Методические приемы обучения грамматике на уроках английского языка по ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 13.02.2023

Статья просмотрена: 817 раз

Библиографическое описание:

Авдеева, А. В. Методические приемы обучения грамматике на уроках английского языка по ФГОС / А. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/453/100037/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается эффективность современных методических приемов обучения грамматике на уроках английского языка. В работе рассматриваются эксплицитный и имплицитный подходы, дедуктивный и индуктивный методы, уделяется внимание фотокарточкам для ассоциативного восприятия и долговременного запоминания новой иностранной информации с использованием нейродидактики.

Ключевые слова: грамматика английского языка, эксплицитный и имплицитный подходы, дедуктивный и индуктивный методы, когнитивное развитие.

Сегодня владение иностранным языком является неотъемлемым инструментом в любой профессии. Современное молодое поколение стремится к быстрому изучению английского языка для возможности восприятия на слух музыкальных воспроизведений, фильмов, общения с представителями другой культуры, понимания англицизмов, чтения иностранной литературы, бизнес целей.

Важно упомянуть, что знание языка невозможно без знания грамматики, ее фундаментальных азов, с помощью которых строится «пласт знаний» для возможности усовершенствовать свои базовые навыки и достигнуть профессиональных знаний.

Методические приемы обучения грамматики на уроках английского языка продолжают интересовать отечественных (Н. А. Жукова [3], В. В. Левченко [4], М. А. Лопатин [5], Н. В. Матвеева [6], О. В. Мещерякова и других), и зарубежных (М. А. Абдуллаева [1], Н. М. Акрамова [2], Г. Г. Бурхонова и других) исследователей, что прослеживается в их трудах. Вышеупомянутые авторы обращают внимание на современную разработку методических приемов или коррекцию устаревших методик, предлагают новые методы в связи с глобализацией, развитием Интернета, появлением современных технологий, что отражается на преподавании английского языка по ФГОС. Далее стоит выделить методические приемы, которые помогут эффективнее изучить грамматику на уроках английского языка, устранить ошибки, снижающие мотивацию к изучению языка и способность понять новый материал для возможности дальнейшего языкового углубления новых знаний. Несмотря на развитие современных технологий сегодня, в рамках образовательной системы, существует не так много методических разработок для осуществления эффективных методических приемов, что и является актуальностью данной работы.

Целью статьи является выявление эффективных методических приемов обучения грамматики на уроках английского языка.

Для эффективного изучения английского языка грамматика должна быть представлена педагогом как увлекательное изложение, с ассоциацией, картинками и практическим применением, нет смысла в заучивании обучающихся, необходимо достигнуть понимания материала и его логического использования в речи [3].

Исследование научных трудов обращает внимание к двум основным подходам в грамматике: эксплицитный и имплицитный. Рассматривая данные подходы, следует отметить объяснение грамматических правил и явлений в эксплицитном подходе, а имплицитный подход отвечает за повторение и заучиванием грамматически верных структур без изучения самих правил.

Детальный теоретический анализ указывает, что фундаментом эксплицитного подхода является индуктивный и дедуктивный методы.

Основа индуктивного метода лежит в формировании грамматического правила или грамматических закономерностей, которые обучающиеся должны сформулировать к концу урока при правильной и эффективной подаче педагогом нового материала.

Что касается дедуктивного метода, то его суть заключается в отработке грамматического правила и новых грамматических структур, связанных с данным правилом на основе предоставленных письменных и коммуникативных упражнений на уроке [5].

Как показывает изучение научных трудов, индуктивный метод является наиболее эффективным методическим приемом для долговременного запоминания грамматики, но в связи с тем, что он построен на когнитивном развитии, педагогу не хватает часов в образовательной программе для применения методических приемов на базе данного метода. Индуктивный метод оказывает влияние на самообразование, что надолго остается в памяти у обучающихся.

Одним из методических приемов, в рамках изучения иностранной грамматики, является методика последовательности, что означает изучение от самого простого к сложному (к примеру: Future Simple-Future Continuous-Future-in-the-Past, Future Present Perfect). Согласно вышеуказанному примеру, педагог объясняет будущее простое время (Future Simple), отрабатывает правило, применение в упражнениях, диалогах и речи, а затем переходит к будущему длительному времени (Future Continuous) и так далее. К такому методического приему относится освоение прямой (Direct Speech) и косвенной речи (Indirect Speech), активного (Active Voice) и пассивного залога (Passive Voice).

Важно подчеркнуть, что методические приемы должны отрабатываться на практических занятиях, что требуют применение нейродидактики, сложной и когнитивной деятельности, что послужит усвоению изученных грамматических правил, решению коммуникативных задач.

К методическим приемам следует отнести ассоциативные карточки в рамках применения нейродидактики и других методик, что оказывает влияние на эффективное запоминание при ассоциации нового слова с фотокарточкой, происходит усвоение на подсознательном уровне [6].

Подводя итоги фрагментарного исследования, необходимо выделить недостаточную разработку учебного материала в рамках использования методических приемов с современными гаджетами, проекторам, Интернет-пространства.

Использование методических приемов обучения грамматики остается актуальной темой наряду с происходящей информатизацией, глобализацией и развитием Интернета. В современных условиях обучения иностранным языкам ведущими подходами признаются коммуникативный и когнитивный подходы.

В связи с существующими методическими приемами, следует выделить последовательность, применение ассоциативных карточек на базе нейродидактики, а так же использование индуктивного и дедуктивного методов с грамматической практической отработкой (упражнения, диалоги, монологи, дискуссии). Изучение иностранной грамматики и эффективность методических приемов вызывают до сих пор неиссякаемый интерес, дискуссии у российских и зарубежных исследователей.

Литература:

  1. Абдуллаева М. А. Функциональная направленность и стратегия формирования грамматической компетенции студентов неязыкового вуза в условиях полилингвального образования / М. А. Абдуллаева. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-napravlennost-i-strategiya-formirovaniya-grammaticheskoy-kompetentsii-studentov-neyazykovogo-vuza-v-usloviyah (дата обращения: 08.02.2023)
  2. Акрамова Н. М., Бурхонова Г. Г. Усовершенствование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза с позиции коммуникативного подхода / Н. М. Акрамова, Г. Г. Бурхонова. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usovershenstvovanie-inoyazychnoy-grammaticheskoy-kompetentsii-studentov-neyazykovogo-vuza-s-pozitsii-kommunikativnogo-podhoda (дата обращения: 08.02.2023)
  3. Жукова Н. А. Формирование иноязычной грамматической компетенции студентов неязыкового вуза / Н. А. Жукова. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-inoyazychnoy-grammaticheskoy-kompetentsii-studentov-neyazykovogo-vuza (дата обращения: 08.02.2023)
  4. Левченко В. В., Мещерякова О. В. Стратегии формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку бакалавров неязыкового вуза / В. В. Левченко, О. В. Мещерякова. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-formirovaniya-grammaticheskoy-kompetentsii-v-professionalno-orientirovannom-obuchenii-inostrannomu-yazyku-bakalavrov (дата обращения: 08.02.2023)
  5. Лопатин М. А. Использование письменной речи в процессе обучения студентов грамматике английского языка / М. А. Лопатин. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pismennoy-rechi-v-protsesse-obucheniya-studentov-grammatike-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 08.02.2023)
  6. Матвеева Н. В. Преемственность в обучении грамматике английского языка в колледже и в вузе / Н. В. Матвеева. ─ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-v-obuchenii-grammatike-angliyskogo-yazyka-v-kolledzhe-i-v-vuze (дата обращения: 08.02.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, индуктивный метод, прием, дедуктивный метод, имплицитный подход, методический прием обучения грамматики, грамматическое правило, иностранная грамматика, когнитивное развитие, эксплицитный подход.


Ключевые слова

когнитивное развитие, грамматика английского языка, эксплицитный и имплицитный подходы, дедуктивный и индуктивный методы

Похожие статьи

Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка

Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Подходы и методы преподавания английского языка: устный подход, ситуативное обучение языку и аудиоречевой метод

В статье рассматриваются теоретические основы подходов и методов преподавания английского языка; дается подробное описание устного подхода, ситуативного обучения языку и аудиоречевого метода.

Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ

Статья посвящена обзору и анализу современных методик обучения чтению и письму. Рассматриваются такие подходы, как метод глобального чтения, метод звукового анализа, метод обучения чтению по слогам, метод “целых слов” и метод фонетического чтения. Ка...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Использование интерактивных технологий как средство развития мыслительных способностей будущих учителей английского языка

Традиционные методы обучения английскому языку уже давно устарели. Уровень понимания знаний и возможность дальнейшего их применения у будущих учителей английского языка при вышеописанной форме обучения ничтожно малы. Отсутствуют условия, способствующ...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Интерактивное обучение грамматике английского языка на основной ступени школьного образования

В статье подчеркивается актуальность интерактивного обучения грамматике в методике преподавания иностранного языка, рассматриваются понятия «интерактивность» и «интерактивное обучение», описаны пути применения интерактивного обучения в школе. Научная...

Похожие статьи

Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка

Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Подходы и методы преподавания английского языка: устный подход, ситуативное обучение языку и аудиоречевой метод

В статье рассматриваются теоретические основы подходов и методов преподавания английского языка; дается подробное описание устного подхода, ситуативного обучения языку и аудиоречевого метода.

Современные методики обучения чтению и письму: обзор и анализ

Статья посвящена обзору и анализу современных методик обучения чтению и письму. Рассматриваются такие подходы, как метод глобального чтения, метод звукового анализа, метод обучения чтению по слогам, метод “целых слов” и метод фонетического чтения. Ка...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Использование интерактивных технологий как средство развития мыслительных способностей будущих учителей английского языка

Традиционные методы обучения английскому языку уже давно устарели. Уровень понимания знаний и возможность дальнейшего их применения у будущих учителей английского языка при вышеописанной форме обучения ничтожно малы. Отсутствуют условия, способствующ...

Методики интенсивного обучения иностранным языкам

В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...

Интерактивное обучение грамматике английского языка на основной ступени школьного образования

В статье подчеркивается актуальность интерактивного обучения грамматике в методике преподавания иностранного языка, рассматриваются понятия «интерактивность» и «интерактивное обучение», описаны пути применения интерактивного обучения в школе. Научная...

Задать вопрос