ПрофГид | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гец, П. Э. ПрофГид / П. Э. Гец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94147/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье описана авторская разработка, направленная на самоопределение учеников школ в области профессий Чегдомынского горно-технологического техникума. Приводятся результаты опрос школьников района и студентов техникума об информированности профессий техникума.

Ключевые слова: профориентация, проект, самоопределение, профориентационная игра, исследование.

Многие обучающиеся 7 и 8 классов не имеют представления о своей будущей профессии и не знают, какие факторы влияют на её успешный выбор. Такая ситуация грозит неправильным самоопределением в будущей трудовой деятельности. Даже некоторые студенты 1-3 курсов, часто сомневаются в правильности выбора собственной профессии. Велико число студентов, которые по этой причине прекращают своё обучение в техникуме, что существенно портит рейтинг учебного заведения и остаётся неприятным воспоминанием в памяти бывшего студента.

Таким образом, когда перед школьниками 7, 8 класса встает выбор: учиться ли в школе до 11 класса, или, после окончания 9 поступить в колледж, необходимо правильно определиться с выбором профессии.

Чегдомынский горно-технологический техникум имеет профориентационную программу и проводит множество мероприятий по профессиональному ориентированию школьников в течение всего ученого года. Ученики школ и их родители имеют достаточно хорошее представление о профессиях, которым обучает техникум, об этом можно судить по отзывам родителей и школьников под публикациями о профориентационных мероприятиях на официальных страницах техникума.

Однако даже очень хорошая осведомленность о специфике профессии и особенностях специальности не даёт ученику школы полную уверенность в личном выборе предлагаемых профессий. В связи с этим возникает необходимость в создании инструмента, который поможет школьникам лучше сориентироваться в профессиях и специальностях техникума.

Цель работы: создать условия для успешного профессионального самоопределения школьников среди профессий и специальностей Чегдомынского горно-технологического техникума с учетом их интересов, склонностей и возможностей путем создания профориентационной игры и организации медиа-поддержки.

Чтобы достигнуть поставленную цель необходимо было решить следующие задачи: разработать и провести опрос для школьников района и студентов техникума; изучить факторы успешного профессионального самоопределения; подобрать материал и создать карточки для профессионального самоопределения среди специальностей и профессий; создать профориентационный телеграмм-канал; описать результаты апробации профориентационных карточек, анализа посещаемости телеграмм-сообщества.

При выборе профессии очень важно учесть соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Большое значение при выборе профессии играют следующие факторы: позиция старших членов семьи; личные профессиональные планы; позиция товарищей, подруг; способности и склонности; уровень притязаний на общественное признание; информированность обо всех тонкостях выбранной профессии.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

Такими же немало важными факторами могут быть: материальные возможности; перспективность профессии; возможность трудоустройства; подготовка к вступительным экзаменам.

Таким образом, выбор профессии – сложное дело. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно учитывать следующие составляющие: «ХОЧУ» – профессиональные интересы, желания; «МОГУ» – возможности, склонности, способности, показатели здоровья; «НАДО» – востребованность профессий на современном рынке труда.

Для того, чтобы оценить уровень вовлеченности школьников и студентов в мероприятия техникума по профессиональному самоопределению, был проведен опрос.

Анализ ответов студентов показал, что большая часть из них не принимали участие в профориентационных мероприятиях от техникума. По данным техникума, велико количество отчисленных студентов из этих групп за год. Ответы оставшейся части студентов свидетельствуют о том, что они принимали участие в профориентационных мероприятия техникума, таких как: «ПрофиТрек», «Школа юных горняков», профориентационные экскурсии в техникум.

Анализ ответов школьников показал, что больший процент хочет поступить в средне-профессиональные учреждения, но не определились с выбором профессии, и не хотят поступать в горно-технологический техникум. Задача техникума – повысить процент желающих школьников поступить в наше учреждение, привлечь все возможные ресурсы для того, чтобы ученики больше знали о профессиях техникума и определились с выбором профессии для себя.

Так как в техникуме подавляющее большинство профессий имеют специальность – техник, то подходящий для нас тип профессий, исходя из всех возможных типов профессий (по Е.А. Климову) – это «Человек-техника».

Работники профессий «Человек-техника» имеют дело с техническими объектами труда. В 2022-2023 учебном году в техникуме будет проводится набор по профессиям человек-техника таким, как: 21.01.15 Электрослесарь подземный (ЭСП); 21.02.15 Открытые горные работы (ОГР); 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений (КХС); 21.01.08 Машинист на открытых горных работах (МБЭ). В работе мы подробно остановились на характеристиках и профессиональных компетенциях выпускников каждой из вышеперечисленных профессий.

Для того, чтобы ориентировать будущих студентов в мире профессий и специальностей техникума, мероприятий и активностей, было принято решение создать сообщество в виде телеграмм-канала. Платформа выбрана в связи с тем, что большое количество школьников использует именно её. На данный момент телеграмм-канал получил название «Профгид» и начал свою работу.

Чтобы избежать неправильной профессиональной ориентации будущим студентам необходимо заранее определиться со своими предпочтениями и склонностями относительно предлагаемых профессий в техникуме. Мы предлагаем ученикам 7 и 8 классов поучаствовать в профориентационной игре-опросе, чтобы определить, какая специальность или профессия наиболее близка ученику.

Для разработки содержания профориентационных карточек была использовала информация, описывающпя требования, личные качества и квалификационные особенности необходимых нам профессий, включающая по 9 позиций для каждой из отобранных профессий.

ПрофГид – игровое мероприятие для школьников района. В игре 4 комплекта профориентационных карточек для четырёх профессий и образец итоговой таблицы. Ученикам предлагается два варианта проведения мероприятия.

1 вариант (на взаимодействие). Ученики класса делятся на 4 команды, представители команд поочередно вытягивают карточки и, если описанная в карточке характеристика профессии подходит, участник команды ставит себе плюс в соответствующей графе таблицы. По завершении зачитывания карточек, ребята подсчитывают плюсы в таблице. Предрасположенность к профессии из числа предложенных определяется большинством плюсов. В завершении игры ученикам предлагается разбиться по профессиям и придумать творческий номер о своей профессии.

2 вариант. Каждому ученику выдается профориентационная таблица. Представитель техникума перемешивает профориентационные карточки и поочерёдно зачитывает информацию. Ребята делают отметки в соответствующих графах таблицы. Предрасположенность к профессии из числа предложенных определяется большинством плюсов. В завершении ведущий делает презентацию каждой из профессий и отвечает на вопросы учеников.

Была проведена серия встреч с учениками 7, 8, 9 классов из разных школ района. Опробованы оба варианта игры. Ученикам 7 класса более интересен показался вариант с групповой работой. После апробации профориентационной игры, был составлен план регулярных посещений классных часов для учеников 7,8,9 классов, с целью проведения с ними разработанных профориентационных мероприятий.

Литература:

  1. Князькина Е.А. Стратегии привлечения талантливой молодежи в технический университет // КПЖ. – 2021. – №1 (144). – С. 113-119.
  2. Илюхина Н.А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм // Вестник РГГУ. – 2016. – №4 (6). – С. 83-85.
  3. Бренч С.В. Профориентационная работа в условиях малого города // Профессиональное образование и рынок труда. – 2014. – №3. – С. 34-35
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессия, горно-технологический техникум, профориентационная игра, техникум, ученик, большинство плюсов, профессиональное самоопределение, специальность техникума, успешное профессиональное самоопределение.


Ключевые слова

исследование, профориентация, проект, самоопределение, профориентационная игра

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Профессиональная адаптация — это «процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в...

Формирование профессионального самоопределения...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Престижность выбираемой профессии как важный фактор...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера

Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в...

профориентационная работа , выбор профессии , социальный...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия. выбор профессии, будущая профессия, профессия

Профориентационные методики в процессе выбора профессии. Статья посвящена описанию процесса успешного профессионального...

Профориентационная работа как фактор успешного развития...

Формирование профессионального самоопределения... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Методические подходы к профориентационной работе...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст. Типичные трудности и ошибки при...

Похожие статьи

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

Профессиональная адаптация — это «процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в...

Формирование профессионального самоопределения...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Престижность выбираемой профессии как важный фактор...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера

Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в...

профориентационная работа , выбор профессии , социальный...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия. выбор профессии, будущая профессия, профессия

Профориентационные методики в процессе выбора профессии. Статья посвящена описанию процесса успешного профессионального...

Профориентационная работа как фактор успешного развития...

Формирование профессионального самоопределения... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Методические подходы к профориентационной работе...

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность... Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование, подростковый возраст. Типичные трудности и ошибки при...

Задать вопрос