Аудитория в современных реалиях оказывает колоссальное влияние на функционирование медиа. В связи с этим стоит разобраться в тех изменениях в составе аудитории, а также в ее изменившихся потребностях и интересах, чтобы с помощью научного анализа осознать ее роль в становлении концепции «новых городских медиа»
Чтение традиционных СМИ снижается. В 2020-м году был зафиксирован самый низкий показатель чтения. По сравнению с 2015 годом, количество людей, читающих прессу в 2020 году снизился на 19 %.
Наблюдается следующая тенденция: жители Санкт-Петербурга по сравнению с 2019 годом стали реже читать печатные СМИ (42 %), однако этот показатель на 4 % выше среднего по России. В городах-миллионниках жители на 10 % чаще читают печатные СМИ, чем жители небольших городов (до 500 тыс. жителей).
В 2020 году исследователи фиксируют увеличение распространения смартфонов. На 23 % увеличилось количество людей, владеющих смартфонами в 2020 году по сравнению с 2015. Исследователи утверждают, что в первую очередь респонденты покупают смартфон для пользования соцсетями. Фиксируется рост популярности приложений для социальных сетей. Респонденты говорят, что телефон для них ‒ наиболее популярный способ выхода в интернет. В 2020 году 92 % респондентов подключались к интернету с помощью смартфонов.
Эта тенденция объясняет предыдущую. Количество потребителей, читающих печатные СМИ, снижается, потому что доля людей, владеющих смартфоном из года в год растёт. Помимо этого, смартфон — наиболее популярный инструмент для выхода в интернет. В одном гаджете сосредоточены все источники информации: от людей, с которыми контактирует потребитель до СМИ, которыми он заинтересован. Следовательно, потребитель стремится к упрощению своего доступа к информации, из-за чего всё чаще предпочитает потреблять цифровые медиа.
Значимость социальных сетей и блогов как источников новостей растет с каждым годом. Так, например, по сравнению с 2018 годом этот показатель увеличился на 10 %. При этом, если в 2019 году значительный рост был зафиксирован в группе молодой аудитории (до 34 лет), в 2020 году активно росла взрослая аудитория (старше 65 лет).
Также следует отметить увеличение пользователей социальных сетей. Это говорит о том, что многие СМИ вынуждены адаптироваться к формату социальных сетей. Так, все больше медиа создают свои аналоги в таких сетях и мессенджерах как Вконтакте, Telegram, Viber и WhatsUp.
В результате исследования MediaScope «Рынок прессы 2020» стало ясно, что среди респондентов среднего возраста (от 40 до 44 лет) традиционные СМИ пользуются популярностью — на 10 пунктов выше среднего показателя. Среди молодых респондентов (до 29 лет) печатные СМИ гораздо менее популярны (на 9 пунктов ниже среднего показателя).
Эта тенденция говорит о том, что чем моложе россиянин, тем меньше он обращается к печатным СМИ. А так как цель издательств ‒ заработать больше денег на продаже рекламы, для этого им нужен больший охват аудитории. Поэтому многие СМИ вынуждены искать новые пути распространения информации, сайты, агрегаторы, социальные сети.
Локдаун, связанный с пандемией (с 2020 года), также внёс свои изменения в потребление аудиторией печтаных СМИ.
По данным Mediascope, 52 % людей читают печатные СМИ так же, как и раньше, а 24 % меньше, чем раньше. Вторая половина респондентов объяснила свою позицию так: 35,8 % начали больше читать электронные версии печатных газет. Эта тенденция продолжается и в 2021 году.
Помимо этого, аудитория печатных средств массовой информации непрерывно уменьшается с 2020 года.
Несмотря на общий тренд снижения аудитории, структура по роду занятий и уровню дохода остаётся относительно стабильной.
За месяц два исследуемых сетевых издания посетило в среднем 425,5 тысяч людей. Подобные СМИ пользуются вниманием, как минимум, 20 % горожан. Основным критерием выбора подобных изданий для граждан является величина аудитории. Потребители «новых городских медиа» лояльны. В среднем, доля трафика с непосредственным переходом на сайт составила 62 % ‒ высокий уровень внимания читателей этими данными подтверждается.
Целевой аудиторией TheVillage являются мужчины и женщины в возрасте от 24 до 35 — жители мегаполиса, строящие свою карьеру. Их характеризуют как тех, кто ведёт активный образ жизни. Им интересны происходящие в городе события. Отечественная культура имеет для них большое значение, но открыто перенимают и зарубежный опыт.
Данные с сайта Google Analytics говорят о том, что 38 % аудитории с доходом выше среднего, 69 % посещают сайт более 3‒х раз в неделю, проводят на сайте 5 минут, 3 252 490 человек — ежемесячная аудитория.
TheVillage присутствует и в социальных сетях [1]. Группа ВКонтакте — самое крупное представительство газеты в социальных сетях на сегодняшний день — 346 453 [2] подписчиков, также 327 911 подписчиков в Facebook [3], 379 900 читателей в Twitter [4].
Мужчин и женщин среди аудитории равные доли, преобладают читатели из столиц и столичных регионов.
В месяц StrelkaMag собирает около 280 тысяч просмотров. Аудитория составляет более 130 тысяч уникальных пользователей в совокупности и с другими ресурсами: VK — 26 тысяч [5], Facebook — 16 тысяч [6], Telegram — 13 тысяч [7], Email — 12 тысяч читателей.
Журнал читают мужчины (55 %) и женщины (45 %). В большинстве случаев, пользователь посещает ресурс через мобильное устройство (57 %). Журнал распространяется в Москве (51 %), в Санкт-Петербурге (13 %) и в других регионах (36 %). Возраст читателей также достаточно разнообразен (18–24 года — 10 %, 25–34 года — 30 %, 35–44 года — 20 %, 45–54 года — 17 %).
Журнал читают эксперты, они изучают город, понимают совокупность процессов, происходящих в нем. Им интересно искать закономерности, одинаково интересно изучать Москву и Нижний Тагил, потому что каждый город уникален. Также в состав их аудитории входят предприниматели, владеющие микро- и малым бизнесом, чьё дело меняет город, и студенты старших курсов, которые ищут способы применения своей будущей профессии. Помимо этого, аудиторию составляют активисты, обеспокоенные тем, что происходит в их городе, и молодые чиновники, интересующиеся новыми технологиями, трендами и кейсами, чтобы в будущем использовать этот опыт в своем городе.
YouTube-канал блогера Ильи Варламова также активно развивается. Аудитория канала растет. По данным самого блогера, с 11 июля по 7 августа 2021 года его материалы посмотрели 29 435 147 раз. В среднем время просмотра составило 9 467 229,7 часов. Большая часть роликов просматривалась с мобильных устройств — 16 045 444 просмотра, то есть 54,5 % от общего числа.
Интерес к его работе проявляют не только в России (56,5 % от общего числа просмотров), но и в странах СНГ (Украина — 12,5 %, Беларусь — 6,1 %), и в странах Европы (Германия ‒ 1,9 %, США — 1,6 % и др.)
Подавляющее большинство зрителей составляют мужчины — 76 %, женщины — 24 %.
По возрасту аудитория широкая: от 13 до 17 лет — 0,7 %, 18–24–15,3 %, 25–34–39,5 %, 35–44–24,1 %, 45–54–10,2 %, 55–64–6,1 %, а от 65 и старше — 4,1 %).
Итак, предпочтения аудитории в выборе медиа со временем изменились. Если раньше большая часть аудитории доверяла традиционным СМИ и читала печатные газеты, то сейчас ситуация на рынке иная. С распространением смартфонов у потребителей появился запрос на упрощённый доступ к информации, поэтому многие СМИ создают свои аналоги в сети. Также с каждый годом становится все больше пользователей социальных сетей. Это заставляет редакции вести активную работу на этих площадках. Помимо этого, аудитория пользуются гаджетами, чтобы высказывать свое мнение и делиться им с окружающими, вступать в дискуссии и обсуждения. Потребителю недостаточно читать текст, поэтому он требует разнообразия интерактивных и мультимедийных элементов.
Становится понятным, что аудитория «новых городских медиа» состоит в основном из людей от 18 до 35 лет. Им важно развитие той территории, на которой они проживают, поэтому они заинтересованы в том, чтобы ей в этом помогать. В то же время, они часто дистанцируются от глобальных политических и экономических новостей. Гораздо важнее то, что непосредственно их окружает. Такую аудиторию отличает стабильный доход, независимость, саморазвитие и социальная активность.
«Новые городские медиа» отличаются от традиционных тем, что им не требовалось адаптироваться и изменять работу редакции. Они изначально работали на свою аудиторию, которая не изменилась. Поэтому их материалы выходят на интернет-площадках и соцсетях (собственные сайты, YouTube-каналы, страницы в ВК, Instagram, Telegram и Facebook). Это позволяет им дополнять медиатексты разнообразным контентом: от видео- и фотопроектов, до таких интерактивных инструментов как тесты, игры и загадки.
Литература:
- Главная страница сайта TheVillage. — Текст: электронный // The Village: [сайт]. — URL: https://www.the-village.ru/ (дата обращения: 13.05.2022).
- Страница TheVillage в социальной сети ВКонтакте. — Текст: электронный // The Village: [сайт]. — URL: https://vk.com/villagespb (дата обращения: 13.05.2022).
- Страница TheVillage в социальной сети Facebook. — Текст: электронный // The Village: [сайт]. — URL: https://www.facebook.com/Villagemsk/ (дата обращения: 13.05.2022).
- Страница в социальной сети Twitter. — Текст: электронный // The Village : [сайт]. — URL: https://twitter.com/villagems (дата обращения: 13.05.2022).
- Страница StrelkaMag в социальной сети ВКонтакте. — Текст: электронный // StrelkaMag: [сайт]. — URL: https://vk.com/strelkamagazine (дата обращения: 13.05.2022).
- Страница StrelkaMag в социальной сети Facebook. — Текст: электронный // StrelkaMag: [сайт]. — URL: https://www.facebook.com/strelkamagazine/ne (дата обращения: 13.05.2022).
- Страница в мессенджере Telegram. — Текст: электронный // StrelkaMag: [сайт]. — URL: https://telegram.me/strelkamagazine (дата обращения: 13.05.2022).