Актуальность темы исследования.
Профессиональная деятельность педагога является проблемной для субъекта с точки зрения профессиональных деструкций и высокой эмоциональной нагруженности [3, с. 5].
В процессе онтогенеза эта проблема может обостриться в период так называемого «тройного кризиса» личности – социокультурного, профессионального и возрастного кризиса середины жизни [3, с. 7].
О наступлении кризиса свидетельствуют участившиеся в возрасте 35-40 лет депрессии и невротические расстройства. Б. Ливехуд называл возраст 35-40 лет своеобразной «точкой расходящихся путей». Один из путей – это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой путь – продолжение психической эволюции, несмотря на физическую инволюцию. Э.Эриксон возраст 30-40 лет назвал «десятилетием роковой черты». К этому возрасту появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. Успешное разрешение кризиса, по Э.Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на земле. В период «тройного кризиса» активизируются качественно новые механизмы адаптации, выступающие в форме психологических защит . [3, с. 144].
Новое решение вопроса детерминации эмоционального выгорания в психологической литературе (Василюк Ф.Е.,1984, Бойко В.В., 1996, Трунов Д.Г.,1998, Демина Л.Д., 2000, Ральникова И.А., 2000 и др.) позволяет нам рассматривать эмоциональное выгорание как один из новейших механизмов психологической защиты. Этот механизм предохраняет от осознания личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствует стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов, представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения и протекает на подсознательном психологическом уровне. Симптомы выгорания выступают как сигналы, идущие из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способ коммуникации между несознаваемым и осознанным [1,2,6,7,8,9].
Феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у педагога возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа "человек-человек" требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на предсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их, заменять на противоположные. Это может привести к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, к дезорганизации профессиональной деятельности и межличностных отношений.
Организация исследования.
Следовательно, можно предположить, что в период «тройного кризиса» эмоциональное выгорание в профессиональном анамнезе будет иметь преобладающий сложившийся характер симптоматики. И поскольку границы «середины жизни» весьма условны и индивидуальны, наше исследование позволит определить выраженность симптомов эмоционального выгорания у педагогов на разных возрастных категориях.
В исследовании принимали участие 121 человек – педагоги МОУ г.Челябинска. В изучении зависимости степени выраженности эмоционального выгорания (ЭВ) от возраста респондентов, мы предложили следующее разделение возрастных категорий: до 25 лет; 26-30 лет; 31-35 лет; 36-44 года; от 45 лет. Согласно нашей гипотезе, проблемными в нашем разделении показателей будут возрастные категории от 31-35 и 36-44 лет. Исследование проводилось по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [4, с. 141]. Методика позволяет выявить ведущие симптомы эмоционального выгорания и сформированность каждой фазы ЭВ: напряжение, резистенция, истощение.
Результаты исследования и их интерпретация.
Во всех возрастных категориях доминирует 1Р симптом – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (15,4;15;15,6;17,4;15) и 4Р симптом – редукция профессиональных обязанностей (10;18,5;15,8;20,1;19,4). Это свидетельствует о том, что педагоги неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Со стороны такое поведение педагога можно квалифицировать как эмоциональную черствость, неучтивость и равнодушие (рис.1).
Рисунок 1.
У педагогов в возрасте до 25 лет присутствует уже почти сложившийся 1Р симптом – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (15,4), что свидетельствует о осознанном или подсознательном стремлении к комфорту. Педагог действует по принципу «хочу-не хочу» и откликается на состояние или потребности субъекта взаимодействия, если сочтет нужным или по настроению (рис.2).
Рисунок 2.
В возрасте 26-30 лет у педагогов начинает складываться 2Р симптом – эмоционально-нравственная дезориентация, который далее присутствует во всех возрастных категориях, а самого большого значения достигает в возрастной категории от 45 лет (14,3). Показатель выраженности 4Р симптома – редукция профессиональных обязанностей (18,5) свидетельствует о его сложившемся характере и выражается в упрощении и сокращении социальных контактов и обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат (рис.3).
Рисунок 3.
В возрасте 31-35 лет у педагогов нарастает тревожная симптоматика. Тревожное напряжение характеризуется складывающимся характером 1Н симптома (11,8) – переживание психотравмирующих обстоятельств, 2Р симптома (11) - неудовлетворенность собой, 3Р симптома (10,7)– «загнанность в клетку», 4Р симптома (12,2) – тревога и депрессия. Тревожное напряжение характеризуется нарастанием раздражения, отчаяния и негодования. Проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, которые педагогу представляются как непреодолимые. Педагог начинает испытывать недовольство собой, избранной профессией и профессиональными обязанностями. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождает мощное энергетическое напряжение в форме переживания ситуативной или личностной тревоги. Возрастает неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (15,2), эмоционально-нравственная дезориентация (13,5), расширение сферы экономии эмоций (10,7) и редукция профессиональных обязанностей (15,8). Это свидетельствует о выборочном реагировании в социальных контактах, их упрощении и сокращении, возникновении у педагога потребности в самооправдании. Подобное поведение выходит за рамки профессионального взаимодействия и распространяется на ближайшее окружение педагога. Подобная симптоматика обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к «эмоциональному выгоранию» как средству психологической защиты (рис.4). Увеличение числа складывающихся симптомов в возрасте 31-35 лет свидетельствует о наступлении кризиса «середины жизни» - возрастает тревога и депрессия, чувство неудовлетворенности работой и собой.
Рисунок 4.
Возраст педагогов 36-44 лет характеризуется большим количеством сложившихся симптомов эмоционального выгорания: 4Н симптом – тревога и депрессия (16), 1Р симптом – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (17,4), 3Р симптом – расширение сферы экономии эмоций (19,4), 4Р симптом – редукция профессиональных обязанностей (20,1) и 4И симптом – психосоматические и психовегетативные нарушения (18,4). Остальные симптомы носят складывающийся характер: 1Н симптом – переживание психотравмирующих обстоятельств (14,8), 3Н симптом – загнанность в клетку (15,3), 2Р симптом- эмоционально-нравственная дезориентация (13), 1И симптом – эмоциональный дефицит (10,8), 2И симптом – эмоциональная отстраненность (10), 3И симптом – личностная отстраненность – деперсонализация (12).
Феноменологическая картина эмоционального выгорания в возрасте 36-44 лет свидетельствует о рассогласованности в ценностно-установочной сфере личности педагога, что и активизирует психологическую защиту. Мощное энергетическое напряжение, которое переживается педагогом в форме ситуативной и личностной тревоги сказывается на общении не только с субъектами деятельности, но и родными и близкими людьми. Такое поведение педагога (эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие и неприятие) не соответствует профессиональным стандартам, порождает у педагога чувство вины, неудовлетворенность собой и окружающими. Такое поведение приводит к социальной замкнутости, негативным установкам и психосоматическим проблемам. Это сопровождается плохим настроением, бессонницей, чувством страха, обострением хронических заболеваний. Отмечается выраженное падение общего энергетического тонуса, а психологическая защита в форме «эмоционального выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности педагога (рис.5).
Рисунок 5.
В возрасте от 45 лет педагог использует данную форму психологической защиты в виде «эмоционального выгорания» не только в профессиональной, но и вне профессиональной деятельности ( в общении с родными, приятелями и знакомыми), что приводит к сокращению эмоциональных затрат (4Р симптом – 19,4). Педагог активно оправдывает себя и защищает свою педагогическую стратегию (2Р симптом – 14,3), что не всегда приводит к педагогическому эффекту и часто сопровождается соматической ослабленностью (рис.6).
Рисунок 6.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что переломным «кризисным» в педагогической деятельности можно считать возраст 36-44 лет. Рассогласованность в ценностно-установочной сфере личности, которая остро ощущается педагогом в период «тройного кризиса», обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к «эмоциональному выгоранию» как средству психологической защиты. Показательным здесь является сформированность «эмоционального выгорания» (ЭВ) – 176,6 баллов при критическом значении 183 балла, свидетельствующем о сложившемся «эмоциональном выгорании» (рис.7).
Рисунок 7.
Заключение.
Профессиональная деятельность педагога является проблемной для субъекта в плане профессиональных деструкций особенно в период так называемого «тройного кризиса», что и активизирует психологическую защиту в форме «эмоционального выгорания». Такая психологическая защита прослеживается в ходе всей профессиональной деятельности педагога. Она проявляется в ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе социальных контактов и упрощении профессиональных обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат.
Следовательно, внимательное отношение педагога к сигналам эмоционального выгорания и своевременное обращение за психологической помощью предоставляет возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности; приводит к осознанию и принятию важной информации о себе; расширяет возможности психологической профилактики и коррекции.
Библиографический список
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко.
– М.: Наука, 1996. – 154 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984
3. Горелова Г.Г. Личность и профессия. Профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного кризиса». – Челябинск, 2002, 175 с.
4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. «Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалистов», Екатеринбург, 1990, с. 141
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997, № 6. - С.35-44.
6. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Изд-во Алтайского государственного университета, 2000.- 123 с.
7. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д.Г.
8. Трунов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.
– С. 84–89.
9. Трунов Д.Г. Профессиональные деформации практического психолога.// Психологическая газета. - № 1. – 1998. – С.12-13.