Развитие компенсаторной компетенции в системе платных дополнительных образовательных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (428) август 2022 г.

Дата публикации: 22.08.2022

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Гафарова, А. И. Развитие компенсаторной компетенции в системе платных дополнительных образовательных услуг / А. И. Гафарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94507/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье проводится исследование уровня сформированности компенсаторных умений среди обучающихся на платных языковых курсах.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, компенсаторная компетенция, система платного языкового образования.

О тенденции развития международного сотрудничества в области образования начали говорить уже давно, и с годами она обрела все больше проявлений во всех видах образования. Высшие учебные заведения борются за международные рейтинги, аккредитуют программы двойного диплома, упрощают систему стажировок для своих студентов и научных работников; в системе общего образования стало популярно полилингвальное окружение обучающихся за счет иностранных педагогов и зарубежных методик. В первую очередь, данная тенденция ведет к увеличению популярности иностранных языков среди школьников, которые здраво оценивают открывающиеся перед ними перспективы, и объема платных образовательных услуг в сфере языкового образования. Сегодня сложно представить Рунет без онлайн-школы Skyeng, как и любой город, в котором не было бы ни одной языковой школы — при этом более половины из всех существующих приходятся на Москву и Санкт-Петербург. В Казани, по версии разных интернет-источников, зарегистрированы более сорока учреждений, предоставляющих услуги платного языкового дополнительного образования.

Благодаря проведенному опросу родителей обучающихся в двух языковых школах города Казани (45 респондентов) можно сделать следующие выводы о причинах обращения в данные учреждения в рис.1:

Причины обращения к услугам платного языкового образования

Рис. 1. Причины обращения к услугам платного языкового образования

В качестве основных причин обращения в учреждение дополнительного образования респонденты преимущественно выбрали наличие у ребенка потенциала и тяги к изучению иностранного языка, а также стремление сформировать у него мотивацию к саморазвитию. Улучшение оценок в основной школе также является одной из популярных причин. В то же время пункт «Ребенок не понимает школьного учителя» остался без внимания. Стоит также добавить, что в качестве дополнительных причин респондентами были добавлены «подготовка к экзамену» и «важность английского языка в повседневной жизни».

Результатом изучения иностранных языков должно стать освоение иноязычной коммуникативной компетенции, или ИКК. Это способность и готовность осуществлять иноязычное общение, опираясь на комплекс специфических для иностранного языка знаний, умений и навыков с учетом социокультурного лексического минимума; орфографические знания, умения, навыки; произносительные умения и распознавание речи на слух, а также, как дополнительный элемент — умение справиться с проблемной коммуникативной ситуацией. [3]

Согласно структуре, предложенной Е. П. Абдурзяковой, ИКК включает следующие компоненты (компетенции):

1) речевая компетенция — овладение четырьмя основными видами речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование и письмо. Данная компетенция необходима для умения строить целостные, связные логичные устные и письменные высказывания, понимать воспринимаемую на слух и прочитанную информацию;

2) языковая компетенция — овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами и ознакомление со специфическими языковыми явлениями изучаемого языка;

3) социокультурная компетенция — овладение лингвострановедческими знаниями о стране изучаемого языка, умение использовать полученные знания в процессе межкультурного общения, а также способность рассказать о собственной стране и культуре;

4) компенсаторная компетенция — умение действовать в коммуникативной ситуации в условиях нехватки языковых средств изучаемого языка;

5) учебно-познавательная компетенция — развитие специальных учебных умений, стимулирование самостоятельного изучения иностранных языков и культур. [1]

Последние две компетенции были введены благодаря И. Л. Бим и не имеют эквивалентов в зарубежной методической литературе. И если учебно-познавательная компетенция имеет достаточно универсальный характер, применимый для разных дисциплин, то компенсаторную компетенция сейчас все чаще выводят на первый план при обучении иностранным языкам.

Компенсаторная компетенция как компонент ИКК помогает выйти из затруднительной коммуникативной ситуации при межкультурном общении в условиях дефицита языковых средств. Так, на нее прямым образом влияет объем имеющихся языковых средств, а также социальный опыт общения в иноязычной среде. [4]

Сама И. Л. Бим к числу компенсаторных умений относила:

– при незнании какого-либо нужного слова заменять его синонимом или описанием понятия (в крайнем случае — словом английского языка);

– переструктурировать свое высказывание;

– не «зацикливаться» на незнакомом;

– использовать мимику, жесты;

– обратиться к партнеру за помощью, с просьбой, например, повторить сказанное. [2]

Таким образом, компенсаторная компетенция напрямую влияет на то, как человек ведет себя в иноязычном общении, и затрагивает все стороны его использования языка, а ее развитие влияет на умение высказывать коммуникативные намерения, самостоятельно оценивать и управлять своим речевым поведением, речевую контактность. [5]

Повышенная заинтересованность в данной компетенции объясняется мнением, что ее развитие может в значительной степени быть заторможено ввиду отсутствия личной мотивации обучаемого. Потому экспериментальной группой настоящего исследования стали подростки, получающие услуги платного дополнительного языкового образования, то есть самостоятельно ищущие пути удовлетворения своих познавательных интересов и развития ИКК.

На основе компенсаторных умений, предложенных И. Л. Бим, был составлен тест на английском языке, направленный на определение сформированности данных умений у учащихся одной языковой школы города Казань (респонденты 13–16 лет, обучающиеся по одной программе). В тест вошли подобные задания: закончить фразу, перефразировать осложненное предложение, подобрать синонимичную конструкцию на родном языке, объяснить на иностранном языке несвойственную для него реалию (русское национальное блюдо).

На основе проведенного исследования были получены следующие результаты:

1) соотнесенесение русских и английский реалий без дословного перевода оказался наиболее легким заданием для учащихся (90,75 % верных ответов);

2) работа с синонимами заняла более продолжительное время и имеет более низкий результат — 83,5 % верных ответов;

3) больше половины обучающихся (66,7 %) справились с заданием, где им было предложено перефразировать осложненное предложение на английском языке без потери смысла;

4) на выполнение заданий, где было предложено высказать собственное мнение, было потрачено наибольший объем времени. Результаты оказались двойственными: слушатели значительно хуже справились с заданиями, где им было предложено не только указать свою точку зрения, но и подкрепить ее аргументами (70,8 %), чем с заданиями, где от них требовалось указать лишь свое мнение в одном-двух словах (100 %);

5) задание с графическими элементами оказалось наиболее неоднозначным — на один вопрос приходилось до пяти разных ответов, что может быть скорее связано с недостатком лексических единиц (58,4 %);

6) наиболее затруднительным заданием оказалось описание несвойственной для английского языка реалии — учащимся было предложено объяснить на английском языке традиционное русское блюдо (холодец) — на него было потрачено наибольший объем времени, многим учащимся не удалось передать особенность реалии из-за нехватки лексических единиц. Задание выполнили 80 % обучающихся, однако лишь единицы сохранили необходимые для описания синтаксические конструкции.

Так, проведенное исследование позволяет сделать выводы о наименее развитых элементах компенсаторной компетенций ИКК у подростков, изучающих иностранный язык в системе платных дополнительных образовательных услуг:

1) сохранение смысла при перефразировании на английском языке;

2) аргументация собственного мнения на английском языке письменно и устно;

3) объяснение на английском языке традиционной русской реалии.

Литература:

  1. Абдуразякова, П. Е. Иноязычная коммуникативная компетенция как одна из составляющих личностной и профессиональной характеристик современного специалиста / Абдуразякова, П. Е. — Текст: электронный// Вектор науки ТГУ. — 2010. — № 3. — С. 350–352.
  2. Бим, И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования / И. Л. Бим. — Текст: электронный// Иностранные языки в школе. — 2005. — № 8. — С. 2–6.
  3. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Гейхман Л. К.; Пермский государственный технический университет. — Екатеринбург, 2003. — 426 c. — Текст: электронный.
  4. Милованова, Л. А. Компенсаторная компетенция как компонент содержания обучения иностранному языку в условиях естественнонаучного профиля / Л. А. Милованова, В. В. Давыденко. — Текст: электронный// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2015. — № . — С. 49–52.
  5. Щукин, Л. П. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / Л. П. Щукин. — М.: Филоматис, 2006. — 141 c. — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, компенсаторная компетенция, умение, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, иноязычное общение, межкультурное общение, платное языковое образование, собственное мнение, учебно-познавательная компетенция.


Ключевые слова

иноязычная коммуникативная компетенция, компенсаторная компетенция, система платного языкового образования

Похожие статьи

Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

В статье автор рассматривает особенности развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне среднего общего образования (на примере учебно-методического комплекта «Звездный английский»).

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции

В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Похожие статьи

Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

В статье автор рассматривает особенности развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне среднего общего образования (на примере учебно-методического комплекта «Звездный английский»).

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции

В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации спосо...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента

В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на урок...

Задать вопрос