GR-менеджмент в системе управления коммерческой организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 01.08.2022

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Попов, Я. Д. GR-менеджмент в системе управления коммерческой организацией / Я. Д. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 55-60. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94260/ (дата обращения: 17.12.2024).



Согласно законодательству Российской Федерации основной целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли [1], основной целью менеджмента коммерческой организации выступает необходимость максимизации прибыли.

Согласно теории стейкхолдеров (одной из концепций в этике бизнеса, сформулированной Р. Фриманом в 1984 г.), коммерческая компания — это не только экономическая целостность, а прежде всего совокупность внешнего и внутреннего окружения как набора заинтересованных в ее деятельности сторон, интересы и требования которых менеджеры фирмы должны принимать во внимание и удовлетворять [2, с. 24].

Бесспорным является и тот факт, что любая коммерчески успешная организация представляет из себя четко организованную структуру, каждый сотрудник которой выполняет ряд функций, направленных на достижение установленных показателей.

Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности — стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения.

Одной из самых распространенных в нашей стране систем управления является линейно-организационная структура. На ее основе функционируют органы государственной власти, подведомственные им учреждения и близкие к государственным структурам предприятия. Она интуитивно понятна и не требует серьезных изменений при переходе конкретного человека из среднего образовательного учреждения в высшее, а затем в коммерческую или государственную структуры. Именно линейно-организационная структура предполагает наличие иерархии подчиненности непосредственному руководителю, а опосредовано через него всему высшему менеджменту организации.

Основной функционирования линейной организационной структуры является специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации [3], где все службы в итоге непосредственно подчинены руководителю организации, и оценка деятельности каждой структуры осуществляется по показателям, характеризующим выполнение ими своих целей и задач. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Устоявшиеся традиции организации системы управления не предполагают наличия отдельных сотрудников, нацеленных на общее развитие организации. В таких структурах стратегическое управление компанией лежит непосредственно на директоре, генеральном директоре, управляющем, собственнике. Именно такая тактика развития бизнеса, сосредоточенная на возможностях одного человека, приводит зачастую к значительным ограничениям в развитии.

Наиболее успешные компании показывают необходимость развития организации во всех возможных плоскостях от производства и реализации продукции до поддержания позитивного имиджа в глазах сотрудников, потребителей и государства. Именно на поддержание взаимодействия бизнес-структуры с органами государственной власти нацелена деятельность GR-специалистов.

В России большего всего структурных подразделений, реализующих развитие системы government relations, образовано в компаниях нефтяного, телекоммуникационного и металлургического профиля. Например, в головном офисе компании ТНК-BP за GR отвечают сразу три управления: по работе с регионами, по законотворческой работе и по связям с органами государственной власти. Кроме того, на уровне субъектов РФ, в которых расположены основные производственные активы компании, существуют местные подразделения по GR.

В компании «Газпром Нефть» установлен механизм взаимодействия с региональными органами власти — соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Согласно данным за 2014 год «Газпром нефть» активно участвовала в развитии и совершенствовании регионального законодательства в целях повышения инвестиционной привлекательности регионов и улучшения социально-экономической ситуации. Специалисты Компании принимали участие в работе Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, Думы Тюменской области и др.

Взаимодействие «Газпром Нефти» с федеральными и региональными органами власти направлено на совершенствование нормативной отраслевой базы и формирование благоприятного инвестиционного климата в России. Специалисты компании на регулярной основе проводят мониторинг текущей законотворческой деятельности, анализ законопроектов. Совместно с региональными парламентами компания участвует в экспертизе федерального отраслевого законодательства.

В ПАО «Газпром» выделяют 10 групп заинтересованных сторон, одной из которых выступают государственные и муниципальные органы власти. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в Газпроме основано на принципах вовлеченности, существенности, воздействия и реагирования.

Для группы «Органы государственной власти и местного самоуправления» выделены отдельные подразделения взаимодействия, а именно: Департамент, отвечающий за работу с органами власти Российской Федерации, Комиссия по региональной этике. В рамках работы этих подразделений осуществляется следующая деятельность:

— подписание соглашений с регионами Российской Федерации;

— презентация деятельности Группы Газпром для руководителей органов власти;

— взаимодействие, оформленное деловыми контрактами, договорами и соглашениями о сотрудничестве [5].

И такое взаимодействие не является, чем-то редким и особенным для крупных предприятий. Организации меньших размеров объединяются в некоммерческие партнерства и ассоциации и представляют перед органами власти общие интересы, действуют в интересах целой отрасли. Так, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий активно участвует в разработке законопроектов, профессиональных стандартов для отрасли информационных технологий и мнение данной Ассоциации учитывается на федеральном уровне. В составе Ассоциации действуют различные комитеты, отвечающие за определённые направления деятельности — от образования для региональной и внешней политики [6].

В тоже время, некоторые предприятия предпочитают заниматься выстраиванием взаимодействия с органами власти самостоятельно.

Действительно задачи gr-менеджмента в организации могут быть абсолютно разными, но исходят в первую очередь из самого понятия «government relations». В российской и международной практике существует несколько различных вариаций трактовки понятия government relations.

Таблица 1

Понятие government relations в работах исследователей

Автор

Содержание понятия

Наварро Р., Диас М.

— процесс взаимодействия с представителями государственного управления на различных его уровнях — городском, государственном, национальном, многонациональном и глобальном — с целью влияния на принимаемые решения в направлении создания воспринимаемой ценности, позволяющей совместно достигать стратегических целей для всех вовлеченных сторон и заинтересованных сторон [7, с. 26].

Кулакова Т.

— одно из направлений коммуникационного менеджмента, целью которого является согласование собственных интересов с интересами органов государственной власти различного уровня для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития [8,с. 227]

Евсеев В., Барсукова С.

— обеспечение стабильности и предсказуемости регулирующей среды, в которой работает компания, а также формирование благоприятных условий ведения бизнеса [9, с. 38]

Хлытчиев И. И.

— публичное, интерактивное, профессиональное общение между субъектами негосударственной сферы с органами государственной власти [10, с. 7]

Чумиков А. Н.

— сознательная организация коммуникации, установление эффективных коммуникаций с органами государственной власти [11, с. 240]

Сморгунов Л., Тимофеева Л.

— особая организация взаимодействия негосударственных структур (ассоциаций гражданского общества, бизнеса) с государством для влияния на власть с целью согласования интересов и принятия эффективных решений [12, c. 12]

Общим у всех определений выступает именно построение устойчивых взаимосвязей между органами государственной власти и бизнес-структурами.

Зачастую GR-менеджмент относят к системе PR-структур внутри организации, т. к. считается, что любые взаимоотношения будь то с потребителями, СМИ или государством проходят через систему коммуникаций. И некоторые исследователи, выделяя ряд основных видов деятельности внутри системы GR-отношений, такие как: взаимодействие с органами власти, мониторинг и разработку нормативно-правовых актов, получение государственного финансирования и пр. [13], говорят о том, что government relations является частью связей с общественностью. Однако, стоит отметить, что теория и практика PR предполагают «установление и поддержание эффективной двусторонней коммуникации в форме диалога» [14, 179], а объектом PR выступает общественное мнение [14, с. 179].

В то время как компании с сильной поддержкой со стороны государства зачастую не нуждаются в коммуникации со сторонней общественностью. В качестве примера каждый может вспомнить объем негативной информации и действительное неприятие самой структуры Сбербанка, Газпрома и других корпораций, где уровень поддержки со стороны органов власти стоит гораздо выше показателей принятия со стороны потребителей. Это абсолютно не говорит о том, что указанные организации не выстраивают систему взаимодействия с общественностью, но именно в крупных организация функции между PR-департаментами и GR-направлением разделены.

Исследователи отмечают, что основной целью GR-менеджмента является повышение уровня публично управленческой выгоды на основе укрепления партнерства со структурами власти [15, с. 598].

Таким образом, согласно примерам отдельно взятых крупных бизнес-структур становиться очевидной необходимость развития системы GR внутри любой организации, нацеленной на укрепление позиций в своей сфере. GR-специалист или отдельная составляющая организационной структуры способны обеспечить установление долгосрочных, плодотворных связей между заказчиком со стороны государства, контролирующим или проверяющим органом, обеспечить информационную, коммуникационную поддержку со стороны представителей органов власти. В свою очередь именно такой поддержки зачастую не хватает предприятиям малого и среднего бизнеса, которые на практике не знают о существовании государственных структур, открытых к диалогу.

Так, еще в 2016 году посредством опроса, проведенного Общероссийским народным фронтом [16], выяснилось, что только 14 % респондентов знают о существовании такой структуры как АО «Корпорация МСП», основными целями которой выступают:

— оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

— привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;

— организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;

— организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, а также инновационной и высокотехнологичной продукции;

— обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;

— подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере [17].

При этом среди тех, кто ответил утвердительно, практически никто не пользовался ее услугами. Такие данные свидетельствуют о низком уровне информированности предпринимателей о существующих мерах господдержки малого и среднего бизнеса. Наличие же в структуре организации специалиста, осведомленного о системе государственного управления, методах поддержки со стороны государства и имеющего потенциальные возможности продвижения компании в среде органов государственной власти, позволяет даже небольшой организации рассчитывать на серьезные конкурентные преимущества.

Устойчивых конкурентных преимуществ организация может достичь, только активно взаимодействуя со всеми заинтересованными сторонами, поскольку их поддержка необходима при реализации стратегии компании в целом. Следовательно, при четком понимании заинтересованных стороны любая организация должна выстраивать регламентированную политику взаимодействия с ними. Как отмечалось выше, в теории и практике government relations государственная власть рассматривается как одно из внешних заинтересованных лиц.

Таким образом, в ходе статьи установлено, что организационная структура определяет в каком направлении движется компания. Понятная структура организации — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.

Организационная структура определяет конкретное место и функции каждого отдельного сотрудника и подразделения. В тоже время, именно на основании понятной структуры организации ее руководство может выстроить стратегический план развития и определить основные векторы, на которые необходимо ориентироваться. В линейно-организационных структурах современному среднестатистическому сотруднику работать понятнее и надежнее, в силу установивших иерархических привычек. В тоже время возникают определенные сложности во введении таких направлений как GR-отдел (департамент) по причине деятельности специалистов в неопределенной плоскости развития компании в целом.

Как отмечают исследователи, «использование механизма GR-менеджмента создает условия для повышения эффективности деятельности организации, ликвидации административных барьеров на пути развития бизнеса, способствует укреплению рыночных институтов и институтов гражданского общества» [15, c. 600]. В последние годы управление взаимодействием с органами государственной власти становится все более актуальной сферой деятельности. GR- менеджмент приобретает все большее значение как для государства, так и для бизнеса. Соответственно, возникает необходимость не только на практике налаживать сотрудничество органов государственной власти и бизнеса, но совершенствовать механизмы их взаимодействия в целях успешного социально-экономического развития, а также выводить подобное сотрудничество за рамки понятий «лоббизма» и «коррупция».

Литература:

  1. Закон Российской Федерации «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1–453) (с изменениями на 25 февраля 2022 года)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
  2. Freeman, R. Е. Strategic Management: A stakeholder approach / R. Е. Freeman. — Boston: Pitman, 1984. — 276 c. — Текст: непосредственный.
  3. Типовые организационные структуры предприятий. — Текст: электронный // Библиотека управления: [сайт]. — URL: https://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000_orgchart.shtml (дата обращения: 20.06.2022).
  4. Что такое GR?. — Текст: электронный // GR NEWS: Между бизнесом и властью: [сайт]. — URL: https://gr-news.ru/2013/12/15/chto-takoe-gr/ (дата обращения: 22.06.2022).
  5. Взаимодействие с заинтересован­ными сторонами. — Текст: электронный // Газпром. Отчет: [сайт]. — URL: https://sustainability.gazpromreport.ru/2018/about-report/interaction/ (дата обращения: 26.07.2022).
  6. Наши проекты. — Текст: электронный // Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий: [сайт]. — URL: https://apkit.ru/ (дата обращения: 29.07.2022).
  7. Кулакова Т. А. GR и процесс принятия политических решений // Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействий общества и власти /Под ред. В. И. Быкова, Л. Н. Галенской, Л. В. Сморгунова СПб СФК «Россия-Нева». 2006.С.26
  8. Кулакова, Т. А. Government Relations в процессе принятия политических решений / Т. А. Кулакова. — Текст: непосредственный // ПОЛИТЭКС. — 2005. — № 2. — С. 226–237.
  9. Евсеев, В. А. Основы организации работы с органами власти / В. А. Евсеев, С. Ю. Барсукова, А. Е. Дынин. — Москва: Ассоциация менеджеров, 2005. — 55 c. — Текст: непосредственный.
  10. Хлытчиев, И. И. Институционализация связей с органами государственной власти (GR) в публичной сфере современной России: специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Хлытчиев Игорь Игоревич; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». — Москва, 2014. — 24 c. — Текст: непосредственный.
  11. Чумикова, А. Н. Связи с общественностью. Теория и практика / А. Н. Чумикова, М. П. Бочаров. — 3-е изд. — Москва: дело, 2006. — 552 c. — Текст: непосредственный.
  12. Сморгунов, Л. В. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Л. В. Сморгунов, Л. Тимофеева. — 3-е изд. — Москва: РОССПЭН, 2012. — 407 c. — Текст: непосредственный.
  13. Быков, И. А. GR в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы и перспективы / И. А. Быков. — Текст: электронный // СПбГУ Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций: [сайт]. — URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1460024613_911.pdf (дата обращения: 26.06.2022).
  14. Савченко, Е. А. PR и PR-технологии: сущность, цели, задачи, функции / Е. А. Савченко, Т. П. Макарова. — Текст: непосредственный // Педагогические науки. — 2019. — № 3. — С. 178–180.
  15. Кайль, Я. Я. GR-менеджмент: реалии и перспективы развития / Я. Я. Кайль, Р. М. Ламзин, В. С. Епинина. — Текст: непосредственный // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 9 (часть 3). — С. 597–600.
  16. Итоги опроса ОНФ показали низкий уровень осведомленности бизнесменов о мерах господдержки малого и среднего бизнеса. — Текст: электронный // Общероссийский народный фронт: [сайт]. — URL: https://onf.ru/2016/10/04/itogi-oprosa-onf-pokazali-nizkiy-uroven-osvedomlennosti-biznesmenov-o-merah-gospodderzhki/ (дата обращения: 26.06.2022).
  17. Меры поддержки. — Текст: электронный // Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства: [сайт]. — URL: https://corpmsp.ru/about/ (дата обращения: 26.06.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, орган, орган власти, коммерческая организация, компания, организационная структура, Российская Федерация, сторона государства, стратегическое управление, государственное управление.


Задать вопрос