В статье исследуются основные проблемы обучения грамматике младших школьников, рассматриваются возникновение проблем и способы их решения. Актуальность данной темы заключается в том, что при изучении иностранного языка каждый школьник сталкивается со сложностями обучения грамматике.
Ключевые слова: иностранный язык, проблема изучения грамматике, мотивация, языковая интерференция.
Keywords: foreign language, the problem of learning grammar, motivation, language interference.
Во времена развития международных отношений и всестороннего сотрудничества тема изучения иностранного языка является как никогда актуальной. На начальной ступени обучения происходит становление личности школьника, выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры и поведения [8, с. 46].
Актуальность данной темы состоит в том, что у большинства младших школьников появляются проблемы при изучении иностранного языка, в том числе при обучении грамматике. Так как грамматика — это формальный строй языка, образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему [5, с. 140]. Грамматика любого другого языка существенно отличается от грамматики русского языка. Мы рассмотрим проблемы изучения грамматики английского языка у младших школьников.
При работе со школьниками начальных классов необходимо учитывать их возрастные психологические особенности, уровень владения на родном языке, так как очень сложно научить ребенка другому иностранному языку, если они еще не усвоили свой родной язык.
Рассмотрим наиболее распространенные проблемы при изучении грамматики у младших школьников. Первое, что мы проанализируем в этой статье — это отсутствие мотивации к изучению иностранного языка. Дети попросту не понимают, зачем им учить грамматику другого языка. Это же касается и других языковых систем: фонетика, лексика, грамматика. Проблема мотивации как таковой является одной из важнейших в современном мире, поскольку именно мотивация, которая исходит из возникшей потребности, побуждает человека к тому или иному виду деятельности. Мотивация конкретно учебной деятельности играет важную роль в обучении и развитии учащихся, и именно в период обучения в школе происходит формирование ценностей и нравственных принципов человека, а также происходит становление системы мотиваций. Несомненно, эффективность процесса обучения иностранному языку зависит от многих факторов, но мотивация на занятиях иностранного языка играет очень важную роль. мотивы и мотивация являются движущей силой процесса обучения. именно мотивация — основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов в учебном процессе.
Во-первых, мотивация должна быть долгосрочной. Интерес к иностранному языку не должен подлежать угасанию, с такими факторами, как: трудности на разных стадиях обучения, или переключение внимания и концентрации ученика на другие, более интересные, вещи. Общее правило здесь — ставить цели на каждом этапе занятий, которые реально могут быть достигнуты в течение трех, максимум четырех месяцев. Очень важно четко определить эту цель так, чтобы ее достижение поощряло и побуждало к новым достижениям. В процессе изучения иностранного языка мотивация имеет ряд своих особенностей и отличительных функций, однако перед более глубоким её изучением, стоит разобраться в том, что же такое мотивация и какую роль она играет в обучении. [1, с. 167].
Второй проблемой изучения грамматики является языковая интерференция. Интерференция на уровне грамматики определяется как явление, возникающее в результате контакта грамматических систем родного и английского языков и приводящее к возникновению в английской речи грамматических ошибок [7, с. 952]. Данная проблема до сих пор остается плохо изученной, и исследователи по-разному трактуют пути решения. По мнению Б. Ф. Воронина, устойчивые грамматические ошибки в иноязычной речи вызваны «типичностью взаимодействия структур родного и изучаемого языков».
Существует несколько вариантов решений языковой интерференции. Самый распространенный вариант — это обратиться к теоретическим материалам выявленных ошибок, показать их неправильность и продемонстрировать правильное употребление. Данный прием очень хорош на уровнях морфологии и синтаксиса, где можно наглядно проиллюстрировать нормированное употребление. И еще одним вариантом может быть обращение к практическим упражнениям, так как легче всего изучить теорию, выявить свои ошибки и исправить их на практике [9, с. 72].
В заключении хотелось бы отметить, что существует еще больше проблем при изучении грамматики иностранного языка. Мы рассмотрели самые основные трудности, с которыми сталкивается почти каждый школьник. Также объяснили пути их решения, которые являются более распространенными. Важность исследования в этой области объясняется тем, что в наше время современные дети очень гиперактивны, более развиты, идут в ногу с технологиями, и в таких условиях можно сделать акцент на упор изучения иностранному языку, применяя в свою работу развлекательные и подвижные игры на изучаемом языке. По нашему педагогическому опыту мы можем сказать, что данный способ очень помогает, когда ребенок неусидчивый и незамотивирован в обучении.
Литература:
- Баяндина Екатерина Федоровна, Шамшурова М. Ю. Проблема мотивации в изучении английского языка // Символ науки. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-motivatsii-v-izuchenii-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 19.04.2022).
- Верещагина И. Н., Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. — М.: Просвещение, 2000.
- Жернакова, М. В. Обучение грамматике английского языка на начальном этапе / М. В. Жернакова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 191–193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8498/ (дата обращения: 10.08.2022).
- Иностранные языки в школе. Научно-методический журнал. — М.: Иностранные языки в школе, 2000.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс [и др.], 2009.
- Попова Е. Н., «I Start To Love English» — Волгоград, Учитель, 2007 г.
- Савилова, С. Л. Явления грамматической интерференции в письменной речи групповой языковой личности / С. Л. Савилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 952–955. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20416/ (дата обращения: 12.05.2022).
- Сатибалдиев, Э. К. Проблемы с усвоением иностранного языка у детей младшего школьного возраста, их причины и возможные решения / Э. К. Сатибалдиев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 46–47. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58691/ (дата обращения: 19.04.2022).
- Фоминых, М. В. Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте / М. В. Фоминых, Е. А. Лаптева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 72–73. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28065/ (дата обращения: 10.08.2022).