В рамках настоящего научного исследования исследуются гарантии прав при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Автором приводятся конкретные проблемы, с которым сталкиваются собственники земельных участков при принудительном изъятии, приводятся возможные варианты их решения. По результатам исследования делается ряд выводов, которые могут быть полезными.
Ключевые слова: изъятие земельных участков, принудительное изъятие, государственные и муниципальные нужды, гарантии собственников земельных участков.
Within the framework of this scientific research, the guarantees of rights in the seizure of land plots for state and municipal needs are investigated. The author presents specific problems faced by the owners of land plots during forced seizure, provides possible solutions to them. Based on the results of the study, a number of conclusions are made that may be useful.
Keywords: seizure of land plots, compulsory seizure, state and municipal needs, guarantees of land owners.
Одной из важнейших гарантий прав на землю является исключительность случаев изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации [1] (далее — ЗК РФ) это возможно в случае строительства новых объектов инфраструктуры, нефтепроводов, газопроводов, водопроводов, линий электропередач. Достаточно часто для строительства подобных объектов требуется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужды, по мнению ряда правоведов, призваны обеспечить интересы общества и государства [2]. При этом справедливо отметить, что подобное изъятие зачастую затрагивает интересы собственников земельных участков [3].
Изъятие земельных участков в публичных интересах происходит в исключительных случаях, закрепленных в ст. 49 ЗК РФ. Однако, указанная норма не содержит исчерпывающего перечня таких случаев и имеет отсылку к иным федеральным законам.
Несмотря на детальное законодательное регулирование исследуемых отношений, на практике возникает достаточное количество проблем, связанных с гарантиями, предоставляемыми собственникам земельных участков.
Одной из важных проблем является правомерность изъятия, а именно в определении значимости объекта, для строительства которого изымается участок.
Для решения данного вопроса законодателем была внедрен ряд поправок в действующий ЗК РФ, которые позволяют предупредить возникновение подобных споров.
Так, во введенной в 2015 году в ЗК РФ главе VII.1 определяются условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Для обоснования государственных или муниципальных нужд в ст. 56.3 ЗК РФ определяются условия изъятия земельных участков. Среди требований, соблюдение которых необходимо при изъятии земельных участков, приводится наличие утвержденных документов территориального планирования, а также проектов планировки территории. К данным документам прилагаются материалы по их обоснованию, содержащие сведения об утвержденных документах стратегического планирования Российской Федерации, национальных проектах и других документах, в целях реализации которых предусматривает размещение объектов, что обосновывает наличие государственных или муниципальных нужд для изъятия земельного участка. [4, с. 294].
Судебная практика по вопросу неправомерного изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд хоть и не обширна, однако содержит в себе некоторые полезные положения.
Так, одним из важных судебных актов в исследуемой области является Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2019 года № 2438-О [5]. Основанием для обращения в Конституционный Суд РФ послужила жалоба ООО «Каменный карьер «Марушкины ворота» на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 56.3, 56.4 и п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ.
Судебными актами ООО было отказано в удовлетворении требований, связанных с изъятием земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности (добыча строительного камня), которая, по мнению судов, не имела общественно значимого приоритета над сельскохозяйственным производством (земельный участок изымался у сельскохозяйственной организации). Как отметил Конституционный суд РФ, принудительное изъятие земельных участков у собственников и иных законных владельцев допустимо лишь при наличии объективных публичных интересов, оправдывающих необходимость такого изъятия.
Еще одной важной проблемой, о которой уже упоминалось в рамках настоящего исследования, является толкование нормы, изложенной в п.3 ст. 49 ЗК РФ, которая предусматривает изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом. В данном случае представляется, что правоприменитель может толковать данную норму расширительно [7].
К федеральным законам, в которых раскрываются обозначенные иные основания, справедливо можно отнести Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395–1 «О недрах» [8]. Согласно ст. 25.2 Закона, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В данном случае необходимость изъятия обосновывается лицензией на пользование недрами. В судебной практике на сегодняшний день складывается неоднозначное отношение к правомерности актов органов управления об изъятии земельных участков. При разрешении таких споров судами сформирована правовая позиция, обосновывающая наличие или отсутствие публичных нужд.
При этом важно отметить, что лицензия на право пользования недрами не является безусловным основанием для прекращения права на земельный участок. На практике наличествуют случаи, когда суды удовлетворяют требования заявителей, признавая незаконными акты органов управления об изъятии земельных участков. Позиция суда в данном случае трактуется следующим образом: интересы недропользователя лишь опосредованно связаны с публичными интересами, а по сути направлены на извлечение им прибыли.
В данном случае возможна ситуация, когда цель изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд будет не соответствовать изначально заявленной. При этом следствием такого положения дел станут новые судебные споры, так как собственники, очевидно, не станут мириться с очевидным и неправомерным изъятием. Данную проблему важно устранить путем детального разъяснения в законодательных актах, к которым отсылает ЗК РФ, тех случаев, при которых данное изъятие допускается. Подобная законодательная точность позволить избежать неправомерного изъятия и избежать судебных споров между собственниками и государством.
Однако, для достижения целей предотвращения изъятия произвольных и необоснованных решений об изъятии земельных участков для возведения определенных объектов, на сегодняшний день изъятие возможно только в случае, если данные объекты предусматриваются и утверждаются документами территориального планирования и проектам планировки территории [6]. Кроме того, законодателем предусмотрено наличие указанных документов в совокупности, что, безусловно, направлено на соблюдение имущественных прав собственников.
Резюмируя проведенное исследование, необходимо отметить, что при детальной законодательной проработке института принудительного изъятия земельных участков для государственных и муниципальных на практике могут возникнуть некоторые проблемы. Так, например, спорный вопрос о наличии государственной или муниципальной нужды при таком изъятии остается субъективной позицией суда.
Данная ситуация нуждается в разработке теоретических предложений и их практической реализации в рамках действующего законодательства. В обозначенной связи необходимо важность реализации исследуемого института в строгом соответствии с нормами действующего земельного и гражданского законодательства и еще раз обратить внимание на то, что права собственников, которые, по их мнению, были нарушены, могут быть восстановлены в судебном порядке.
Литература:
- Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147, 2022. — № 50 (Часть III). — Ст. 8801.
- Корякова Е. А. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Н.Экс.Т. 2021. № 1. С. 30–33.
- Землякова Г. Л., Самончик О. А., Некоторые проблемы защиты прав собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2019. № 4. С. 487–494.
- Чмыхало Е. Ю. О совершенствовании норм земельного права, регулирующих отношения в сфере изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Состояние и перспективы развития науки экологического и земельного права, 2022. С. 293–297.
- Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2019 года № 2438-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Каменный карьер «Марушкины ворота» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 56.3, 56.4 и пунктом 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Доступ СПС «КонсультантПлюс».
- Меняйло Л. Н., Тищенко И. В., Иванова Ю. А. Гарантии обеспечения прав собственника при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 54–58.
- Беляков Н. С. Проблемы изъятия земельных участков для государственных нужд // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2021. № 2–2. С. 53–55.
- Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395–1 (ред. от 28.06.2022) «О недрах» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823, 2022. — № 27. — Ст. 4629.