Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нефедова, А. В. Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности / А. В. Нефедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72277/ (дата обращения: 08.08.2020).



В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.

Ключевые слова: профориентационная работа, факторы выбора, каналы предоставления информации, потребность рынка труда.

Под профориентационной работой, в рамках данной статьи, будем понимать управление процессом готовности к профессиональному самоопределению школьников.

Основная цель профориентационной работы сформировать у молодых людей установку на необходимость профессионального самоопределения, побудить к активному поиску, выбору и самостоятельному решению имеющихся проблем.

В литературе отмечено, что процесс профессионального становления и развития личности осуществляется непрерывно, проходя через этапы:

1) выбора своей будущей профессиональной деятельности;

2) получения профессии и выхода на рынок труда;

3) карьерного роста (вертикального и горизонтального), связанного с динамикой рынка труда;

4) профессионального совершенствования.

Все эти этапы связаны с определенными методами, формами, задачами и целями деятельности по формирования личности современного профессионала. Наиболее трудным является этап, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути, этот этап приходится на время учебы в школе.

К сожалению, многие исследования в данной области (В. И. Кузнецова, Поддубного А. В. и др.), указывают на то, что абитуриенты, поступающие в профессиональные образовательные организации, руководствуются при выборе профессии не интересом к конкретной специальности, а совершенно случайными мотивами и за время обучения не овладевают в должной мере знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Поэтому сегодня как никогда актуальна профориентационная работа с молодежью, где особая миссия возлагается на школу, но не всегда школа может самостоятельно справиться с поставленной перед ней задачами, поэтому необходимо сетевое взаимодействие с другими субъектами деятельности, такими как: профессиональными образовательными организациями (СПО и ВУЗЫ) работодатели, центры занятости, органы государственной власти и т. д.

Целью эмпирического исследования является выявление факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи г. Хабаровска и Хабаровского края.

Задачи исследования:

1) изучить факторы, влияющие на выбор образовательной организации и направления подготовки среди студентов КГБ ПОУ «Хабаровский технический колледж» (далее — колледж, ХТК);

2) изучить процесс поиска информации, критерии выбора профессии и образовательной организации СПО среди учеников 9–11 классов школ г. Хабаровска;

3) провести анализ ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг Дальнего Востока.

Исследования, проводимые на протяжении периода (2016–2018гг) среди первокурсников Хабаровского технического колледжа, подтверждают влияние на самоопределение школьников внешних факторов, например, на вопрос: «Когда ты принял решение о поступлении в ХТК?» в 2016 году 47,7 % абитуриентов указали выпускной класс, в 2018 это процент составил уже 62,2. Процент абитуриентов, которые решение приняли ранее, снизился с 53,1 % (2016 года) до 22,4 (в 2018 году).

Такие внешние факторы как мнение родителей увеличил свой вес с 19,3 % (2016г) до 21,5 % (2018г.), опыт обучения друзей и знакомых 21,2 % (2016г) до 26,5 % (в 2018г), мои друзья и одноклассники поступили в ХТК 16,1 % (2016г) до 23,1 % (2018г) и др., средний балл аттестата позволил поступить на бюджетное место 87,8 % (2016г.) и 89,6 % (2018г).

С целью изучения эффективности существующих каналов предоставления информации, проведен анализ анкетирования учащихся первого курса Хабаровского технического колледжа. Где представлены причины выбора ХТК как образовательной организации, результаты представлены в таблице 1.

Сомнение в обоснованности выбора побуждали 53 % в 2017г. и 57 % в 2018г. опрошенных абитуриентов рассматривать варианты поступления на другие специальность, в связи с чем, они (абитуриенты), подавали документы более чем на одну специальность.

Таблица 1

«Почему ты выбрал для поступления ХТК?»

показатель

2016 год — 236 респондентов

2017 год — 225 респондентов

2018 год — 243 респондентов

ХТК  престижный колледж

33,7 %

39,7 %

45,4 %

Совет родителей, знакомых

17,1 %

15,1 %

23,0 %

Беседа с представителем колледжа

8,4 %

7,9 %

6,6 %

Мои друзья поступали в ХТК

16,9 %

18,9 %

19,0 %

Наличие нужного мне направления (специальности)

49,2 %

52,2 %

53,4 %

Следовательно, значительная часть выпускников школ не имеет потребности в становлении в качестве высококвалифицированного специалиста в конкретной отрасли промышленного производства. Выбор направления профессионального обучения носит у многих молодых людей случайный характер.

В 2017 и 2018 году абитуриентам колледжа задавался вопрос: проходили ли Вы профориентационные тесты и будете ли Вы учитывать их рекомендации при выборе профессии? Результаты опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты опроса

Варианты ответов

2017 год — 225 респондентов

2018 год — 243 респондентов

Да, проходил. Буду учитывать рекомендации и выбирать профессию согласно им

18 %

17,8 %

Да, проходил. Буду стараться учитывать, но поступлю, как получится

24 %

19 %

Да, проходил. Но ничего не понял в рекомендациях, считаю их неважными, применять не буду

37 %

41,2 %

Нет, не проходил

21 %

22 %

Также нас интересовал вопрос: «Испытывают ли школьники затруднения в поиске информации о специальностях и образовательных организациях, есть ли проблемы в анализе информации». Результаты данного опроса представлены на рисунке 1

Результаты опроса

Рис. 1. Результаты опроса

Таким образом, из приведенных данных видно, что школьникам достаточно сложно сравнивать между собой различные условия поступления, анализировать большие массивы данных, делать выводы на основе полученной информации о проходных баллах, условиях обучения, формах обучения, стоимость и др. Многие отмечают, что трудно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке.

Подводя общий итог, следует отметить:

  1. Большинство школьников волнует вопрос самоопределения;
  2. Основной массив информации школьники получают из интернета, сайтов учебных заведений, бесед с родителями (учителями и др.), друзьями, из социальных сетей, профориентационных мероприятий образовательных организаций;
  3. Треть респондентов ответили, что им тяжело сравнивать между собой условия поступления в образовательные организации (проходные баллы, условия обучения, формы обучения, стоимость и др.), в тоже время были отмечены такие факторы как быстро меняющаяся ситуация и наставления взрослых;
  4. Уровень информированности о профессии школьниками определяется нами как средний, уровень информированности об образовательных организациях среди большинства опрошенных достаточно высок;

По данным опроса Всероссийского центра общественного мнения, проведенного в 2017 году, с проблемами подбора кадров на Дальнем Востоке сегодня сталкиваются 78 % работодателей. Причины кроются в дисбалансе на региональном рынке труда.

В 2016 году высшие учебные заведения Дальнего Востока выпустили почти 37 тысяч специалистов, что на 20 % больше, чем количество выпускников профессиональных образовательных учреждений. Между тем, согласно анализу кадровых потребностей, 70 % создаваемых ими рабочих мест приходятся на квалифицированные рабочие специальности и профессии, (таблица 4).

В ближайшие годы на Дальнем Востоке будут востребованы специалисты в сфере добычи полезных ископаемых, добычи и переработки нефти и газа, в области строительства, машиностроения, рыболовства и аквакультуры, сельского хозяйства и пищевой промышленности, лесопереработки, а также транспорта и логистики.Это девять ключевых отраслей экономики, которые продемонстрируют опережающий рост.

Новая экономика региона формирует спрос на квалифицированные кадры, а также новые компетенции и новые профессии. К сожалению, до сих пор профессию выбирают по привычке или статусу, отдавая дань моде или семейным традициям, часто идут за компанию. Поэтому за время обучения не овладевают в должной мере знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. В результате лишь небольшой процент выпускников сегодня работает по специальности.

Таблица 4

Показатели прогноза потребности экономики Хабаровского края в выпускниках образовательных организаций по программам подготовки специалистов среднего звена на период до 2030 г. (выборочно) 9

Раздел ОКВЭД/

ОКСО

Наименование видов

экономической деятельности/

профессии, специальности,

направления подготовки

Выпуск

обучающихся в крае

Прогноз

Факт 2017 г.

План 2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

А

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

175

239

122

129

126

132

В

Добыча полезных ископаемых

46

58

215

222

235

240

С

Обрабатывающие производства

509

598

687

712

728

736

D

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

92

137

460

467

474

481

Е

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

60

57

71

66

69

70

F

Строительство

495

472

648

651

660

670

G

Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, ремонт автотранспортных средств

348

360

380

385

388

393

Н

Транспортировка и хранение

801

879

1 329

1 333

1 330

1 360

Несмотря на то, что согласно прогнозу, наибольшая восстребованность на рынке труда Дальнего Востока существует среди инженерно-технических кадров специалистов среднего профессионального образования, безработица среди молодых специалистов (специалистов без опыта работы) по данным «Хабстата» составляет более 15 %. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии [8, 4], и продолжается оно в процессе получения образования по выбранной специальности [6].

По нашему мнению, готовность к профессиональной деятельности сказывается на успешности будущего профессионального развития (карьерного роста). Успех развития профессиональной деятельности базируется на том, как человек в своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: выбор профессионального пути, обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и т. д. И именно профориентационная работа может и должна способствовать фактору успешности развития в профессиональной деятельности.

Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на решении таких задач как:

  1. Необходимо хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.
  2. Необходимо правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.
  3. Необходимо изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.
  4. Необходимо исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

По нашему мнению, систему профессиональной ориентации необходимо строить на основе неразрывного единства знаний, убеждений и действий, слов и дела. Цель профориентационной работы — скорректировать профессиональные намерения учащихся с помощью дифференцированной работы с каждым обучающимся в зависимости от их индивидуальных и возрастных особенностей. Реализовывая план профориентационной работы средствами, формами и методами, соответствующими психо-возрастным характеристикам учащихся, возможно, преодолеть ошибки, противоречия, шаблонные (стереотипные) взгляды на выбор жизненного пути и профессии.

На наш взгляд, наиболее остро стоит вопрос о повышении достоверной информационной среды школьников (будущих абитуриентов), которая поможет им в выборе самоопределения, специальности и профессиональной образовательной организации.

Литература:

  1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2005. — 304 с.
  2. Лунина Ю. В. Опыт проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в системе профориентации / Лунина Ю. В., Саломатова С. Н. АНИ: педагогика и психология, 2017. — № 2(19). — С. 89.
  3. Лунина Ю. В. Профессиональная ориентация абитуриентов/ Лунина Ю. В., Ковалева Л. В., Казарбин А. В. Проблемы высшего образования: Хабаровск, 8–10 апр.2015г./под ред. Т. В. Гомза — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2015. — 297с.
  4. Милославский В. Г., Алиева Н. Х., Соловьев С. М., Компилецкая О. Д., Казиев Т. Р. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский, Н. Х. Алиева, С. М. Соловьев, О. Д. Компилецкая, Т. Р. Казиев // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 905–911.
  5. Попович А. Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ / А. Э. Попович //Социально-гуманитарные знания. — 2011. — No 2.
  6. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.:, 1996. — 152 с.
  7. Управление федеральной службы государственной статистики по хабаровскому краю, магаданской области, еврейской автономной области и чукотскому автономному округу// Электронный ресурс http://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/ru/about
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, Дальний Восток, специальность, рынок труда, выбор профессии, результат опроса, выбор направления, профессиональная деятельность, образовательная организация, Хабаровский край.


Ключевые слова

профориентационная работа, факторы выбора, каналы предоставления информации, потребность рынка труда

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение. В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда.

Обоснование профориентационной деятельности организаций...

Обоснование профориентационной деятельности организаций СПО в сети Интернет.

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

Статья посвящена описанию процесса успешного профессионального самоопределения, которое предполагает согласование личностных интересов и умений с потребностями общества в кадрах.

Проблемы трудоустройства молодых специалистов...

Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда на Дальнем Востоке, по-прежнему остаются весьма острыми.

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

Формирование профессионального самоопределения... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Выбор будущей профессии – ответственный шаг

Выбор будущей профессии первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. С этой целью создана в колледже система профориентационной деятельности, для эффективного формирования конкурентоспособного специалиста...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное...

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение. В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда.

Содержание профессиональной ориентации учащихся на...

Актуальность профориентационной работы в образовательных... профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший...

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение. В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда.

Обоснование профориентационной деятельности организаций...

Обоснование профориентационной деятельности организаций СПО в сети Интернет.

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

Статья посвящена описанию процесса успешного профессионального самоопределения, которое предполагает согласование личностных интересов и умений с потребностями общества в кадрах.

Проблемы трудоустройства молодых специалистов...

Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда на Дальнем Востоке, по-прежнему остаются весьма острыми.

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

Формирование профессионального самоопределения... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Выбор будущей профессии – ответственный шаг

Выбор будущей профессии первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. С этой целью создана в колледже система профориентационной деятельности, для эффективного формирования конкурентоспособного специалиста...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное...

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение. В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда.

Содержание профессиональной ориентации учащихся на...

Актуальность профориентационной работы в образовательных... профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший...

Задать вопрос