«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Жданова, О. С. «Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы / О. С. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 112-116. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75252/ (дата обращения: 25.01.2022).



В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса на основе использования современных технологий.

Ключевые слова: образование, цифровая трансформация, электронное обучение, обучение с применением дистанционных технологий, цифровая школа.

Население России, живущее в ХХI веке, является свидетелем уникального явления — сверхскоростного развития техники, технологии и информационных ресурсов. На сегодняшний день все направления социально-экономического развития подверглись цифровизации, а некоторые — цифровой трансформации.

Таким образом, сфера социально-экономического развития России находится в стадии перехода к цифровому обществу, основным содержанием которого является формирование и развитие цифровой экономики, что влечет за собой трансформацию всей системы производства и предоставления услуг на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

Преобразования в экономике неизменно влекут изменения во всех сферах жизни, определяя государственную отраслевую политику и нормативно-правовое регулирование указанных сфер.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве целей национального развития Российской Федерации на период до 2030 определены среди прочих возможности для самореализации и развития талантов и цифровая трансформация.

В качестве целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» установлено, в том числе, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2030 году.

Целевым показателем в рамках национальной цели «Цифровая трансформация» в соответствии с рассматриваемым Указом является достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.

В соответствии с Методикой расчета показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления», подготовленной рабочей группой Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика» совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, определены прогнозные целевые значения рассматриваемого показателя.

Так, по направлению «Образование» установлены следующие прогнозные целевые значения показателя «Достижение «цифровой зрелости» к 2030 году:

  1. Доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля учащегося и обеспечен учет образовательных и проектных достижений для формирования индивидуальных траекторий — 100 %.
  2. Доля учащихся, по которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формирования индивидуальных траекторий с использованием цифрового портфолио учащегося — 100 %.
  3. Доля малокомплектных школ, а также школ, находящихся в труднодоступных отдаленных территориях, в которых обеспечена возможность ведения уроков в дистанционном режиме — 100 %.
  4. Доля учащихся, имеющих возможность бесплатного доступа к электронному образовательному контенту и сервисам для самостоятельной подготовки — 100 %.
  5. Доля домашних заданий учащихся, проверяемых с использованием технологий искусственного интеллекта — 100 %.

Кроме того, одной из целей Национального проекта «Образование» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Таким образом, цифровая трансформация образования является частью процесса общего реформирования образования. Реализация государственной политики, обеспечивающей развитие образования в цифровом обществе, потребовала существенно структурно и содержательно изменить отечественную систему образования.

До последнего времени внедрение цифровых технологий в образование слабо связывали с обновлением организации учебного процесса. Большинство руководителей и педагогов рассматривали цифровые технологии как инструмент для совершенствования традиционной организации работы школы (автоматизацию и техническое обеспечение).

В докладе экспертов Высшей школы экономики, посвященном проблемам и перспективам цифровой трансформации образования в России и Китае, отмечено, что в связи с переходом от автоматизации учебного процесса к цифровой трансформации образования требуется [2, с.1]:

— изменить (обновить) цели и содержание обучения;

— перейти от обучения и воспитания всех к обучению и воспитанию каждого, изменив организацию и методы образовательной работы;

— пересмотреть и оптимизировать используемые наборы (коллекции) учебно-методических и организационных решений, информационных материалов, инструментов и сервисов;

— пересмотреть традиционные бизнес-процессы, включив в эту работу всех интересантов (прежде всего родителей, учащихся и педагогов);

— использовать быстро растущий потенциал цифровых технологий, включая методы искусственного интеллекта, для механизации и автоматизации всех видов работы с информацией.

В процессе цифровой трансформации образования необходимо сформировать (выработать) и распространить новые модели работы образовательных организаций, основой которых является синтез:

— новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование цифровых технологий;

— непрерывного профессионального развития педагогов;

— новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов;

— организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых преобразований (включая поддержку учебного заведения, его руководителей и учредителей со стороны родителей, формирование соответствующего настроя в коллективе, поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы).

Таким образом, суть цифровой трансформации образования заключается в достижении каждым обучающимся необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными.

8 октября 2020 года на совещании у Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Шадаева рассмотрен вопрос о формировании ИТ-инфраструктуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях для обеспечения безопасного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет в соответствии с базовым уровнем стандарта оснащения [3, с.6].

В рамках совещания представлен проект стандарта «Цифровая школа», рекомендованный субъектам Российской Федерации для руководства при оснащении образовательных организаций ИТ-инфраструктурой, а также при реализации основных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе при взаимодействии учителей с обучающимися в формате вебинаров и видео-конференц-связи.

Стандарт предусматривает три уровня оснащения образовательных организаций: базовый, средний и высокий. В обязательном порядке все образовательные организации должны соответствовать базовому уровню оснащения, предполагающему:

— создание и/или модернизацию локальных вычислительных сетей;

— создание и/или модернизацию структурированных кабельных систем;

— создание и/или модернизацию систем беспроводного широкополосного доступа;

— предоставление сервисов для учителя и ученика;

— организацию видеонаблюдения за входной группой.

В результате оснащения общеобразовательной организации в соответствии с базовым уровнем для учителя и ученика должны стать доступны базовые региональные образовательные сервисы, в том числе посредством сети wi-fi. Так, для учителя должен быть организован защищенный доступ с автоматизированного рабочего места учителя к государственным, региональным (муниципальным) информационным системам, используемым в регионе, в том числе к таким, как: средства для просмотра и работы с электронным образовательным контентом, электронный документооборот, планирование финансово-хозяйственной деятельности, электронный журнал, электронное расписание, учет освоения дополнительных образовательных программ, электронная отчетность.

Для ученика Стандарт предусматривает обеспечение безопасного доступа в интернет и к используемым в общеобразовательной организации инструментам обучения и доступа к образовательному контенту, в том числе таким, как: доступ к средствам для просмотра и работы с электронным образовательным контентом, доступ к электронному дневнику, доступ к разделу «Мое образование» в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Стандарт базового уровня оснащения предусматривает опциональную интеграцию с системой распознавания лиц, связанной с системой розыска МВД России, либо интеграцию с системой 112 и «Безопасный город».

Результатом оснащения общеобразовательной организации в соответствии со средним уровнем является создание условий для реализации основных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посредством предоставления доступа к расширенным сервисам.

Оснащение в соответствии со средним уровнем предусматривает соответствие базовому уровню, а также создание и модернизацию систем видеонаблюдения, оснащение автоматизированными рабочими местами учителей (ноутбуками или планшетами), оснащение образовательной организации иным оборудованием в целях обеспечения образовательного процесса (МФУ, SMART-TV, школьные серверы), а также применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Стандарт среднего уровня обеспеченности предполагает, что для учителей станут доступны возможность подключения с ноутбука (а также с использованием установленного в учебном кабинете оборудования) к платформе для онлайн-трансляции уроков и получение возможности видеотрансляции уроков.

Для ученика, находящегося в классе, при наличии персонального устройства Стандартом предусматривается возможность подключиться к платформе для просмотра и работы с электронным образовательным контентом, а также возможность подключиться к информационно-коммуникационной образовательной платформе (чат, мессенджер, сообщества образовательных организаций). Для ученика, имеющего персональное устройство и находящегося вне класса, предусмотрена возможность подключения к платформе для просмотра и участия в онлайн-трансляции урока, а также возможность подключения к чатам и мессенджерам организации.

Кроме того, Стандартом предусматривается возможность для образовательной организации офлайн-доступа к образовательному контенту.

Оснащение образовательной организации в соответствии с высоким уровнем Стандарта предусматривает, помимо соответствия базовому и среднему уровням, создание системы видеоаналитики, позволяющей в постоянном режиме осуществлять мониторинг образовательного процесса, а также осуществлять распознавание лиц, фиксировать количество вошедших и вышедших, контролировать оставленные предметы, скопление людей, дым и огонь, а также создание мобильных компьютерных классов.

Опционально Стандарт высокого уровня предполагает внедрение технологий по оплате школьного питания, внедрение в образовательный процесс технологий дополненной и виртуальной реальности, создание классов по программированию и робототехнике.

Необходимо отметить, что представленный Стандарт не сопровождался финансово-экономическим обоснованием его внедрения, однако, министром цифрового развития и связи Российской Федерации М. И. Шадаевым поручено подготовить предложения по определению объема софинансирования субъектами Российской Федерации средств федерального бюджета на формирование соответствующей IT-инфраструктуры в государственных (муниципальных) образовательных организациях. Этот факт, безусловно, выступит препятствием на пути реализации Стандарта в субъектах Российской Федерации.

Следует особое внимание уделить разграничению понятий «электронное обучение» и «обучение с применением дистанционных технологий (дистанционное обучение)», предусмотренных Стандартом «Цифровая школа».

Под дистанционным обучением понимается такая организация обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Ключевым в описании данного термина является процесс организации обучения, при котором взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Ключевым в описании данного термина является применение в обучении содержания, имеющегося (хранящегося, передаваемого) в специальных условиях и программных ресурсах.

Кроме того, можно ввести термин «цифровое обучение» — процесс организации взаимодействия «обучающий — обучающийся» и «обучающийся — обучающийся», специфика которого обусловлена системой управления обучением, обеспечивающей использование компонентов электронной информационно-образовательной среды как конструктора учебного процесса; персонализированным сопровождением обучающихся в процессе обучения; возможностью построения траектории индивидуального (персонализированного) обучения; фиксацией действий участников образовательного процесса с помощью цифровых следов; открытостью и визуализацией результатов обучения.

Ключевым в описании данного термина является совокупность происходящих процессов организации взаимодействия «обучающий — обучающийся» и «обучающийся — обучающийся» в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Следует разделять понятия электронная информационно-образовательная среда и цифровая образовательная среда. Так, цифровая образовательная среда представляет собой специальным образом организованные ресурсы для целей образования, является частью электронной информационно-образовательной среды, отличающейся от традиционной способом получения (предоставления) образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно — на расстоянии, так и традиционно — «глаза в глаза». Электронная образовательная среда является более широким явлением, представляющим совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся.

Рассмотрев перспективы развития общего образования в Российской Федерации следует особое внимание уделить факторам, сдерживающим стремительную, в соответствии с плановыми документами, цифровую трансформацию образования, а также проблемы, препятствующие реализации определенных мероприятий цифровизации в целом.

Основной проблемой трансформации образовательной отрасли является дефицит педагогических кадров, способных в полной мере использовать внедряемые технику, технологии и образовательные программы. Общеобразовательная подготовка будущих специалистов цифрового общества требует подготовки педагогического состава: развития цифровой грамотности; формирования способности оцифровывать учебно-методический материал и использовать его в образовательной практике; умения разрабатывать электронные учебники с элементами интерактивных технологий и программируемого обучения, создавать массовые открытые образовательные курсы и осуществлять учебный процесс в онлайн и/или смешанном режиме, включая навыки эффективной коммуникации. В новых условиях процесс профессионального развития педагогов становится непрерывным. Педагоги, в рамках самой деятельности и на специальных курсах, должны получать новые знания для поддержания собственной работоспособности, осуществлять постоянное самообучение. Очевидна необходимость создания эффективной системы мониторинга и оценки образовательных достижений, как учеников, так и преподавателей.

Другой проблемой является недостаточная техническая оснащенность школ и домохозяйств на стартовом этапе. Причем, если техническое оснащение образовательных организаций предусмотрено планами и проектами по цифровой трансформации, то соответствующее требованиям современного «цифрового» образования техническое обеспечение вне образовательных организаций в явном виде не предусмотрено. Это может привести к тому, что полученные в стенах «цифровой школы» знания, обучающийся не сможет закрепить в стенах «нецифрового дома». Решение данной проблемы, по нашему мнению, возможно двумя способами: развитие сервисов проката и аренды компьютерной техники, с возможностью получения компенсации затрат от государства, а также более глобального — повышение уровня благосостояния населения в целом.

Существует еще одна проблема, связанная с цифровизацией образования — психологическая. Некоторые родители и педагоги выступают явно против внедрения цифровых технологий, аргументируя свою позицию возможными проблемами социализации обучающихся, опасностью «цифрового слабоумия», общим ослаблением здоровья контингента обучающихся и тд. Естественно, как и все неизвестное вызывает у человека определенные опасения, так и новые формы и технологии образования заставляют обеспокоиться родителей и педагогов целесообразностью их внедрения.

Подводя итог рассмотрения проектов внедрения новейших технологий в организацию и обеспечение образовательного процесса и связанных с ними проблем, следует отметить, что планы постепенной и поэтапной цифровой трансформации образования скорректировала неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в России, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Пандемия вынудила строить образовательный процесс на основе новых, неапробированных технологий в полном объеме и без переходного периода. Так, в апреле 2020 года дистанционная форма обучения стала фактически единственным вариантом осуществления образовательного процесса.

В июне 2020 Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», разрешающий переход на дистанционное обучение в случае введения чрезвычайного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации [1]. Согласно Закону, в перечисленных ситуациях реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации «осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий или перенос сроков обучения невозможны».

Таким образом, «электронное образование» и «образование с применением дистанционных технологий» из высокотехнологичной опции перешло в законодательно закрепленную норму. Эффективность образования в эпоху «цифровой трансформации» будет зависеть от консолидированных усилий всех участников образовательного процесса, как непосредственных, так и имеющих косвенное влияние: обучающихся, их родителей, педагогов, администрации образовательных организаций, органов управления образованием, региональных и федеральных органов власти. Заинтересованность участников, подкрепленная соответствующей материально-технической базой, позволит достичь цели национального развития Российской Федерации и войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71–1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. [Текст] / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И. В. Дворецкая; пер. с кит. Н. С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 155 с.
  3. Протокол совещания у Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Шадаева от 08.10.2020 № 603-пр.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, образовательный процесс, электронное обучение, цифровая трансформация образования, образование, общее образование, учебный процесс, цифровая образовательная среда, цифровая трансформация, электронный образовательный контент.


Ключевые слова

образование, электронное обучение, цифровая школа, цифровая трансформация, обучение с применением дистанционных технологий
Задать вопрос