каротинов. Студенты самостоятельно составляют ориентировочную основу своих действий (формулируют цель исследования, путь исследования и т.д.), выполняют химический эксперимент.
Роль преподавателя на этом этапе сводится к наблюдению за работой и корректировке их действий.
Выбранная форма проведения занятия полностью соответствует целям и задачам, определенным типовой программой по органической химии∙[1] и позволяет:
а) преподавателю проконтролировать умения студентов воспроизводить ранее полученные знания при изучении нового класса соединений;
б) студентам – провести анализ литературных данных по теме исследования и закрепить полученные знания и навыки выполнения химического эксперимента;
Эффективность самостоятельного изучения темы «Терпены и каротины» проверяется в ходе рубежного контроля знаний по теме «Углеводороды».
При такой методике проведения УИРС мы не ставим главной целью – получение оригинальных результатов, а сводим ее к развитию навыков самостоятельной работы с учебной литературой и знакомству с методикой проведения научных исследований всеми студентами курса.
Литература
- Химия. Программы для высших сельскохозяйственных учебных заведений для
специальности 31.02 «Агрономия» - М., Изд-во МСХА, 1993