Цифровизация государственного управления в сфере образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 14.08.2022

Статья просмотрена: 463 раза

Библиографическое описание:

Ижунинов, М. А. Цифровизация государственного управления в сфере образования / М. А. Ижунинов, Д. А. Струнин, А. В. Антипко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94412/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор определяет применение технологий цифровизации в системе государственного управления в сфере образования, выявляя соответствующие проблемы и предлагая варианты по их разрешению.

Ключевые слова: информационные технологии, информация, государственное управление, цифровизация, образование.

На настоящий момент времени информация и информационные технологии занимают немаловажное место в жизнедеятельности государства и общества. На смену телевидению, СМИ, как к главным источникам информации, приходит информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Сейчас она предоставляет большой поток и массив информации по самым разным темам и пользуется огромным спросом у населения.

В связи с этим, понимая, что информационные технологии — это будущее развитие страны государство активно проводит политику цифровизации, т. е. цифровой трансформации системы государственного управления. Данный процесс направлен на переход национальных отраслей экономики в цифровую среду.

Так, в сфере образования также активно проводится государственная политика в области ее цифровизации. Например, действует национальный проект «Образование», а также национальный проект «Цифровая экономика», которые призваны в том числе осуществить массовое внедрение электронных ресурсов в образовательные учреждения страны [3, с. 88]. Это необходимо прежде всего для упрощения предоставления образовательных услуг, а также для повышения уровня заинтересованности обучающимся в образовательном процессе.

Кроме того, цифровая трансформация образования не только необходима, но и вынуждена. Это доказала массовая эпидемия, которая оказала неблагоприятное воздействие и на эффективность проведения образовательного процесса. Так, в связи с введением в стране массовых ограничений образовательные учреждения были вынуждены предоставлять услуги обучающимся в дистанционном формате. Выяснилось, что не все они способы на должно уровне осуществлять предоставление таких услуг. Проблемы наблюдались в их материально-техническом обеспечении, а также в недостаточном уровне профессиональных навыков и качеств самих преподавателей по работе в информационной среде. В этой связи, образовательные учреждения были вынуждены активно обучать преподавателей использованием сети «Интернет», а также обеспечить образовательный процесс в техническом плане: компьютеры, софт, веб-камеры и т. д. [2, с. 160].

Можно выделить следующие направления цифровой трансформации сферы образования, на которые делается упор со стороны государственного управления:

– развитие материальной инфраструктуры. Сюда входит использование дата-центров, а также появления новых канало связи для использования цифровых учебно-металлических материалов. Активно задействуется сеть Интернет для размещения таких материалов и предоставления свободного доступа к ним обучающимся. Цифровые книги и учебники стали постепенно заменять бумажный формат;

– развитие онлайн-обучения и преподавания. Переход на дистанционный формат в далеком 2021 году не был идеальным. Для решения выявленных в данный период проблем государство предоставляет образовательным учреждениям возможность полностью переквалифицироваться на ведение образовательного процесса в дистанционном формате [1, с. 112];

– повышение профессиональных навыков педагогов в сфере цифровых технологий. Проблема отсутствия профессиональных знаний и компетенций педагогов в информационной среде была определена при переходе в 2021 года на дистанционный формат преподавания. Преподаватели не владели должным знаниями, умениями и навыками в области работы с электронными базами данных [4, с. 8]. Для решения этой проблемы сейчас образовательные учреждения выделяют средства для организации курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей. На них они осваивают основы компьютерной грамотности и получают новые знания и умения по работе в информационной среде;

– развитие системы идентификации учащегося. На данный момент времени вся информация об обучающемся хранится в специализированных базах данных. Это своего рода электронный дневник, который содержит данные об успеваемости обучающегося, а также данные для его идентификации: ФИО, пол, возраст и т. д.

Эти и иные представленные выше направления цифровизации сферы образования активно внедряются и проводятся в системе государственного управления. Однако, для того, чтобы обеспечить их эффективное внедрение стоит учитывать негативные моменты осуществления процесса цифровизации в целом:

– уязвимость информационной системы. Любая информационная система имеет «брешь», которая снижает эффективность ее защиты. Этим могут воспользоваться для получения конфиденциальной и иной защищенной информации;

– снижение уровня социализации человека. Переход в информационное пространство неминуемо приводит к снижению уровня социализации человека [5, с. 20]. Общение преимущественно осуществляется в информационной среде, потому что это доступно и удобно. Человек привыкает и уже неохотно идет на «живой» контакт;

– снижение роли устрой и письменной речи. При массовом переходе предоставления образовательных услуг в информационную среду есть риск снижения роли устрой и письменной речи, и их неиспользования в принципе.

Для разрешения представленных выше негативных моментов государство при осуществлении цифровой трансформации сферы образования должно учитывать возможные проблемы. Так или иначе они будут действовать, однако необходимо снизить риск их образования в принципе и оказания тем самым негативного влияния как на результативность преподавания, так и на социальное развитие обучающихся. За цифровизацией и информационными технологиями будущее, однако они не должны полностью заменять «реальную» человеческую жизнь.

Литература:

  1. Гордеева Е. В., Мурадян Ш. Г., Жажоян А. С. Цифровизация в образовании / Е. В. Гордеева, Ш. Г. Мурадян, А. С. Жажоян // Экономика и бизнес: теория и практика, 2021. — с. 112–115.
  2. Гребенникова В. М., Новикова Т. В. К вопросу о цифровизации образования / В. М. Гребенникова, Т. В. Новикова // Историческая и социально-образовательная мысль, 2019. — с. 158–165.
  3. Ксенофонтова А. Н., Леденева А. В. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / А. Н. Ксенофонтова, А. В. Леденева // Вестник Оренбургского государственного университета, 2020. — с. 86–90.
  4. Муллер О. Ю. Образование в условиях цифровизации / О. Ю. Муллер // Гуманитарно-педагогические исследования, 2021. — с. 6–9.
  5. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России, 2020. — с. 16–26.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, информационная среда, образовательный процесс, дистанционный формат, сфера образования, информационная система, национальный проект, образовательное учреждение были, письменная речь, цифровая трансформация сферы образования.


Похожие статьи

«Цифра» и организация образовательного процесса...

Таким образом, цифровая трансформация образования является частью процесса общего реформирования образования. Реализация государственной политики, обеспечивающей развитие образования в цифровом обществе, потребовала существенно структурно и...

Влияние цифровизации на систему образования | Молодой ученый

Вопрос цифрового образования, использования современных информационных технологий в образовании не является чем-то новым.

Тем не менее, процесс цифровизации в системе образования зарубежом идет активно. Особенно он затронул высшую школу, во многих...

Цифровая трансформация государственного управления

Использование цифровых технологий в сфере государственного управления и предоставления

Цифровая трансформация (далее именуемая ЦТ) — это

Внедрен федеральный проект «Цифровое государственное управление» в рамках национальной...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Яковлева, Е. В. Дистанционное обучение в информационной образовательной среде / Е. В. Яковлева.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, информационная...

Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных...

Цифровизация образования рассматривается как неизбежный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, разворачивающийся в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде и направленный на...

К вопросу об использовании информационно-коммуникационных...

образовательное учреждение, сайт, муниципальное образование, сфера образования

образовательная средасистема влияний и условий формирования личности по данному

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование...

Возможности и функции информационно-образовательной...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов. Учебный процесс в информационно-образовательной среде по сравнению с...

Организация и управление учебным процессом в условиях...

Информационно-методический модуль предназначен для школьных педагогов и ориентирован на развитие

дистанционное обучение, образовательный процесс, информационная

дистанционное обучение, образовательный процесс, информационная образовательная...

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...

образовательное учреждение, сайт, муниципальное образование, образовательная организация, сфера образования, Краснодар, учебное учреждение, государственная политика, массовая информация, обратная связь.

Цифровая трансформация в образовании: вызовы...

Шумская, О. А. Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества / О. А. Шумская, И. Г. Придворева, Е. Г. Татарникова.

Сегодняшняя всепроникающая онлайн-среда открывает захватывающие возможности, требующие от учащихся должного образования в...

Похожие статьи

«Цифра» и организация образовательного процесса...

Таким образом, цифровая трансформация образования является частью процесса общего реформирования образования. Реализация государственной политики, обеспечивающей развитие образования в цифровом обществе, потребовала существенно структурно и...

Влияние цифровизации на систему образования | Молодой ученый

Вопрос цифрового образования, использования современных информационных технологий в образовании не является чем-то новым.

Тем не менее, процесс цифровизации в системе образования зарубежом идет активно. Особенно он затронул высшую школу, во многих...

Цифровая трансформация государственного управления

Использование цифровых технологий в сфере государственного управления и предоставления

Цифровая трансформация (далее именуемая ЦТ) — это

Внедрен федеральный проект «Цифровое государственное управление» в рамках национальной...

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Яковлева, Е. В. Дистанционное обучение в информационной образовательной среде / Е. В. Яковлева.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, информационная...

Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных...

Цифровизация образования рассматривается как неизбежный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, разворачивающийся в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде и направленный на...

К вопросу об использовании информационно-коммуникационных...

образовательное учреждение, сайт, муниципальное образование, сфера образования

образовательная средасистема влияний и условий формирования личности по данному

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование...

Возможности и функции информационно-образовательной...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов. Учебный процесс в информационно-образовательной среде по сравнению с...

Организация и управление учебным процессом в условиях...

Информационно-методический модуль предназначен для школьных педагогов и ориентирован на развитие

дистанционное обучение, образовательный процесс, информационная

дистанционное обучение, образовательный процесс, информационная образовательная...

Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации...

образовательное учреждение, сайт, муниципальное образование, образовательная организация, сфера образования, Краснодар, учебное учреждение, государственная политика, массовая информация, обратная связь.

Цифровая трансформация в образовании: вызовы...

Шумская, О. А. Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества / О. А. Шумская, И. Г. Придворева, Е. Г. Татарникова.

Сегодняшняя всепроникающая онлайн-среда открывает захватывающие возможности, требующие от учащихся должного образования в...

Задать вопрос