В статье рассматривается синдром эмоционального выгорания у педагогов в процессе осуществления уроков с применением дистанционных образовательных технологий. Синдром эмоционального выгорания — это комплекс симптомов, характеризующийся постепенной утратой эмоциональной вовлеченности в деятельность, нарастанием умственной и физической усталости. Проявляется равнодушием к работе, формальным выполнением должностных обязанностей, невротическими и психосоматическими расстройствами. По результатам опроса установлено, что большое количество педагогов испытывают неудовлетворенность от проведения онлайн-уроков и подвержены проявлению эмоционального выгорания.
Ключевые слова : педагогика, эмоциональное выгорание, онлайн-обучение.
Понятие «эмоциональное выгорание» впервые было введено в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергом [11, 14–15] в 1974 году. Этим понятием он характеризовал людей, которые в связи с профессиональной деятельностью находятся в постоянном эмоциональном напряжении, интенсивно и тесно общаются с другими людьми. В группе риска находятся врачи, психологи, учителя, преподаватели, социальные работники, спасатели, служащие правоохранительных органов. Распространенность СЭВ среди таких специалистов достигает 80–90 %.
Явление эмоционального выгорания представлялось как социальная проблема. В ходе профессиональной деятельности. Г. Фрейденбергер заметил, что собственная работа заставила его чувствовать себя измученным и расстроенным. Многие из окружающих его врачей все чаще относились к своим пациентам холодно. Г. Фрейденбергер определил синдром выгорания как состояние психического и физического истощения, вызванное профессиональной деятельностью. Анализ работ, посвященных изучению эмоционального выгорания, позволил выявить необходимость реализации системы мер, направленных на профилактику синдрома эмоционального выгорания преподавателей.
Вовремя обнаружив выгорание, можно не допустить развитие и других острых проблем (депрессии, навязчивого состояния). Установлено, что ведущую роль играют психологические особенности и общее состояние здоровья человека, содержание и организация процесса труда.
Эмоциональное выгорание педагогов во время проведения онлайн уроков напрямую связано с рядом причин:
1) Постоянная работа за компьютером, вызывающая усталость глаз, спины от долгого отсутствия смены положения;
2) Напряжение в связи с отсутствием постоянного контакта с учениками (у обучающихся часто отключены камеры и микрофоны, что не дает возможности оценить работоспособность ученика во время урока);
3) Чувство опустошенности, возникающее из-за разговора с онлайн-аудиторией (в течение всего урока педагог не получает отклика от обучающихся);
4) Состояние эмоционального напряжения, так как современная система образования с использованием дистанционных образовательных технологий подразумевает постоянный контроль со стороны Департамента образования за ходом урока, наличием обязательного плана урока.
Все вышеперечисленные причины способствуют проявлению эмоционального выгорания педагогов во время проведения онлайн-уроков. Есть разные способы группировки всех сопутствующих симптомов при эмоциональном выгорании. Можно разбить их на три группы:
— Физические симптомы. Это не только постоянное чувство усталости, но и другие проблемы. Например, снижение иммунитета и частые болезни, проблемы со сном.
— Психологические симптомы. Самый яркий признак выгорания — притупление чувств и эмоций, как на положительные, так и на отрицательные события.
— Поведенческие симптомы. Выгорающий начинает выбирать рутинные задачи вместо творческих или эмоционально вовлекающих, а также ощущает безразличие к результатам работы.
Весь цикл появления симптомов эмоционального выгорания состоит из нескольких этапов. На первом этапе разворачивается фаза напряжения — используются физиологические и психологические резервы (изменяется уровень активации ЦНС, выработка гормонов), человек чувствует напряжение, но успешно с ним справляется. Интерес и удовлетворенность работой сохранены. Второй этап — фаза резистенции. Утрачивается способность организма противостоять стрессу, негативные факторы (организационные, содержательные, личностные) приводят к нарушениям на физиологическом и психологическом уровне. Снижается мотивация, заинтересованность деятельностью, нарастает подавленность настроения, раздражительность. На третьем этапе истощение проявляется стойкими эмоциональными и соматическими расстройствами: развивается депрессия, обостряются хронические болезни, возникают новые заболевания на психосоматической основе.
Необходимость диагностики СЭВ осознается пациентами на последних стадиях, когда становится выраженной депрессия и раздражительность. Обследование проводится врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом. Используемые методы:
— Опрос. В беседе с больным врач обращает внимание на наличие трех ключевых признаков СЭВ: истощение организма, персональная отстраненность, ощущение утраты собственной эффективности и значимости.
— Специфическая психодиагностика: стандартизированными методами обнаружения СЭВ являются опросники.
Для устранения эмоционального выгорания необходима помощь психолога, психотерапевта, поддержка семьи и коллег. Немаловажную роль играет мотивация пациента. Для достижения стойкого результата важен комплексный психо-медико-социальный подход, который включает медикаментозное лечение; общеукрепляющие мероприятия (больным показано соблюдение режима дня, для восстановления работоспособности рекомендован курс массажа, санаторно-курортное лечение, длительный отпуск); психотерапия (сеансы направлены на формирование мотивации и заинтересованности работой, умение распределять ресурсы на различные сферы жизни).
В ходе исследования эмоционального выгорания нами был проведен опрос 36 педагогов-предметников в формате Google Forms. Респондентам было предложено ответить на 3 вопроса по теме «Эмоциональное выгорание педагогов во время проведения онлайн-уроков». Результаты исследования представлены на рисунках 1–4.
Рис. 1. Удовлетворенность педагогов уровнем отклика от учеников
Рассматривая рисунок 1, мы видим, что 82,6 % педагогов не получают отдачи от обучающихся и остаются неудовлетворены качеством проведения уроков во время дистанционного обучения.
Рисунок 2 иллюстрирует, что педагоги испытывают напряжение при проведении онлайн-уроков если у учеников выключены камеры.
Рис. 2. Напряжение педагогов при проведении онлайн-уроков
Следуя данным рисунка, 64,1 % испытывают напряжение, когда у учеников отключены камеры и микрофоны. Педагоги ощущают себя будто «разговаривающим со стеной» — нет эмоциональной отдачи от учеников, многие вопросы остаются без ответа.
На рисунке 3 отображены результаты ответа на вопрос: «С какими трудностями Вы сталкиваетесь во время проведения онлайн-уроков?». Респондентам было предложено дать ответ на вопрос в свободной форме. Ответы участников приводятся по укрупненным тематикам на рисунке 3.
Рис. 3.
По результатам исследования установлено, что 56,9 % респондентов ответили «раздражают проблемы с подключением». Сюда относятся проблемы с Интернет-соединением, отключение от урока вследствие разрыва соединения, проблемы с подключением у учащихся, трудности с воспроизведением презентации из-за слабого сигнала сети и т. д. Подобное явление вызывает у педагогов помимо раздражения нежелание принимать участие в онлайн-уроках.
78,4 % участников опроса считают, что при проведении онлайн-уроков невозможно провести тестирование, так как оно скорее всего будет списано обучающимися из-за невозможности определить усвоение пройденного материала и работоспособность ученика.
Педагоги также считают, что при проведении онлайн-уроков невозможно отследить занятость ученика в процессе объяснения материала, так как камеры и микрофоны учеников отключены. 36,2 % и 19,7 % педагогов также считают, что при проведении онлайн-урока нет возможности качественно и полноценно оценить ученика за работу на уроке и за устный ответ.
Все полученные нами результаты позволяют сделать вывод, что при проведении уроков с применением дистанционных образовательных технологий педагоги испытывают эмоциональное выгорание, выражающееся в постоянном напряжении, недостаточности собственной реализации, отказе от такого формата уроков. Педагоги считают, что путем реализации онлайн-уроков происходит обесценивание образования, материал хуже усваивается детьми, так как невозможно увидеть, чем ученик занят и слушает ли он материалы урока. Проявление эмоционального выгорания способствует росту тревожности, агрессивности, что совершенно недопустимо при работе учителем. Представляется необходимым адекватно оценивать необходимость проведения онлайн-уроков и разработать достоверную систему оценивания учеников при работе в дистанционном формате.
Литература:
- Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения. — М.: Учитель, 2014. — 122 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб: Питер, 2008. — 336 с.
- Слюсарева Е. С., Евмененко Е. В., Тинькова Е. Л. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Учеб. -метод. Пос.- Ставрополь, 2011. — 156с.
- Сурженко Л. В. Синдром психического выгорания преподавателей высшей школы: ценностно-смысловой аспект: Монография / Л. В. Сурженко. — Краснодар: КубГАУ, 2014. -159с.
- Юдчиц Ю. А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. — 2008. — № 2. — с. 17–22.