Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 10.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Гилязова, А. А. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд / А. А. Гилязова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115386/ (дата обращения: 30.06.2024).



Настоящее исследование посвящено современным проблемам изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Актуальность исследования заключается в том, что в условиях современного развитого капитализма, институт изъятия частной собственности, в том числе и земельных участков, представляет собой достаточно неоднозначное правовое явление. Также в законодательстве и правовой литературе отсутствует единство в понимании проблем, связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: государственные и муниципальные нужды, земельный участок, изъятие, необходимость изъятия.

В Российской Федерации собственность как объект гражданских прав охраняется законом. Данный факт особо подчеркивается статьей 35 Конституции Российской Федерации, которая в части первой указывает, что право частной собственности охраняется законом, а в части третьей устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Данные положения позволяют нам говорить о том, что произвольное изъятие имущества субъектов общественных отношений невозможно в условиях современного демократического, правового и справедливого существования общества. Тем не менее, существуют определенные случаи, когда изъятие имущества, находящегося в частной собственности возможно, в том числе возможно изъятие и земельных участков, как особой формы частной собственности.

Земельный как объект гражданских прав представляет собой особую категорию, которая хоть и может находится в частной собственности, но имеет государственно-образующее значение для всего общества. Частью третьей статьи 6 Земельного кодекса определено, что Земельный участок как объект права собственности на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В таких законодательно предусмотренных условиях мы и будем рассматривать возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Непосредственная возможность изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусмотрена статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако, понятие государственных и муниципальных нужд в законе не раскрывается. В этой связи, считаем возможным обратиться к доктринальным источникам. Е. А. Конюх под государственными или муниципальными нуждами предлагает понимать «определенные законом объективно возникшие общественно значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых обусловлена интересами широкого круга субъектов» и которые реализуются в установленном законом порядке публично-правовыми образованиями [1, с. 33].

В свою очередь В. А. Евсегнеев указывает, что под государственными и муниципальными нуждами стоит понимать «публичные нужды, удовлетворение которых идет на пользу либо всего населения страны, либо жителей муниципального образования или региона» [2, с. 69–79].

Судебной практикой также сформулировано свое определение понятия государственных и муниципальных нужд. В частности, в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений.

В свою очередь в Определении Верховного суда Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 309-КГ15–5924 по делу № А07–21632/2013, где указано, что под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, направленные на удовлетворение интересов общества и общественно полезных целей, осуществление которых невозможно без изъятия земельного участка.

Но при этом остался нерешенным вопрос, что понимается под интересами общества и как определяются общественно полезные цели [1, с. 24]. Предполагается, что они должны исходить из положений Конституции РФ. Однако в Основном законе закрепляется и защищается только право собственности граждан на земельные участки и не содержится четкого определения общественных интересов и целей, при удовлетворении которых право собственности может быть принудительно прекращено. Это приводит к тому, что настоящее время суды при разрешении судебных споров определяют наличие или отсутствие общественных интересов и общественно полезных целей исходя из обстоятельств каждого конкретного спора, а не из закрепленных в законе положений.

Полагаем, что необходимым является нормативное закрепление определения государственных или муниципальных нужд с подробным описанием того, что понимается под интересами общества и общественно полезными целями, для удовлетворения которых у правообладателей могут быть изъяты земельные участки. Поскольку изъятие земельных участков у частных лиц существенно ущемляет их права и свободы, ярким примером такого ущемления, было изъятие земельных участков у граждан при подготовке к проведению зимней олимпиада в Сочи в 2014 году. Поэтому, данный механизм не может отдаваться на усмотрение суда и должен быть четко регламентирован законодательством.

Помимо указанной проблемы, существует ряд других проблем, обусловленных наличием пробелов правового регулирования рассматриваемого института. Среди них особого внимания заслуживает отсутствие закрепления ответственности уполномоченных органов за использование изъятых земельных участков вразрез с изначально заявленными целями изъятия. Также следует обратить внимание на отсутствие регламентации процедуры отмены принятого решения об изъятии и поворота исполнения такого решения, например, посредством возврата изъятого имущества его прежнему правообладателю.

Также существенной проблемой указанного механизма стоит признать отсутствие закрытого перечня оснований для изъятия земельных участков. Так, статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд может осуществляться по следующим основаниям:

— выполнение международных договоров России;

— строительством, и сопутствующими процессами государственного и местного значения;

— иные основания.

В литературе справедливо пишут, что перечень основания для изъятия земельных участков должен быть исчерпывающим [4, с. 68].

Но некоторые авторы поддерживают законодателя в таком подходе построения механизма. Н. В. Макарчук в своей научной работе говорит о том, что нецелесообразно в настоящее время сужать перечень оснований изъятия земельных участков. В обоснование своей позиции он приводит доводы о том, что с каждым годом институт изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд развивается, и появляются новые случаи, в которых изъятие земельных участков представляется необходимым, соответственно, законодательно закрепить все такие случаи не представляется возможным [5, с. 6].

Позволим не согласиться с указанной позицией ученого. Нам представляется, что частная собственность в условиях капиталистической экономической формации является базисом развития общественных отношений, субъекты должны быть уверены в том, что их собственность не будет изъята по достаточно размытым причинам. В этой связи, логика законодателя достаточно понятна, в случае установления закрытого перечня возможность изъятия также будет ограничена и в некоторых случаях данный факт может привести к негативным последствиям. Но так или иначе, субъекты общественных отношений в сравнении с государством являются более слабой стороной правоотношений и их защита стоит на первом месте.

Таким образом, считаем возможным принять новый нормативный акт, который будет комплексно регламентировать указанную сферу общественных отношений, определяя само понятие государственных, мунициальных и общественных нужд, основания для изъятия земельных участков, порядок указанного изъятия, предоставляя больше прав и свобод лицам, у которых данные земельные участки изымаются. Поскольку современное правовое регулирование указанного механизма представляет собой разбросанные по разным правовым актам нормы права, которые не формируют единного правового регулирования изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Литература:

  1. Конюх Е. А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Журнал российского права. 2006. № 1. C. 33.
  2. Евсегнеев В. А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права, 2004. № 8. С 69–79.
  3. Шацкая М. Г. Критерии определения оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в российском законодательстве // Экологическое право. 2019. № 2. С. 21–25.
  4. Игонина Н. А., Ережипалиев Д. И. Актуальные проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере долевого строительства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 12. С. 66–70.
  5. Макарчук Н. В. Спорные вопросы правового регулирования изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд // Законы России: опыт, анализ практика. 2017. № 8. С. 11–15.
Основные термины (генерируются автоматически): нужда, участок, частная собственность, Российская Федерация, земельный участок, изъятие, том, возможность изъятия, Земельный кодекс, институт изъятия.


Похожие статьи

Задать вопрос