В настоящее время проблема права пользования и правообладания земельными участками Российской Федерации, находящимися на территории иностранного государства и принадлежавшими нашей стране на праве государственной собственности, является актуальной не только для теоретического изучения, но и для практического использования при применении международных норм права для защиты интересов государства от посягательств на его собственность за рубежом. Данная тема находит большой отклик среди отечественных и зарубежных ученых-юристов прежде всего в рамках теоретических исследований. В правоприменительной практике же встречаются единичные случаи нарушения норм международных соглашений, касающихся права государственной собственности нашей страны на территории, расположенной в зарубежных странах. На основе анализа существующего правового массива дана общая характеристика существующих видов земельных участков «особого назначения», видов права пользования ими, а также выявлены существующие ныне проблемы в данной области.
Ключевые слова: земельные участки, право государственной собственности, международные соглашения, правовой статус, иностранное государство.
Актуальность состоит в том, что в связи с активными изменениями в законодательстве Российской Федерации ряд вопросов по сей день остается нерешенными. В частности, это касается и земельных участков Российской Федерации, расположенных на территориях иностранных государств. С периода существования СССР не раз предпринимались попытки законодательного урегулирования вопросов, касающихся реализации земельных участков особого назначения или вида. К примеру, установления права собственности на ту или иную зарубежную территорию или возврата права собственности на участок, утерянный в связи с его передачей другому государству и ряд иных вопросов, которые будут рассмотрены в настоящей работе.
Международные отношения сегодня играют ключевую роль в развитии нашего государства. Ежедневно консулами и послами, торговыми представителями между государствами налаживаются как внешнеэкономические, так и внешнеполитические связи. А для этого ей необходимы территории за пределами страны. Благодаря этому Россия укрепляется на международной арене.
Обзор литературы
На сегодняшний день ведутся споры ученых-юристов о собственности на земельные участки за рубежом у Российской Федерации, при этом некоторые из них уверены, что это противоречит нормам международного права, которое не предусматривает такой вид собственности как собственность на земельные участки иностранного государства (Российской Федерации) в пределах территории зарубежного государства.
Также учеными остро выделяется проблема отсутствия положений, касающихся механизма управления описываемого особого вида государственной собственности, в ведущих нормативных актах — ГК РФ, ЗК РФ, ГРК РФ. Как, верно, указано в работе «это создает предпосылки для осложнения контроля за эффективностью использования и сохранностью этой собственности» [8].
Основные аспекты
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи [5].
Земельные участки Российской Федерации, находящиеся за рубежом, накапливались в течении долгого времени. Они находятся на территории Венгрии, Дании, США, Польши, Латвии, Норвегии, Турции, Словении и ряда других государств. К ним относятся жилые помещения, посольские и консульские здания, здания торговых представительств, портовые сооружения иная собственность, используемая в военных целях (земельные участки под воинские захоронения, полигоны), земли русской церкви, а также собственность русских граждан, которую они приобретали при жизни и после смерти завещали государству.
Кроме нахождения на праве собственности наших земельных участков за рубежом также существуют земельные участки, у которых несколько иной правовой статус. Так, космодром в г. Байконур Российская Федерация арендует у Казахстана. Еще одним примером будет выступать заполярный поселок Баренцбург, который находится на экономическом пользовании у России согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года [9].
Особую роль с начала преобразования СССР в Российскую Федерацию имеют международные акты (соглашения) по вопросам пользования особой категории урегулирования отдельных вопрос, в том числе о пользовании земельными участками. Это и Женевская конвенция о защите гражданского населения во врем войны от 12.08.1949 года [1] на основе которой между Россией и рядом других государств были заключены такие двухсторонние соглашения как Соглашение о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во Второй мировой войне от 11.07.1992 года [4], Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о захоронениях павших военнослужащих и гражданских жертв войн и о статусе захоронений от 06.03.1995 года и т. д. В рамках указанных соглашений стороны обязались брать на себя обязанности и ответственность за содержанием и уходом воинских захоронений. Также в области именно похоронной деятельности было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.1995 № 33 «О мерах по реализации межправительственных соглашений об обеспечении сохранности и порядке содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в Российской Федерации.
В настоящее время в области захоронений останков погибших воинов присутствует проблема недостаточности заключенных двухсторонних соглашений, а также проблема в отсутствии обновлении ряда устаревших положений. Именно поэтому дальнейшая тенденция в данной области видится в наращивании усилий по активизации уже существующих соглашений, а также заключению новых между государствами-участниками второй мировой войны.
Ныне действует и Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 года) [3], вступившая в силу в 1967 году и ратифицированная СССР в 1989 году. В эту группу можно включить и Венскую конвенцию о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 года) [2], ратифицированную Указом Президиума Верховного Совета СССР 11.02.1964 с оговоркой и заявлением.
Ряд специалистов на сегодняшний день придерживается мнения о том, что плохо развитая правовая база является камнем преткновения для упорядочения государственной собственности за рубежом. В 1994 году была проведена активная политика в области разработки нормативных актов, касающихся собственности Российской территории на территориях иностранных государств.
Выход из данной ситуации видится в следующих действиях. В настоящее время необходимо возобновить работы над законопроектом «Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом». Необходимо его привести к общему знаменателю и вывести на международный уровень для стран-участников. Также необходимо создание системы контроля и мониторинга Федеральной собственности за рубежом. Восстановить утраченные документы, подтверждающие право государственной собственности Российской Федерации на ряд объектов, находящихся за границей и используемыми зарубежными странами несмотря на то, что данная работа частично уже была проведена.
Ярким международным спором является лишение собственности России на территории США ее властями. Речь в данном случае идет о следующей ситуации, произошедшей в 2017 году. В этом году под предлогом «негативного влияния» со стороны России на выборы президента США, США забрали дипломатическую собственность нашей страны, расположенной на их территории вопреки положениям Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года.
Заключение
В ходе проведения исследования были выявлены проблемы, прежде всего связанные с законодательным регулированием права собственности на земельные участки Российской Федерации, находящиеся на территории зарубежных стран. Одним из них является отсутствие в законе определения такого вида собственности как «собственность на земельные участки иностранного государства». Введение данного понятия сузило бы существующий объем иных видов собственности на земельные участки и предотвратило правовые последствия отнесения территории к другому виду права собственности на земельный участок.
Литература:
- Женевская конвенция о защите гражданского населения во врем войны (Женева, 12 августа 1949 г.) // Бюллютень международных договоров, 1949.
- Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221.
- Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 года) // Сборник международных договоров СССР. М., 1991 г., вып. XLV. С. 124.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во второй мировой войне (Хельсинки, 11 июля 1992 года) // Бюллютень международных договоров, апрель 1994, № 4.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001, № 44.ст. 4147.
- Федеральный закон от 02.01.2000 № 28 — ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу) // Российская газета. 2000, № 5.
- Указ Президента от 23 октября 2000 года № 1771 «О мерах по улучшению использования, расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30.10.200. № 44, ст. 4352.
- Собственность Российской Федерации за рубежом URL: https://revolution.allbest.ru/international/00251949_0.html.
- Российские владения за рубежом. URL: https://fishki.net/1502789-rossijskie-vladenija-za-rubezhom.html.