В статье изложены результаты анализа ощущений 32 детей в возрасте от 6 до 12 лет при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования. Большинство опрошенных — 78,1 % описали свои ощущения как «нормальные» или «терпимые/приемлемые». Средний балл при использовании шкалы боли Faces Вонга-Бейкера составил 2,3.
Ключевые слова: дети, воздушно-абразивное препарирование, восприятие.
The article analyzes reaction of 32 children aged 6 to 12 years during kinetic preparation. The majority of respondents — 78.1 % — described their sensation as «normal» or «acceptable». The mean score using the Wong-Baker Faces Pain Scale was 2.3.
Keywords: children, air-abrasive preparation, sensation.
При лечении кариозных поражений с образованием полости у детей принципиально важным является выбор способа препарирования и соблюдение правил его проведения. Являющееся классическим препарирование при помощи ротационных инструментов имеет ряд недостатков (звук работающих наконечников, невозможность мгновенно остановить работу турбинного наконечника, неприятные ощущения в процессе препарирования, инфекционные риски из-за контакта инструмента с обрабатываемой поверхностью, негативное психологическое восприятие значительной частью детей), что привело к появлению альтернативных способов некрэктомии эмали и дентина.
Одним из таких методов является кинетическое воздушно-абразивное препарирование. Данный метод был предложен в 1940 году R. Black, однако не был востребован стоматологами в то время из-за дороговизны и ряда технических ограничений, и пережил второе рождение после 1985 года, когда T. Rainey переосмыслил его концепцию [5]. В современном виде кинетическое воздушно-абразивное препарирование представляет собой процесс иссечения пораженных твердых тканей зуба при помощи направленного высокоскоростного потока мелкодисперсного (чаще всего применяются размеры частиц 27 или 50 мкм) порошка биоинертного альфа-оксида алюминия [1, 2, 3].
В детской стоматологии данная методика применяется для раскрытия фиссур, препарирования неглубоких полостей при условии прямого к ним доступа, обработки поверхности зуба при переломе коронки перед реставрацией или фиксацией отломка и т. д. [1].
Использование кинетического воздушно-абразивного препарирования требует применения защитных очков, раббердама и пылесоса, что несколько ограничивает применение данной методики у маленьких детей. Вместе с тем, кинетическое воздушно-абразивное препарирование бесконтактно, снижает риск образования трещин и ожогов твердых тканей зуба в процессе некрэктомии, непохоже внешне на препарирование ротационными инструментами, и, по данным ряда литературных источников, отличается низкой болезненностью, что очень важно при работе с маленькими пациентами [3].
Целью данной работы явилась оценка восприятия детьми воздушно-абразивного способа препарирования кариозных полостей.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели нами был проведен опрос 32 детей в возрасте от 6 до 12 лет, получавших лечение в одной из частных клиник г.Минска. Поведение всех детей по шкале Франкла (Frank Behavioral Rating Scale) соответствовало Рейтингу 4 [4]. В каждом случае лечение проводилось по поводу кариеса дентина при локализации поражений в наружной и средней третях дентина (средний кариес). Препарирование кариозных полостей проводилось с применением кинетического воздушно-абразивного препарирования (аппарат RONDOflex, KaVo Dental, порошок диаметром 27 мкм) с использованием раббердама, слюно- и пылесоса и средств индивидуальной защиты. Для помощи выражения детьми своих ощущений во время препарирования использовалась шкала оценки боли Faces Вонга–Бейкера / Face Pain Scale (Wong and Baker, 1988) [6] (рис.1).
Рис. 1. Шкала оценки боли FACES Faces Вонга–Бейкера
Также мы использовали вербальную оценку ощущений, предлагая детям, принявшим участие в исследовании выбрать одно из следующих слов: «нормально», «терпимо/приемлемо», «неприятно».
Результаты и их обсуждение
Анализ рисунков, выбранных детьми, принявшими участие в исследовании, а также соответствующих этим рисункам баллов, выявил, что чаще других выбиралось изображение, соответствующее баллу 3–25,0 % (8 человек), реже всего — соответствующее баллу 5–6,3 % (2 ребенка), χ2=4,3; р<0,05. Изображение, соответствующее баллу 0, выбрали 9,4 % (3 ребенка) опрошенных, изображения, соответствующие баллам 1 и 2, выбрали по 21,9 % (7 детей) опрошенных, и изображение, соответствующее баллу 4, выбрали 15,6 % (5 детей) опрошенных (рис. 2).
Рис. 2. Распределение детей по оценке кинетического воздушно-абразивного препарирования при помощи шкалы лиц
Средний балл, выбранный детьми при оценке при помощи шкалы лиц своих ощущений при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования, составил 2,3±0,25.
Анализ слов, выбранных детьми, принявшими участие в исследовании, для описания их ощущений при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования, показал, что чаще всего встречался ответ «терпимо/приемлемо» — его дали 46,9 % опрошенных (15 человек). Словом «нормально» выразили свои ощущения 31,3 % детей (10 человек), χ2=4,8; р>0,05, тогда как ответ «неприятно» был получен в 21,9 % случаев — 7 опрошенных (χ2=4,4; р<0,05). В целом свои ощущения как «нормальные» или «терпимые/приемлемые» описало большинство опрошенных — 25 человек (78,1 %), что достоверно больше (χ2=20,3; р<0,001), чем доля детей, описавших свои ощущения как «неприятные» — 7 человек (21,9 %) (рис. 3).
Рис. 3. Распределение детей по вербальной оценке кинетического воздушно-абразивного препарирования
Стоит отметить, что из 7 детей (21,9 %), принявших участие в исследовании, и выбравших термин «неприятные», только 2 (6,3 %) сказали, что их ощущения при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования были настолько неприятными, что потребовалась местная анестезия.
Выводы:
- При использовании детьми визуальной шкалы лиц (баллы от 0 до 5) в момент процедуры кинетического воздушно-абразивного препарирования самым частым выбором было изображение, соответствующее баллу 3 — его выбрали 25,0 % опрошенных, а средний балл по данной шкале составил 2,34±0,25.
- Большинство детей, принявших участие в исследовании — 78,1 % расценивают свои ощущения при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования как «нормальные» или «приемлемые/терпимые».
Исходя из вышеизложенного, кинетическое воздушно-абразивное препарирование позитивно воспринимается большей частью детей и может рассматриваться как метод выбора при проведении некрэктомии при лечении полостных кариозных поражений.
Литература:
- Козловская Л. В., Маринчик Т. А., Шнип Е. В. Применение в стоматологии детского возраста альтернативных способов одонтопрепарирования // Стоматологический журнал. — 2011. — № 1. — С. 10–17.
- Луцкая И. К., Лопатин О. А. Альтернативные методы препарирования постоянных зубов на примере кариозной полости I класса по Блэку / Современная стоматология. — 2018. — № 1. — С. 15–20.
- Методы препарирования твердых тканей зубов: учеб.-метод. пособие / Полонейчик Н. М. [и др.] — Минск: БГМУ, 2010. — 43с.
- Frankl, S. N. Should the parent remain with the child in the dental operatory? / J. Dent. Child. — 1962. — V.29. — P.150–163.
- Rainey J. T. Air abrasion: an emerging standard of care in conservative operative dentistry // Dental Clinics — 2002. — V. 46, I. 2. — P.185–209. — DOI:https://doi.org/10.1016/S0011–8532(01)00011–8
- Wong D. L., Baker C. M. Pain in children: comparison of assessment scales // Pediatric Nursing — 1988. — V.14, No.1. — P.9–17.